Th e article gives the classifi cation of organizations, which prepare consolidated fi nancial statements in the Russian Federation in accordance with the legal system and constituent documents and initiative. Th e author considers the requirements of legal and government regulations for the preparation procedure, audit, extension, publishing and keeping of the consolidated fi nancial statements by these organizations.
consolidated financial statements, IFRS, audit, reporting, financial statements disclosing, financial statements publication, issuers.
В России консолидированная отчетность возникла в 1990-е гг. вместе с реформированием всего бухгалтерского учета и отчетности в период перехода к рыночной экономике, акционирования государственных предприятий, создания холдингов и совместных предприятий с иностранными инвестициями [1]. Требование составления сводной (консолидированной) отчетности организациями, имеющими дочерние и зависимые общества, появилось с 1995 г. в «Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» (п. 31), утвержденном приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170. Начиная с отчетности за 1996 г., и до 31 декабря 2015 г. действовали «Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности», утвержденные приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112 (далее — Рекомендации № 112). Они ввели понятие сводной бухгалтерской отчетности — «это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций».
Рекомендации № 112 ориентировались на действующий в то время МСФО (IAS) 22 «Объединение бизнеса» (в редакции 1993 г.). Проведенное нами сравнение показывает, что российские правила консолидации изначально отличались от положений международного стандарта в части оценки приобретаемых чистых активов и деловой репутации. В течение всего периода действия Рекомендаций № 112 в них не вносилось содержательных изменений, несмотря на динамичное развитие МСФО, регламентирующих консолидацию. В результате число отличий между ними росло.
1. Generalova N.V., Karel´skaya S.N. Evolyutsiya regulirovaniya konsolidirovannoy finansovoy otchetnosti v Rossii / N.V. Generalova, S.N. Karel´skaya. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. - 2014. - № 29. - S. 13-28.
2. Sukharev I.R. O primenenii MSFO v Rossii [Elektronnyy resurs] / I.R. Sukharev. Glavnaya kniga. Konferents-zal. - 2012. - № 2. - URL: http://www.ntvpkedr.ru/o-primenenii-msfo-v-rossii.html#ixzz3wT9fZEoA (data obrashcheniya: 20.01.2016).
3. Neelova N.V. Osobennosti konsolidatsii pensionnykh planov i pensionnykh fondov gruppy predpriyatiy v sootvetstvii s MSFO / N.V. Neelova. Auditor. - 2015. - № 3 (241). - S. 57-64.
4. Neelova N.V. Sostavlenie konsolidirovannoy MSFO-otchetnosti korporativnymi negosudarstvennymi pensionnymi fondami / N.V. Neelova. Sibirskaya finansovaya shkola. - 2015. - № 6 (113). - S. 170-174.
5. Neelova N.V. Problemy konsolidatsii korporativnykh pensionnykh fondov v sootvetstvii s MSFO. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel´skiy zhurnal. - 2015. - № 8-1 (39). - S. 54-56.
6. Informatsionnye agentstva, akkreditovannye na provedenie deystviy po raskrytiyu informatsii o tsennykh bumagakh i ob inykh finansovykh instrumentakh [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/issue/inf_openers_2.htm&pid=issue&sid=ITM_5975 (data obrashcheniya: 21.01.2016).