Moskva, Moscow, Russian Federation
Communicative image is a system of interrelated verbal and non-verbal expressive means which influence the communicating audience. Image strategies are associated with the construction of the behavioral pattern which will succeed in the target of communication with a predictable effect.
image; communication; verbal; non-verbal; habitus.
Жизнь современного человека связана с большим количеством социальных контактов, поэтому качество коммуникации является важным показателем его личной и профессиональной успешности. Коммуникативные процессы охватывают все общественные структуры, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Коммуникативная компетентность человека выражается, среди прочего, в навыках и умениях формирования эффективного имиджа, способствующего достижению целей общения. Поэтому формирование имиджа будем понимать как коммуникативный процесс, который требует от человека соответствующей целенаправленной деятельности.
Коммуникативный имидж связан с эффективным коммуникативным поведением субъекта. Эффективным потому, что поведение человека всегда ориентировано на достижение конкретной цели, либо психологической (поверить в свои силы, повысить самооценку, обрести чувство собственного достоинства и т.д.), либо прагматической (заработать деньги, добиться карьерного роста или чьего-либо внимания и т.д.). Таким образом, в рамках ситуативно-деятельностного подхода имиджево-коммуникативные стратегии связаны с построением такой модели поведения, которая позволит достичь цель коммуникации с прогнозируемым эффектом и регулировать отношения субъекта имиджа с социальным окружением. Модель имиджа структурно включает вербальные, невербальные и паравербальные компоненты, а также единицы внешнего вида.
Имидж и его структурные элементы формируются как система представлений конкретных социальных и других групп и индивидов, отражающая принятые в социуме нормы, нравы, обычаи, ценностные ориентиры, национально-культурные особенности и т.п. Большое количество социальных контактов, в которые вступает современный человек, обусловили использование им разных типов имиджа для разных коммуникативных ситуаций: имидж для делового общения, для близкого общения, для знакомства, для развлечения, имидж для общения с людьми, обладающими властью, и т.д. Изменяя имидж, человек подстраивается под ожидания аудитории. Имидж представляет собой как бы публичное «я» человека и включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные в соответствии с запросами окружения. Эта деятельность лежит в основе самопрезентации человека.
Будучи образом субъекта для социальной и другой группы, имидж в определенном смысле является и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с представлениями (осознанными или неосознанными) субъекта о характеристиках той группы, для которой он строится.
Коммуникативный имидж как эмоционально окрашенный стереотипный образ целенаправленно формируется субъектами общественной практики в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения политических, экономических, социальных результатов, познания, личной карьеры и самовыражения. Он представляет собой целостную систему взаимосвязанных вербальных и невербальных компонентов, рационально-содержательный и эмоционально-оценочный комплекс представлений о совокупности имиджевых характеристик, проявляющихся в личностной, групповой, массовой коммуникации. Соответственно, ориентация на определенную группу направляет коммуникативный процесс на поиск выразительных средств, воздействующих на нее.
1. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi. Lyudi, kotorye igrayut v igry. - M.: Eksmo, 2007.
2. Goykhman O.Ya., Nadeina T.M. Rechevaya kommunikatsiya: Ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam servisa. - M.: INFRA-M, 2006.
3. Lyubimov A.Yu. Masterstvo kommunikatsii. - M.: KSP+, 2002.
4. Panasyuk A.Yu. Formirovanie imidzha: strategiya, psikhotekhnologii, psikhotekhniki. - M.: Omega-L, 2009.
5. Rumyantseva I.M. Psikhologiya rechi i lingvopedagogicheskaya psikhologiya. - M.: PER SE; Logos, 2004.
6. Sheynov V.P. Ubezhdayushchie vozdeystviya. - Ser. «Biblioteka prakticheskoy psikhologii»). - Mn.: KhARVEST, 2010.