Voronezh, Russian Federation
UDC 33
The study is aimed at a comprehensive assessment of the effectiveness of forest management in sparsely wooded regions of Russia through an analysis of the interrelationships between forest cover, volumes of harvesting and restoration of forests, as well as economic indicators. Based on statistical data and comparative analysis with Chinese regions, key problems and strategies for optimizing forest resource management have been identified. The methodology includes logical and analytical approaches, theoretical generalization and abstraction. The results demonstrate that the sparsely wooded regions of the Russian Federation (Voronezh and Lipetsk regions) are characterized by low forest cover (8.5% and 7.2%) and an imbalance between harvesting and restoration (1:0.7 in the Lipetsk Region), which threatens environmental sustainability. China's experience has confirmed that the diversification of species composition, active reforestation and the introduction of multifunctional models increase economic and environmental efficiency. The main limiting factors in the Russian Federation are dearth of reforestation, anthropogenic load, low technologization and narrow specialization. To improve the effectiveness, measures are proposed: expansion of reforestation, integration of GIS, remote sensing and machine learning into monitoring, development of non-timber forest management and agroforestry. Government support through tax incentives and subsidies has been identified as a key element of sustainable strategies. The implementation of the recommendations will ensure a balance between the use and restoration of the forest fund.
forest resources, sparsely wooded regions, reforestation, sustainable forest management, economic efficiency, diagnostics of forest ecosystems
Введение
Оценка эффективности использования лесных ресурсов в малолесной зоне представляет собой комплексный научный вопрос, направленный на оценку эффективности и устойчивости использования лесных ресурсов на данного типа территориях. Это связано не только с продуктивностью и стабильностью лесных экосистем, но и влияет на развитие региональной экономики и социальное благосостояние. Объективная оценка полезна для формулирования стратегий управления лесными ресурсами и достижения баланса между устойчивым использованием лесных ресурсов и охраной окружающей среды.
Государственное управление в сфере лесопользования представляет собой упорядоченную лесным законодательством деятельность органов исполнительной власти, направленную на организацию рационального использования лесов. На федеральном уровне ключевую роль в реализации данных полномочий выполняет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), учрежденное в соответствии с Постановлением Правительства РФ и находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации[1 c. 129-148].
Что касается полномочий субъектов РФ, то часть 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определяет перечень полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов, среди которых разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, а также осуществление охраны, защиты, воспроизводства и лесоразведения на землях лесного фонда. Часть 3 статьи 83 Лесного кодекса предусматривает финансирование данных полномочий через субвенции из федерального бюджета. Анализ положений Лесного кодекса РФ свидетельствует о том, что весь объем полномочий в сфере лесного хозяйства передается органам государственной власти субъектов РФ. В структуре государственных органов управления лесопользованием на нижнем уровне находятся государственные лесные инспектора (лесничие), чьи полномочия закреплены в части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ [2].
Материал и методы исследования
Исследование основано на использовании статистического анализа данных о лесном фонде, предоставленных Рослесхозом и другими открытыми источниками. Для выявления взаимосвязей между экономической эффективностью лесопользования и уровнем лесистости использован анализ причинно-следственных связей.
Результаты исследования и их обсуждение
Малолесные регионы Российской Федерации, такие, например, как Воронежская и Липецкая области (таблица 1), представляют собой территории с ограниченными лесными ресурсами, где лесистость значительно ниже среднероссийских показателей. Воронежская область имеет лесистость на уровне 8,5%, а Липецкая – 7,2%, что существенно меньше среднего значения по России (45%) [3]. Основу лесного фонда в этих регионах составляют дуб, сосна, береза и осина, при этом в Воронежской области преобладают дубравы (35% от общего состава), а в Липецкой области – сосновые леса (40%). Несмотря на относительно небольшую площадь лесного фонда (501 тыс. га в Воронежской области и 220 тыс. га в Липецкой), лесные ресурсы играют важную роль в экологическом и экономическом балансе этих территорий [4].
В это связи целесообразно произвести краткую сравнительную характеристику использования лесных ресурсов в малолесных регионах России, и ее внешнеэкономического партнера – Китайской народной республики (КНР).
Лесные ресурсы в малолесных регионах Китая широко распределены, но существуют очевидные региональные различия. Например, северо-восточные и юго-западные регионы КНР имеют относительно высокую концентрацию лесных ресурсов, при этом уровень лесистости северо-восточного региона составляет 52,54%, в то время как уровень лесистости провинции Синьцзян составляет всего 5,82% [5]. При этом, в последние несколько десятилетий Китай добился замечательных успехов в области охраны и восстановления лесов. Например, с момента реализации Проекта по охране природных лесов в 1998 году норма лесистости увеличилась с 30,15% в 1997 году до 32,71% в 2024 году, т.е. чистый рост составил 1,61%[6 с. 406-417].
1. Kolesnik, V. G. Sistema gosudarstvennogo upravleniya lesnym kompleksom: Tekuschaya situaciya i osnovnye problemy / V. G. Kolesnik, L. H. Sinyatullina // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. – 2017. – № 1. – S. 129-148.
2. Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 4 dekabrya 2006 g. № 200-FZ (red. ot 26 dekabrya 2024 g.) // Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ (data obrascheniya: 15.03.2025).
3. Federal'noe agentstvo lesnogo hozyaystva. Lesistost' territorii, % na 01.01.2024 [Elektronnyy resurs] // Rosleshoz : oficial'nyy sayt. URL: https://rosleshoz.gov.ru/opendata/7705598840-ForestCover/ (data obrascheniya: 15.03.2025).
4. Federal'noe agentstvo lesnogo hozyaystva. Otkrytye dannye [Elektronnyy resurs] // Rosleshoz: oficial'nyy sayt. URL: https://rosleshoz.gov.ru/opendata (data obrascheniya: 15.03.2025).
5. Yang G., Li Z., Zhou L. Considerations on forest changes in Northwestern China over the past seven decades [Elektronnyy resurs] // Frontiers in Environmental Science. 2021. Vol. 9. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fenvs.2021.589896/full (date of request: 03/15/2025).
6. Davydova, G. V. Dinamika i tendencii razvitiya lesnogo hozyaystva Rossii i Kitaya: mezhstranovoe sravnenie / G. V. Davydova, Yu. R. Schetinin // Rossiysko-kitayskie issledovaniya. – 2023. – T. 7, № 4. – S. 406-417. – DOIhttps://doi.org/10.17150/2587-7445.2023.7(4).406-417.
7. Sostoyanie lesnyh resursov v Rossii // Byulleten' Associacii «LESTEH». 2024. № 15. URL: https://alestech.ru/bulletin/article/171 (data obrascheniya: 15.03.2025).
8. Puncukova, S. D. Ocenka effektivnosti integracii lesopol'zovaniya i ohrany lesnoy sredy v Rossii i Kitae / S. D. Puncukova // Obschestvo: politika, ekonomika, pravo. – 2018. – № 11(64). – S. 55-61. – DOIhttps://doi.org/10.24158/pep.2018.11.11.
9. Landsat Program provides the longest continuous space-based record of Earth’s land in existence [Elektronnyy resurs] // NASA. URL: https://landsat.usgs.gov/ (data obrascheniya: 15.03.2025).
10. Sentinel-2 [Elektronnyy resurs] // Evropeyskoe kosmicheskoe agentstvo. URL: https://sentinels.copernicus.eu/ (data obrascheniya: 15.03.2025).
11. NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) [Elektronnyy resurs] // NASA Earth Observatory. URL: https://earthobservatory.nasa.gov/global-maps (data obrascheniya: 15.03.2025).
12. CO2FIX [Elektronnyy resurs] // International Institute for Applied Systems Analysis. URL: https://www.iiasa.ac.at/web/home/research/researchPrograms/EcosystemServicesandManagement/co2fix.html (data obrascheniya: 15.03.2025).
13. Burmistrov A.M. Specificheskie osobennosti, opredelyayuschie ustoychivoe i racional'noe lesopol'zovanie v Rossiyskoy Federacii // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 2023. T. 11. № 4 (63). S. 71-82.
14. Random Forest [Elektronnyy resurs] // CRAN - The Comprehensive R Archive Network. URL: https://cran.r-project.org/web/packages/randomForest/randomForest.pdf (data obrascheniya: 15.03.2025)



