EARLY CHILDHOOD EDUCATION AS SPECIAL RESOURCE AND INITIAL STEP IN PREPARATION OF CREATIVE AND RESPONSIBLE CITIZEN-WORKER
Abstract and keywords
Abstract (English):
The international community increasingly recognizes the enormous social importance of children’s early education and upbringing, the need for State’s regulating role in implementation of complex of services providing children’s education , health and development.

Keywords:
early childhood education system, early training, market of early childhood education services, State’s role, European practice, «The Moscow education».
Text

Система дошкольного образования в России: цели и тенденции развития

В современной России развитие дошкольного образования в значительной мере обусловлено демографическими процессами. В первом полугодии 2012 г. рождаемость в стране увеличилась на 7,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, или на 63,2 тыс. детей.

Государством сформулирована стратегическая цель развития системы дошкольного образования — обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования, равных возможностей его получения и повышение качества. Одним из основных документов, определяющих перспективы развития системы образования на период до 2020 г., стал Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», подписанный 7 мая 2012 г. [4].

Исходя из данного документа, к 2016 г. в стране предстоит обеспечить 100%-ю доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, предусмотрев при этом расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных учреждениях.

Следует особо подчеркнуть, что усилия российского руководства и педагогической общественности в этой сфере коррелируются с деятельностью других стран мира и во многом опережают ее по темпам и качеству исполнения. Мировое сообщество все отчетливее осознает огромную социальную значимость раннего обучения и воспитания детей. От того, как выстраивается система воспитания и обучения малыша, осуществляется комплекс услуг, обеспечивающий его здоровье и развитие, зависит в целом благополучие нового поколения, будущее страны и мира.

В 1998—2004 гг. группа международных экспертов исследовала услуги дошкольного воспитания и образования в двадцати богатых странах. По итогам был подготовлен двухтомный обзорный доклад (Сильный старт I и II) [1], выводы и рекомендации которого не утратили актуальности и сегодня.

Практически повсеместно рыночные условия предоставления услуг для детей младшего возраста имеют как преимущества, так и недостатки. Например, рыночные условия позволяют откликаться на спрос более оперативно, чем государство, в краткосрочной перспективе обходятся государству дешевле, при этом рынок часто становится источником новых идей, но рыночные услуги зачастую более низкого качества, а воспитатели часто не получают должной подготовки и поддержки, их сложнее контролировать.

Роль государства в развитии системы дошкольного образования

В государственном секторе, к сожалению, действует та же рыночная логика, направленная на извлечение прибыли: зарплаты сотрудникам снижают, число детей в группах растет, помещения и оборудование не соответствуют должному уровню. Негативные тенденции рыночного подхода в сфере ухода за детьми проявляются в пренебрежении значимыми общественными целями, такими как здоровье детей, детская бедность, равенство для женщин. Поэтому детские сады и центры по уходу за детьми, как правило, сконцентрированы в зажиточных районах, что не обеспечивает справедливого доступа к этим услугам.

Вмешательство государства необходимо, считают зарубежные эксперты [1], чтобы обеспечить справедливый доступ к этим услугам и их высокое общее качество, а также достичь значимых общественных целей. Так, исследование доступности дошкольного образования в США в зависимости от уровня доходов семьи показало, что чем выше доход семьи, тем доступнее для детей дошкольные воспитательные учреждения и услуги. Если доход семьи колеблется около 10 тыс. долл., детские сады посещают лишь 35% детей. При среднем ежегодном доходе в 54,8 тыс. долл. дошкольным образованием охвачено около 40% детей, а если доход семьи превышает 120—150 тыс. долл., то свыше 60%.

References

1. Bennet D. Zernyshko, spyashchee v zemle: rol' gosudarstva v sisteme doshkol'nogo obrazovaniya. Etnodialogi: al'manakh. - 2009. - № 1.

2. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Natsional'nyy proekt «Obrazovanie»: otsenki ekspertov i pozitsiya naseleniya. - M.: TsSP, 2008.

3. Larionova O. Vospitanie i obrazovanie detey mladshego vozrasta v Moskve. Etnodialogi: al'manakh . - 2009. - № 1.

4. O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g.

5. Obespechenie mestami v detskikh doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh v gorodakh Tsentra i Severo-Zapada Rossii. Munitsipal'naya vlast'. - 2012. - № 9-10.

6. Putin V.V. Stroitel'stvo spravedlivosti. Sotsial'naya politika dlya Rossii. Komsomol'skaya pravda. - 2012. - 13 fevralya.

7. Rossiyskaya ekonomika v 2011 godu. Tendentsii i perspektivy. - Vyp. 33. - M., 2012.

8. Rybnikova I. Deti, zdorov'e i dorogi: 7 prioritetov novogo glavy Podmoskov'ya. Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 29 noyabrya.

9. Etnodialogi: al'manakh. - 2009. - № 1.

Login or Create
* Forgot password?