Moskva, Moscow, Russian Federation
The paper considers the methods concerning how to analyze, edit and improve written text essays. Outlined are the stages of written text improving. Developed is the system of formative assignments, conducive to mastering the skills of proper text writing.
editing, improving the written text, analysis, review, work on a draft text.
Язык особенно требует тщательного отбора
всего лучшего, что в нем есть, — ясного, точного,
красочного, звучного, и дальнейшего любовного
развития этого лучшего
М. Горький
Сочинение как один из видов письменных работ дает возможность не только сформировать навыки письменной речи учащегося, но и сделать выводы об уровне его общей и речевой культуры, нравственной и социальной зрелости, выявить уровень читательской компетенции. Cочинение является важным обучающим и контролирующим видом письменной работы. Создание разных типов текстов в устной или письменной форме (сочинение, изложение) является одной из важных учебных задач на уроках русского языка, литературы, риторики.
Написание сочинения требует определенных умений: чтение, анализ и интерпретация художественного произведения, владение монологической и диалогической речью, составление плана, использование выразительных средств языка, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности, редактирование и совершенствование написанного1.
____
1 Характеристика письменных работ в основной и старшей школе см. в статьях: Обернихина Г.А., Воителева Т.М., Марченко О.Н. Обучение написанию сочинений в основной школе // Профильная школа. — 2015. — №4. — С. 9–22. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Савченко К.В. Обучение написанию сочинений на литературную тему в старших классах // Профильная школа. — 2015. — № 5. — С. 20–33.
1. Anan’ev B.G. Problema otsenivaniya v pedagogicheskoy psikhologii [The problem of estimation in educational psychology]. St. Petersburg, 1995.
2. Bogdanova O. Yu., Leonov S. A., Chertova V. F. Metodika prepodavaniya literatury [Methods of teaching literature]. Moscow, Akademiya Publ., 2008
3. Kokhtev N.N. Sochinenie: rabota nad soderzhaniem i yazykom [Essay: work on the content and language]. Moscow, Izdatel’stvo MGU Publ., 1994.
4. Ksenzova G.S. Otsenochnaya deyatel’nost’ uchitelya [Th e estimated activity of the teacher]. Moscow,2000.
5. L’vova M.E. Sochinenie. Kakim emu byt’? [The writing. How is it to be?]. Literatura v shkole [Literature in school]. 2004, I. 7, pp. 40.
6. Nakoryakova K.M. Literaturnoe redaktirovanie [Literary editing]. Moscow, Ikar Publ., 2015
7. Obernikhina G.A. Sochinenie na literaturnuyu temu [The writing on the literary theme]. Moscow, ARKTI Publ., 1999.
8. Obernikhina G.A., Voiteleva T.M., Marchenko O.N. «Obuchenie napisaniyu sochineniy v osnovnoy shkole» [Education essay writing in basic school]. Profi l’naya shkola [Profile school]. 2015, I.4, pp. 9-22.
9. Obernikhina G.A., Emel’yanova T.V., Savchenko K.V. «Obuchenie napisaniyu sochineniy na literaturnuyu temu v starshikh klassakh» [Teaching writing essays on literary subject in high school]. Profil’naya shkola [Profile school]. 2015, I. 5, pp.20-33.
10. Ravenskiy Yu.I. Razvivayte dar slova. Fakul’tativnyy kurs Teoriya i praktika sochineniy raznykh zhanrov (8-9 klassy) [Develop the gift of speech. Optional course in the theory and practice of the works of different genres (8-9 grades)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990.
11. Tseytlin S.N. Rechevye oshibki i ikh preduprezhdenie [Speech errors and preduprezhdenie]. Moscow, 2005.
12. Chukovskaya L.K. V laboratorii redaktora [In the laboratory of editor]. Moscow, Vremya Publ., 2011.