Moscow, Moscow, Russian Federation
The presented article presents the results of a primary psychodiagnostic study to determine the level of formation of the components of psychological stability (emotional-volitional, activity-cognitive, motivational-developmental, reflexive-evaluative). Accordingly, the purpose of the study was to develop, substantiate and test the means of developing psychological resistance to professional difficulties among graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article also highlights the issues of developing an author's program for the professional and personal development of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the innovative idea of which is to integrate psychological tools and methods for developing psychological stability of a person (autosuggestive method, psychophysical training, existential self-development training, socio-psychological training, situational-imaginative modeling, elements of gestalt therapy, the method of role-playing games, analysis of video plots). In addition, the article also provides the results of evaluating the effectiveness of the developed training program. It is noted that in the experimental group, the number of respondents with an adaptive personality type increased by 27 percent. It makes sense to conduct this program during the training period of cadets, starting from the 2nd year. This can contribute to better adaptation in the process of educational and official activities, the formation of a more substantive understanding of the professional activities of employees of law enforcement agencies, as well as the development of their professional and personal qualities necessary for a full-fledged, harmonious life, organization of relationships with various categories of citizens.
educational and service activities, adaptation of cadets, mental states, components of psychological stability, professional and personal development, ascertaining and shaping experiments, psychophysical training, existential self-development training, socio-psychological training.
Введение. «Социально-экономические изменения, происходящие в России в последние 15-20 лет, вносят существенные коррективы во многие области профессиональной деятельности. Важнейшей проблемой выступает поиск новых подходов и совершенствование имеющейся практики более полного использования человеческих ресурсов» [5].
Еще в 2014 году на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, «…в подразделения полиции должны прийти такие сотрудники, которые будут эффективно выполнять возложенные на них оперативно-служебные задачи, проявлять личную инициативу при выполнении обязанностей и обладать профессиональной компетенцией в сфере своей деятельности» [4].
Полагаем, что основной акцент в профессиональной подготовке кадров для подразделений органов внутренних дел, способных компетентно решать профессиональные задачи, адекватно реагировать на внешние вызовы и угрозы, необходимо сделать на психологическое сопровождении учебно-служебной деятельности обучающихся в образовательных организациях МВД России [2, 6].
Цель нашего исследования заключалась в разработке, обосновании и апробации средств развития психологической устойчивости к профессиональным трудностям у сотрудников-выпускников образовательных организаций МВД России.
Методика исследования. Решая научно-исследовательские цели и задачи, мы подобрали определенный комплекс научных методов: теоретико-методологический анализ научной литературы; экспертная оценка; контент-анализ научных исследований; количественный и качественный анализ документов; анкетирование; тестирование (методика «Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ) по М.В. Чумакову», методика оценки нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации «Прогноз-1»», методика «Оценка уровня развития волевой саморегуляции А.Г. Зверкова, Б.В. Эйдмана», методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций С. Хобфолла» (адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой), Методика «Индекс жизненного стиля» адаптация Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенникова, методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, методика «Краткий ориентировочный тест (КОТ) В.Н. Бузина и Э.Ф. Вандерлика», методика оценки структуры профессионально значимых мотивов (Модифицированный вариант методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина», методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин», методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова, методика «Оценка смысложизненных ориентаций» (методика СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолик (адаптирован Д.А. Леонтьевым); методика «Многофакторное исследование личностных характеристик Р. Кеттелла» (тест С); методика «Самооценка психических состояний») [1, 2]. Наряду с выбранными методиками мы составили план реализации психологического эксперимента (в частности, провели констатирующий и формирующий); статистический анализ полученных эмпирических данных осуществлялся посредством программы SPSS 17.0. с применением кластерного анализа, корреляционного анализа Спирмена, t-критерия Стъюдента, U-критерия Манна-Уитни, критерия F-Фишера.
Результаты эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, в котором были задействованы слушатели 5 «С» курса. На этапе первичного психодиагностического исследования мы определяли уровень сформированности эмоционально-волевого, деятельностно-познавательного, мотивационно-развивающего и рефлексивно-оценочного компонентов психологической устойчивости. С целью наиболее информативного исследования каждого компонента мы подобрали соответствующий психодиагностический инструментарий.
В процессе исследования эмоционально-волевого компонента психологической устойчивости по результатам обработки данных посредством программы SPSS 17.0. было выявлено, что респонденты имеют средний уровень работоспособности, активности, энергичности и стойкости к трудностям служебной деятельности, но вместе с тем, могут выстраивать свою профессиональную деятельность и стремятся к решению поставленных задач. Также обнаружено, что возможны проявления нервно-психических срывов, зависящие от значительных психофизических нагрузок, и с целью коррекции данного явления необходима дополнительная психологическая поддержка. Уровень проявления активности, самостоятельности и уверенности – средний. Обладая умеренным уровнем эмоциональной зрелости, в условиях интенсивной и напряженной деятельности респонденты способны сохранять спокойствие и контролировать обстановку [1].
По результатам исследования деятельного-познавательного компонента психологической устойчивости личности отмечается низкая готовность к взятию ответственности за последствия действий, требующих незамедлительного принятия решений. Также выявлено, что для достижения поставленных целей респондентам свойственно планирование стратегий и поведения, но наряду с этим, они склонны к мнительности и зависимости от окружающего мнения.
Уровень интеллектуальных способностей оценивается как средний, в следствие чего респонденты обладают достаточным уровнем способности аналитически мыслить, обобщать информацию, а также распределять и переключать внимание [1].
Исследование мотивационно-развивающего компонента позволило нам определить, что такие факторы как: материальное вознаграждение, признание, социальные контакты – являются превалирующими в профессиональной деятельности. Испытуемые считают важным работать над собой и стремятся к самосовершенствованию. Слушателям характерен достаточный уровень нервно-психической устойчивости и способности к контролю и регулированию собственного поведения [1].
Диагностика рефлексивно-оценочного компонента психологической устойчивости личности позволила нам выявить способность респондентов осмыслять и изучать различную информацию посредством сравнения своего образа «Я» с конкретными событиями, а также анализировать возможные варианты развития событий перед тем, как они будут совершать целенаправленные действия. Для слушателей характерна достаточная степень свободы выбора для планирования своей жизнедеятельности, согласно намеченным планам [1].
Полученные данные с последующей аналитической работой позволили нам написать авторскую программу профессионально-личностного развития сотрудников-выпускников образовательных организаций МВД России, инновационный замысел которой заключается в интеграции психологических средств и методов развития психологической устойчивости личности (аутосуггестивный метод, психофизический тренинг, экзистенциальный тренинг саморазвития, социально-психологический тренинг, ситуативно-образное моделирование, элементы гештальт-терапии, метод ролевых игр, анализ видео-сюжетов), а также в научении слушателей различными психологическими способами самопомощи за короткий промежуток времени в любых условиях несения службы и при столкновении с профессиональными трудностями, что оказывает положительное влияние на их эффективность и успешность при выполнении поставленных задач.
Далее нами был спланирован формирующий эксперимент, в ходе которого выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группы (план эксперимента по Д. Кэмпбеллу для двух рандомизированных выборок) [3]. Распределение осуществлялось по типам личности, выделенным в результате кластерного анализа (таблица 1).
Таблица 1 – Численный состав КГ и ЭГ формирующего эксперимента
|
Типы личности |
КГ |
ЭГ |
Всего |
|
Устойчиво-адаптивный |
4 |
3 |
7 |
|
Адаптивный |
8 |
7 |
15 |
|
Нормативно-устойчивый |
15 |
16 |
31 |
|
Нормативно-неустойчивый |
7 |
8 |
15 |
|
Всего: |
34 |
34 |
68 |
С целью эффективности в организации авторской программы мы провели расширенное анкетирование с респондентами экспериментальной группы на предмет готовности их к дальнейшему взаимодействию, а также наличию у них каких-либо ожиданий.
Ввиду того, что среди респондентов общий уровень заинтересованности и мотивации к коллективной деятельности отмечался как средний, мы могли прогнозировать возможности качественного взаимодействия. Для нас важно было осознавать, что большое значение в совместной работе имеет желание и готовность меняться, стремление к взаимной работе, поскольку от этого зависит глубина и качество личных и профессиональных изменений. По этой причине данному вопросу мы уделили особое внимание.
В результате анкетирования прояснилось следующее: на вопрос «Как Вы думаете, изменится ли Ваш уровень сформированности психологической устойчивости?», направленный на исследование ожиданий респондентов от дальнейшего взаимодействия, были получены следующие результаты в % (рисунок 1).

Рисунок 1 – Результаты анкетирования слушателей
Таким образом, «51% респондентов ожидали, что в результате психологического взаимодействия произойдут внутренние изменения, улучшится уровень психологической устойчивости, 22% - предположили, что эффекта от работы не произойдет, 27% - имели общий интерес к работе» [1].
Создание атмосферы доверия и безопасности, а также формирование взаимопонимания между психологом и группой является неотъемлемой и основополагающей частью успешного взаимодействия.
В этой связи, установление доверительной эмоциональной связи стало одной из центральных задач, способствующей повышению мотивационной составляющей, в частности, у слушателей, менее заинтересованных (по результатам опроса). Также это оказывает прямое влияние на эффективность и качество внутренних изменений как у каждого респондента в отдельности, так и у всей группы.
Далее для нас было важно узнать, какие конкретно личные измеримые потенциальные изменения они ожидают получить от нашей работы. Ответы представим на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты предварительного анкетирования респондентов
По-нашему мнению, данные уточнения отражают наличие заинтересованности респондентов в профессиональном и личностном развитии, что напрямую способствует положительной динамике в последующем процессе совместной работы.
Вместе с тем, мы выяснили уровень готовности участников группы к психологическому взаимодействию и получили следующие данные: 59% респондентов оценили свой уровень как средний, 21% - как высокий, 20% - низкий.
Последующий уточняющий анализ позволил нам выяснить причины сниженного эмоционального состояния: «экзаменационная сессия, семейные трудности, переезд, переутомление, усталость на фоне повседневной учебно-служебной деятельности и т.д.)» [1].
Реализация авторской программы проводилась в течение 4-х месяцев и состояла из трех логически выстроенных блоков.
«Блок-знакомство». Целью настоящего блока являлось знакомство психолога с участниками группы. Также на данном этапе важно было прояснить вопросы, касающиеся дальнейших планов слушателей относительно служебной деятельности (по окончании Университета); актуализировать имеющийся профессиональный опыт, который они смогли получить в процессе учебно-служебной деятельности; вспомнить трудные ситуации, с которыми им уже приходилось сталкиваться и др.
«Тренинговый блок». Основная суть данного блока заключалась во взаимодействии с участниками, состоящими в экспериментальной группе. Ввиду того, что профиль обучения слушателей не включал в себя целенаправленное изучение предлагаемых нами психологических средств и методов, в начале каждого занятия (перед работой в конкретном методе и методике) проводилось теоретическое ознакомление со значением метода для широкого осмысления и вдумчивого восприятия. Тем самым респонденты могли более вдумчиво и осознанно относиться к целям и задачам совместной работы
В рамках каждого занятия проводились: разогревающее упражнение, введение (постановка целей и задач в предстоящей работе), упражнения в рамках конкретного психологического метода, рефлексию с анализом достигнутых целей, определения внутреннего состояния участников группы, а также контроль динамики их профессионально-личностного развития.
Рефлексивный блок заключался в подведении и анализе итогов; проведении анкетирования, цель которого заключалась в проверке эффективности программы и возможности ее дальнейшей корректировки; оценке слушателями своего нового внутреннего состояния и переосмысления отношения к профессиональным трудностям и задачам, а также в оценке готовности к последующей профессионально-служебной деятельности [1].
Оценка эффективности программы проводилась по результатам:
1) анкетирования ЭГ после проведения цикла мероприятий психологического взаимодействия; 2) сравнительного анализа показателей по методике «СПС»; 3) карты наблюдения психолога за слушателями ЭГ; 4) сравнительного анализа показателей после повторного психодиагностического исследования КГ и ЭГ.
На рисунке 3 представлены результаты анкетирования после проведения цикла мероприятий психологического взаимодействия, где слушателям предлагалось по 10-ти балльной шкале дать оценку своему состоянию и полученным внутриличностным изменениям.

Рисунок 3 – Результаты анкетирования (средние значения)
Наряду с этим, на первом вводном занятии мы провели диагностику самооценки психических состояний (методика «СПС») слушателей, чтобы определить с каким уровнем тревожности, агрессивности и ригидности респонденты «заходят» в программу психологического взаимодействия. Данную диагностику мы повторяли на экваторе и по окончании совместной работы с целью определения динамики группы (рисунок 4).

Рисунок 4 – Сравнительный анализ результатов средних значений по психодиагностической методике «СПС»
Анализ средних показателей позволил нам выявить положительную динамику по критерию «фрустрация»: значения стали ниже, т.о., выработался ресурс для более устойчивого отношения к атипичным ситуациям и неудачам, а также сформировалась способность к переключению внимания и возможности успешнее адаптироваться к неизвестным условиям [1]. Полученные значения отражали вовлеченность и заинтересованность респондентов в работе над своими профессионально-личностными качествами.
Несомненно, изучение новых знаний и овладение новыми навыками давало положительную динамику на каждом занятии и влияло на изменения на всех уровнях личности (физиологическом, психологическом, эмоциональном, физическом.)
Также, использование в нашей работе со слушателями карты наблюдения психолога, позволило нам изучить внутренние процессы группы (непосредственно между всеми участниками).
Так, например, первые 3-4 занятия больше характеризовались как адаптационный процесс респондентов как с психологом, так и между собой. И даже тот факт, что слушатели в течение 5 лет обучения находились в непрерывном совместном взаимодействии, участники группы смогли раскрыть друг для друга и для самих себя новые качества личности.
Все последующие занятия отличались прогрессирующей заинтересованностью и вовлеченностью слушателями в рабочий процесс.
По окончании проведения цикла мероприятий по психологическому взаимодействию дополнительно сопутствующими качественными изменениями у слушателей стали: возможность проработать отдельные конфликтные ситуации за пределами их учебно-служебной деятельности, а также наладить взаимоотношения с ближним кругом общения.
Вместе с тем, с целью доказательства эффективности проведенной авторской программы по результатам формирующего эксперимента нами было проведено повторное психодиагностическое исследование слушателей КГ и ЭГ и сравнительный анализ показателей.
Посредством статистической обработки данных были зафиксированы достоверные различия в показателях. Представим их в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты формирующего эксперимента
|
Методика / Названия шкал |
КГ |
ЭГ |
||||
|
Ср. знач до/ после |
U- критерий |
Ср. знач до/ после |
U- критерий |
|||
|
«Волевые качества личности» по М.В. Чумакову |
||||||
|
Ответственность |
6 / 6 |
493 |
6 / 7 |
534* |
||
|
Выдержка |
6 / 6 |
345 |
6 / 7 |
358** |
||
|
Энергичность |
6 / 5 |
376 |
6 / 7 |
387* |
||
|
«Прогноз-1» |
||||||
|
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) |
5 / 5 |
657 |
5 / 6 |
645,9* |
||
|
Волевой контроль |
5 / 5 |
546 |
5 / 6 |
572* |
||
|
Агрессивность |
5 / 5 |
498 |
6 / 5 |
456* |
||
|
Психотические проявления |
4 / 5 |
567 |
4 / 3 |
539* |
||
|
Тревожность |
5 / 6 |
475 |
6 / 5 |
448* |
||
|
Депрессия |
4 / 4 |
764 |
4 / 3 |
741** |
||
|
«Оценка уровня развития волевой саморегуляции» А.Г. Зверков, Б.В. Эйдман |
||||||
|
Волевой самоконтроля |
5 / 5 |
467 |
4 / 5 |
427* |
||
|
Самообладание |
5 / 5 |
743 |
5 / 6 |
754* |
||
|
«Стратегии преодоления стрессовых ситуаций С. Хобфолла» |
||||||
|
Поиск соц. Поддержки |
20 / 21 |
461 |
26 / 25 |
452* |
||
|
Осторожные действия |
19 / 19 |
421 |
22 / 21 |
431,4* |
||
|
Импульсивные действия |
18 / 19 |
753* |
19 / 18 |
724* |
||
|
Избегание |
17 / 18 |
692* |
25 / 17 |
679** |
||
|
Агрессивные действия |
16 / 16 |
647 |
17 / 16 |
638* |
||
|
«Индекс жизненного стиля» (адаптация Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенникова) (в %) |
||||||
|
Вытеснение |
24 / 27 |
1047* |
17 / 17 |
1032 |
||
|
Регрессия |
10 / 10 |
700 |
14 / 11 |
679* |
||
|
Рационализация |
30 / 30 |
679 |
24 / 27 |
688* |
||
|
«Стили саморегуляции поведения» В.И. Моросановой |
||||||
|
Планирование |
5 / 5 |
435 |
4 / 5 |
444* |
||
|
Оценивание результатов |
5 / 6 |
567* |
5 / 5 |
536 |
||
|
Самостоятельность |
4 / 4 |
447,3 |
4 / 4 |
484* |
||
|
Общий уровень саморегуляции |
5 / 5 |
645 |
5 / 6 |
665* |
||
|
«Краткий ориентировочный тест» В.Н. Бузина и Э.Ф. Вандерлика |
||||||
|
Интеллектуальные способности |
27 / 31 |
658 |
27 / 32 |
688* |
||
|
«Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина |
||||||
|
Физические условия |
5 / 5 |
467 |
5 / 6 |
472* |
||
|
Структурирование |
5 / 5 |
831 |
4 / 5 |
833* |
||
|
Креативность |
6 / 6 |
456,7 |
5 / 7 |
462,1** |
||
|
«Адаптивность» |
||||||
|
Коммуникативный потенциал |
5 / 5 |
565 |
5 / 7 |
571** |
||
|
Поведенческая регуляция |
5 / 5 |
756,8 |
4 / 5 |
764* |
||
|
Личный адаптационный потенциал |
5 / 5 |
546 |
4 / 5 |
539* |
||
|
«Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова |
||||||
|
Индивидуальный показатель рефлексивности |
5 / 5 |
765 |
3 / 4 |
767* |
||
|
«Оценка смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолик (адаптирован |
||||||
|
Цели в жизни |
27 / 27 |
875 |
26 / 29 |
879** |
||
|
Результативность жизни |
23 / 23 |
876,3 |
21 / 22 |
878,2* |
||
Примечание: (при *ρ≤0,05; ** ρ≤0,01; ***ρ≤0,001)
Обсуждение результатов. Анализируя полученные эмпирические данные, можем заметить, что в результате психологического взаимодействия произошли качественные изменения на уровне статистической значимости.
Рассмотрим некоторые из них.
- «В ЭГ повысился уровень ответственности, выдержки и энергичности. Вместе с тем, полученные навыки саморегуляции поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях позволили слушателям сформировать нервно-психическую устойчивость, усилить волевой контроль, а также снизить уровень тревожности.
2. Слушатели ЭГ преимущественно стали использовать такой механизм психологической защиты как «Рационализация», что свидетельствует о более осознанном и адекватном восприятии окружающей реальности и принятии соответствующих ситуации решений» [1].
3. Произошли изменения по шкале «Креативность» в Мотивационном профиле Ш. Ричи, как показатель того, что «слушатели ЭГ стали более открыты к новому опыту, идеям и знаниям» [1].
4. Развитие навыков установления доверительного контакта и выстраивания конструктивного диалога с различными категориями граждан, а также в служебном коллективе позволили улучшить у слушателей коммуникативную компетентность.
5. Касаемо отдельных психологических средств и методов, в частности, упражнения экзистенциального тренинга позволили участникам группы переосмыслить некоторые жизненные ценности и смыслы, сформировать более предметное представление о будущем (как в профессиональной среде, так и в бытовой жизни).
Выводы. В результате внедрения авторской программы профессионально-личностного развития выпускников образовательных организаций МВД России наблюдается положительная динамика в распределении слушателей экспериментальной группы по типам личности (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика распределения респондентов ЭГ по личности следователей
|
Типы личности |
ЭГ до |
ЭГ после |
|
Устойчиво-адаптивный |
3 |
3 |
|
Адаптивный |
7 |
16 |
|
Нормативно-устойчивый |
16 |
12 |
|
Нормативно-неустойчивый |
8 |
3 |
|
Всего: |
34 |
34 |
Отметим, что «количество респондентов, имеющих нормативно-устойчивый тип личности, снизилось на 15%, и на 27% возросло количество респондентов с адаптивным типом личности, что также свидетельствует об эффективности авторской программы» [1].
В заключении хотим акцентировать внимание на том, что данную программу (частично или полностью, но доработанную под каждый курс) имеет смысл проводить в период обучения курсантов, начиная со 2-го курса. Это может улучшить адаптацию сотрудников в учебно-служебной деятельности и помочь им глубже понять специфику своей профессиональной работы в органах внутренних дел. Кроме того, это способствует развитию их профессиональных и личных качеств, необходимых для гармоничной жизни и эффективного взаимодействия с различными категориями граждан.
1. Vaskina, Yu. D. Razvitie psihologicheskoy ustoychivosti k-professionalnym trudnostyam sluzhebnoy deyatelnosti sotrudnikov vypusknikov obrazovatelnyh organizaciy MVD Rossii: dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata psihologicheskih nauk [The development of psychological resistance to professional difficulties in the work of employees-graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences]/ Vaskina Julia Dmitrievna, 2023. – 226 p. – EDN YCOTBL (in Russian).
2. Vaskina, Yu. D. Opisatelnaya model izucheniya I razvitiya psihologicheskoy ustoychivosti lichnosti sotrudnika organov vnutrennih del / Yu. D. Vaskina, S. N. Fedotov // [Human capital]. – 2022. – № 11(167). – pp. 204-210. – DOIhttps://doi.org/10.25629/HC.2022.11.24. – EDN NKFPTA (in Russian).
3. Kornilova, T. V. Eksperimentalnaya psihologiya [Experimental psychology] / T. V. Kornilova. — 4th ed., revised and add. Moscow Publ.: Yurait Publishing House, 2025. 397 p. (Higher education). — ISBN 978-5-534-17742-8. — Text : electronic // Educational platform Yurayt [website]. — URL: https://urait.ru/bcode/568735 (date of appeal: 05/22/2025).
4. Putin, V.V. Vremya sereznogo obnovleniya vedomstva iz vystupleniya prezidenta rossiyskoy federacii V.V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii MVD-Rossii / V.V. Putin // [Professional]. – 2014. – No. 2. – pp. 2-4 (in Russian).
5. Fedotov, S. N. Problema issledovaniya psihologicheskih faktorov uspeshnosti professionalnoy deyatelnosti specialistov [The problem of research of psychological factors of success of professional activity of specialists] / S. N. Fedotov. Ryazan Publ.: Individual Entrepreneur Kolupaeva Elena Vladimirovna, 2022. 176 p. ISBN 978-5-6049056-2-3. EDN OEHYEG (in Russian).
6. Fedotov, S. N. Psihologicheskie usloviya adaptacii kursantov k usloviyam uchebno sluzhebnoy deyatelnosti pri postuplenii v obrazovatelnuyu organizaciyu MVD-Rossii / S. N. Fedotov, Yu. D. Milyukova // [Psychology and pedagogy of official activity]. – 2019. – No. 1. – pp. 83-85. – EDN FNDLHX (in Russian).




