The article focuses on the development of key competencies as a key imperative update of the education system. Considerable attention is paid to the process of formation of the key competencies of students-future teachers in technology of modular training. The author of the offered criteria of formation of key competencies and indicators of their effectiveness.
key competencies, technology of modular training, formation process of key competencies, the criteria of formation, indicators of effectiveness.
Современные представления о профессиональной подготовке педагога как специалиста связаны с его компетентностью. Первостепенное значение приобретает вопрос о том, какие знания и умения в ближайшей или отдаленной перспективе будут полезны выпускникам педагогических вузов (и их работодателям) в ходе практического освоения новых видов профессиональной деятельности. Именно эти знания и умения будут играть решающую роль в повышении профессиональной компетентности молодых специалистов, готовности следовать принятым в педагогическом обществе нормам, развитии социальной мобильности и активности профессионально грамотных, компетентных специалистов, развитии качества жизни не только отдельной личности, но и общества в целом.
Пути формирования профессионализма могут быть различными. Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей определяется как профессионально-педагогическая компетентность – интегральная профессиональноличностная характеристика педагога.
Многие исследования рассматривают компетентность как синоним качества. Отличием компетентности от качества является то, что качество – это более многомерное понятие, а компетенция – результат образовательного процесса. Понятие «качество образования» может быть определено с позиций философии как комплексная категория, обозначающая некие образовательные систему, модель, практику, обладающие совокупностью свойств, признаков, существующих в единстве, неотделимых от них и проявляющихся во взаимодействии с другими объектами, явлениями, системами. Учитывая, что в философии эта категория не носит оценочного характера, образование, по сути, есть создание качества, а именно совокупности характеристик, не плохих, не хороших, а разных. Таким образом, качество образования – это результат усилий личности по самообразованию и результат усилий институтов образования по созданию условий для этого [2, с. 33–44].
1. Chernelevskiy D.V. Didakticheskie tekhnologii v vysshey shkole. M.: YuNITI-Dana, 2002.
2. Shishov S.E. Kachestvo obrazovaniya kak ob´´ekt monitoringa v informatsionnom obshchestve. Obrazovanie i nauka. 2008. № 5. S. 33-44.