Moskva, Moscow, Russian Federation
The article analyzes the possibilities of the authors developed pedagogical diagnostics to determine the readiness of children for school, the value of the results for the correct organization in the context of the principle of conformity to natural laws of learning process in the first grade of primary school. The characteristic of the content of the diagnosis and its treatment is given.
pedagogical diagnostics, readiness of preschool children for school, primary schoolchildren, test, diagnostic technique.
Проблема определения готовности детей к школе для дальнейшего успешного в ней обучения сегодня весьма актуальна. Диагностика как способ организации деятельности учителя массовой школой используется достаточно широко. Авторы статьи справедливо замечают, что на педагогическом «рынке» сегодня можно найти множество всяких диагностических методик, большая часть которых скомпилирована из психологических тестов, не отвечает научным требованиям к составлению подобного рода материалов исследования, предлагает достаточно вольную интерпретацию результатов и часто приносит больше вреда, чем пользы.
Идея создания педагогической диагностики, позволяющей учителю грамотно оценивать полученные результаты и в соответствии с ними корректировать процесс учебного взаимодействия с каждым учеником, в свое время была поддержана Министерством образования и науки РФ с перспективой использования в массовой начальной школе. Сегодня авторским коллективом под руководством Л.Е. Журовой разработана диагностика, которая помогает не только определять готовность ребенка к школьному обучению, но и анализировать, насколько успешно обучение каждого школьника любого класса начальной школы. Особое значение педагогической диагностики заключается в том, что она дает возможность установить причину той или иной неудачи ребенка. Более того, авторами разработаны соответствующие коррекционно-развивающие тетради, которые позволяют преодолеть трудности при обучении младшего школьника.
Основная идея предлагаемой педагогической диагностики – «не навредить» ребенку и подсказать учителю, как можно изменить дидактический процесс, чтобы обеспечить успешное обучение каждого младшего школьника. Первым шагом педагогической диагностики является проверка готовности учащегося первого класса к обучению. Редакция в дальнейшем предполагает осветить на страницах журнала особенности педагогической диагностики для каждого класса начальной школы.
От редакции
1. Vorontsov A.B. Pedagogicheskaya tekhnologiya kontrolya i otsenki uchebnoy deyatel’nosti: obrazovatel’naya sistema D.B. El’konina [Pedagogical technology of monitoring and evaluation of training activities: educational system DB Elkonin]. Moscow, Izdatel’ Rasskazov A.I. Publ., 2002. 303 p.
2. Gurevich K.M. Chto takoe psikhologicheskaya diagnostika [What is a psychological diagnosis]. Moscow, Znanie Publ., 1985. 80 p.
3. Diagnostika uchebnoy uspeshnosti v nachal’noy shkole [Diagnosis of educational success in elementary school]. Moscow, Otkrytyy institut «Razvivayushchee obrazovanie» Publ., 2009. 168 p.
4. Zhurova L.E., Evdokimova A.O., Kochurova E.E. Pedagogicheskaya diagnostika uspeshnosti obucheniya uchashchikhsya v pervom klasse [Pedagogical diagnostics of success of training of pupils in the first class]. Besedy s uchitelem: metodika obucheniya. 1 klass. [Conversations with the teacher: learning methodology. Grade 1]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2004.
5. Zhurova L.E. Osobennosti pedagogicheskoy diagnostiki [Features of pedagogical diagnostics]. Nachal’naya shkola XXI veka: idei, poiski, resheniya: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Elementary school of the XXI century: ideas, finding solutions: materials of scientific-practical conference]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2004.
6. Zhurova L.E. Pedagogicheskaya diagnostika v nachal’noy shkole. Russkiy yazyk. Matematika. 1 klass [Pedagogical diagnostics in elementary school. Russian language. Mathematics. Grade 1]. Moscow, Izdatel’stvo Ventana-Graf Publ., 2012.
7. Ingenkamp K. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical diagnostics]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 238 p.