This article gives an overview of the special disciplines´ tuition issues within the system of higher artistic education on the example of the fundamental subject — academic drawing. The author analyzes both national and foreign historical experience in the academic art education sphere, this research work proposes reference points in the system of modern higher education.
academic education, historical experience, legacy, modern tendencies.
Анализ состояния современного художественного академического образования невозможен без изучения предыдущего практического опыта, накопленного в этой области. Современная методика обучения есть результат коллективного труда преподавателей-художников в практике преподавания основ профессионального мастерства, соединенный с методическими наработками прошлого.
Первый опыт обучения художников основам мастерства в стенах учебного заведения был предпринят еще в ХVI в. В Италии братьями Карраччи была создана Болонская академия художеств. Братья первыми осознали необходимость создания специальных учебных заведений для воспитания профессиональных художников, архитекторов, ваятелей и декораторов. Они разработали методический курс для каждого направления профессиональной художественной деятельности, продумали систему заданий и упражнений для обучения рисунку, живописи, скульптуре. Главным они считали развитие навыков в видении пропорций, в организации композиции. Впервые для стандартизации процесса обучения была издана серия учебно-методических пособий. В качестве натуры для учебных постановок использовались гипсовые копии античных скульптур. Для понимания пластики и конструкции человеческого тела в программе обучения был такой предмет, как антропометрия — изучение конструктивных особенностей скелета. Пластическая анатомия изучалась в том числе и в анатомическом театре, где студенты, препарируя тела, постигали архитектонику мышц и сухожилий, циркулем проверяли пропорциональные отношения. Для постижения законов линейно-воздушной перспективы использовался перспективный станок, образцы произведений признанных художников.
1. Ul´yanova N.B Zadachi pedagogiki vysshey shkoly na etape modernizatsii sfery khudozhestvennogo [Problems of Higher School of Pedagogy at the stage of the modernization of the sphere of art]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki, sotsial´nogumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Research and development, social and humanitarian research and technology]. 2015, V. 4, I. 1, pp. 29-31.
2. Ul´yanova N.B. Problema differintsirovannogo obucheniya [The problem of learning to differentiate between]. Znanie ponimanie umeniya [Knowledge understanding skills]. Moscow, Moskovskiy gumanitarnyy universitet Publ., 2009, I. 1, pp. 220-222.
3. Lomova N.F. Khudozhestvennoe obrazovanie Rossi: problemy i tendentsii razvitiya v sovremennom mire [Art education Rossi. Problems and trends in the world today]. Nauchnye trudy [Publications]. Sankt-Peterburg, Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy akademicheskiy Institut zhivopisi, skul´ptury i arkhitektury im. I.E. Repina Publ., 2012.
4. Godines O.L. Sovremennye tendentsii razvitiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Latinskoy Amerike na primere Kuby [Modern trends in the development of art education in Latin America by the example of Cuba]. Traditsii i innovatsii v sovremennom kul´turno-obrazovatel´nom prostranstve [Tradition and innovation in contemporary cultural and educational space]. Moskva, Moskovskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet M.A. Sholokhova Publ., 2015.