The article deals with urgent problems of improving productivity of labour. The Decree of the President of the Russian Federation of 7th May, 2012, № 596 «On the long-term state economic policy» defined specific instructions to the Government of the Russian Federation on measures to increase labour productivity in 1,5 times by 2018, regarding the level of 2011. For the solution of this complicated task, taking into account the backlog of this important economic indicator in 2-2,5 times from developed countries, it is necessary to have annual productivity growth at 7-8% (for reference - the average rate of productivity growth over the previous 6 years 2003-2010 made 103,9%1). Just appeals will not solve this problem. We are needed in a state program of action in the form of the Concept and evidence-informed measures to increase productivity of labour in the Russian Federation, the relevance of which is difficult to overestimate.
labour productivity, efficiency of production, human potential, international experience
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. определены основные задачи в области повышения производительности труда.
На первом этапе (2012 г. к 2007 г.) - рост производительности труда определялся в предельных величинах 140-141 процентов. Фактические показатели составили - 109,3 процентов (см. табл. 1).
На втором этапе поставлены более амбициозные задачи достижения целевых макроэкономических индикаторов по росту производительности труда (2020 г. к 2012 г.) - 171-178 процентов, в том числе к 2018 г. - увеличение в 1,5 раза (по отношению к уровню 2011 г.).
Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2030 года, разработанных Минэкономразвития России определены три сценария достижения целевых параметров долгосрочной экономической политики государства, включая повышение производительности труда (см. табл. 2).
Сценарий консервативного развития экономики не позволяет достичь необходимых результатов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», включая рост производительности труда, который при данном сценарии увеличится в 1,3 раза.
Сценарий инновационного развития позволяет обеспечить значительное улучшение качественных характеристик экономического развития, однако достичь в полном объеме результатов, определенных Указом Президента Российской Федерации, не удается, в том числе и по росту производительности труда, который составит около 40 процентов.
Форсированный сценарий развития событий, в основе которого заложены стратегические планы развития высокотехнологических наукоемких отраслей, обеспечивающих развитие человеческого капитала, позволяет практически по всем параме-
1. Rossiya v tsifrakh. 2013: Kratkiy statisticheskiy sbornik/Rosstat - M., str. 43.
2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07 maya 2012 g. № 596 «O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy politike».
3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel´stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g., № 1662-r).
4. Prognoz dolgosrochnogo sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii, Moskva, 2013 g.).
5. Osnovnye napravleniya deyatel´nosti Pravitel´stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2018 goda (utverzhdeny 31 yanvarya 2013 g.).
6. Prognozirovanie proizvoditel´nosti truda: metody i modeli/A.A. Frenkel´ - 2-e izd. dop. i pererab. - M.: ZAO «Izdatel´stvo «Ekonomika», 2007 g.