from 01.01.2015 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents the current problems of intramural management outlined in the monograph of S.D. Reznik and O.A. Vdovina "Teachers of Russian universities: the formation and development of professional competencies."
high school teacher, professional competence, scientific and educational activities, training of teachers for higher education.
Одна из особенностей деятельности преподавателя высшей школы заключается в том, что она является многоаспектной, включает несколько взаимосвязанных между собой видов. Именно из этой позиции исходят авторы монографии «Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций» [1], подготовленной к изданию в ИНФРА-М.
Опыт деятельности российских вузов убеждает: для формирования корпуса молодых преподавателей вузов нужна не только научная, но и основательная системная подготовка в области педагогики. Но в существующей системе подготовки кадров для высшей школы не разработаны технологии подготовки преподавателей для работы в вузах непедагогического профиля [1, с. 4].
Проведенный мониторинг деятельности преподавателей высших учебных заведений стал основой для разработки технологий формирования их профессиональной компетентности.
Новизна результатов исследования, представленных в монографии С.Д. Резника, О.А. Вдовиной, заключается в обосновании новых резервов повышения качества обучения в высших учебных заведениях благодаря использованию технологий формирования и развития педагогических компетенций преподавателей.
По результатам исследования авторами сделаны следующие выводы, которые могут представлять интерес для всех, кто занимается проблемами высшего образования:
1. Численность преподавателей российских вузов неуклонно снижается, число выпускников, желающих остаться на преподавательской работе в вузах, с каждым годом становится все меньше, а средний возраст преподавателей растет.
2. Основную часть преподавателей (2/3) составляют женщины, одна треть – мужчины; 85% преподавателей имеют ученую степень доктора или кандидата наук; как правило, преподаватели имеют базовое инженерное, экономическое, юридическое образование, но не имеют педагогической подготовки.
3. Десятая часть всех преподавателей стали ими в связи с поступлением в аспирантуру, около 6% стали преподавателями случайно. Освоение педагогической деятельности происходит у преподавателей уже после их поступления на работу в вуз: более 50% преподавателей остались в этом качестве на кафедрах по окончании вуза, при этом только половина из них планировали в период обучения в вузе, что будут заниматься педагогической деятельностью.
4. Основными сферами деятельности преподавателя вуза являются: ведение учебного процесса, методическая работа и повышение личной квалификации, научная работа, воспитательная работа, личная организация преподавателя, участие в управлении кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность.
5. Основными проблемами в подготовке преподавателей к их педагогической деятельности являются:
- отсутствие специальной психолого-педагогической подготовки у значительной части преподавательского корпуса;
- отсутствие возможностей преподавателей, а иногда и их желания для следования требованиям времени – быстрого обновления образовательной системы вузов, постоянного корректирования рабочих программ, технологий обучения в соответствии с частым изменением федеральных государственных образовательных стандартов;
- недостаточная готовность преподавателей к внедрению в свою практику образовательных нововведений, обеспечивающих вариативность образования и его личностно-ориентированный характер.
6. Необходима единая интегральная оценочная система деятельности преподавателя, и в монографии определены методические подходы к такой оценке:
- показатели оценки должны касаться всех сфер деятельности преподавателя, в том числе и его деятельности по обучению и воспитанию студентов;
- критерии оценки могут быть выражены не только в числовой, измеряемой форме (количество публикаций, количество побед на конкурсах, объем выполняемых научно-исследовательских работ), но и качественные оценки (отзывы студентов, работодателей, вклад преподавателя в постановку учебного курса, общий научный уровень курса);
- форма оценки может быть как рейтинговая, так и учитывающая индивидуальный и коллективный вклад в достижение конечных целей вуза.
7. Для отбора кандидатов для преподавательской работы должны быть определены критерии, а также следует выбрать формы обучения будущих и начинающих преподавателей вуза. Научными основами профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля должны стать сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования.
Ключевые научно-исследовательские положения о деятельности преподавателей и их подготовке к педагогической работе изложены в ряде работ С.Д. Резника и научных коллективов под его руководством [2–11].
Представляемая монография «Преподаватели вузов России» стала частью научно-методического комплекса учебников и монографий «Менеджмент в высшей школе», охватывающих объекты и субъектов управления в современном вузе [12–24]. Реализация представленного научно-методического обеспечения деятельности всех вузовских структур в реальной практике внутривузовского менеджмента позволяет систему управления высшим учебным заведением поставить на современный профессиональный уровень.
Монография включает три раздела. В первом рассмотрено современное состояние высшего образования в России, освещены подходы к формированию профессиональных компетенций преподавателей высшей школы. Второй раздел – основной – в нем представлены результаты мониторинга деятельности преподавателей вузов России, раскрыты мотивы выбора ими научно-педагогической карьеры, дан анализ профессиональных компетенций преподавателей, процесса и уровня их развития. В третьем разделе обобщен опыт реализации внутривузовской системы отбора и обучения молодых преподавателей, представлены технологии формирования их профессиональных компетенций и механизмы управления их развитием.
Книга адресована специалистам, исследующим проблемы внутривузовского менеджмента, преподавателям и управленческому персоналу высших учебных заведений, а также представит интерес для магистрантов и аспирантов, готовящихся к преподавательской деятельности.
1. Reznik S.D. Prepodavateli vuzov Rossii: formirovanie i razvitie professional´nykh kompetentsiy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. - M.: INFRA-M, 2016.
2. Reznik S.D. Biznes-obrazovanie: metodicheskie i pedagogicheskie osnovy formirovaniya prepodavatelya sovremennogo tipa [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik. - Penza: PGASA, 1998.
3. Reznik S.D. Opyt podgotovki trenerov-konsul´tantov po rynochnoy ekonomike [Tekst] / S.D. Reznik. Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 1993.- № 3.
4. Reznik S.D. Osobennosti i organizatsiya raboty v vuze so studentami [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2015. - № 2. - S. 5-17.
5. Reznik S.D. Kto stanovitsya prepodavatelem: motivy vybora pedagogicheskoy deyatel´nosti v vuze [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. Universitetskoe upravlenie. - 2015. - № 3. - S. 112-119.
6. Eremkin A.I. Plany stanut real´nost´yu, esli operedit´ vremya [Tekst] / A.I. Eremkin, V.A. Khudyakov, O.A. Vdovina. Akkreditatsiya v obrazovanii. - 2008. - № 21. - S. 38-39.
7. Reznik S.D. Prepodavatel´ vuza: problemy i perspektivy [Tekst] / S.D. Reznik. Vestnik moskovskogo universiteta. Ser.: Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2011. - № 2.
8. Reznik S.D. Formirovanie kompetentsiy prepodavatel´skogo i upravlencheskogo korpusa vuzov Rossii: opyt, problemy, metodicheskoe obespechenie [Tekst] / S.D. Reznik. Almamater (Vestnik vysshey shkoly). - 2010. - № 6.
9. Reznik S.D. Podgotovka molodoy smeny prepodavateley vuzovskoy kafedry: opyt regional´nogo universiteta [Tekst] / S.D. Reznik, E.S. Dzhevitskaya. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M. - V. 3. I. 3. - C. 278-286. - DOI:https://doi.org/10.12737/12080
10. Sazykina O.A. Modelirovanie professional´nykh kompetentsiy prepodavatelya vuza, sovmeshchayushchego nauchno-pedagogicheskuyu i upravlencheskuyu deyatel´nost´ [Tekst] / O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M. - V. 1. I. 6. - C. 342-348. DOI:https://doi.org/10.12737/2534
11. Sazykina O.A. Prepodavateli rossiyskikh vuzov: problemy i puti optimizatsii nauchno-pedagogicheskoy kar´ery [Tekst] / O.A. Sazykina. Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 1.
12. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: uchebnik; pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika i d-ra fiz.-mat. nauk V.M. Filippova. - M.: INFRA-M, 2013.
13. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
14. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2016.
15. Reznik S.D. Prepodavatel´ vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti: uchebnik [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. - Penza: PGUAS, 2014.
16. Aspirant vuza: tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti [Tekst]: uchebnik. - M.: INFRA-M, 2013.
17. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii obucheniya i professional´noy kar´ery [Tekst] / Reznik S.D., I.A. Igoshina. - M.: INFRA-M, 2015.
18. Reznik S.D. Upravlenie podgotovkoy i povysheniem kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh kadrov v vuze [Tekst]: prakticheskoe posobie / S.D. Reznik, I.A. Mosicheva, E.S. Dzhevitskaya. - Penza, PGUAS, 2010.
19. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
20. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo stanovleniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
21. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik [i dr.]; pod obshch. red. prof. S.D. Reznika. - 2-e izd. - M.: INFRA-M, 2013.
22. Reznik S.D. Organizatsionnaya kul´tura rossiyskogo studenchestva v usloviyakh izmeneniy sotsial´no-ekonomicheskoy sredy [Tekst]: monografiya S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya. - M.: INFRA-M, 2015.
23. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ i konkurentosposobnost´ studentov vuzov Rossii [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, A.A. Sochilova, E.S. Konovalova. - M.: INFRA-M, 2013.
24. Reznik S.D. Professional´nye kompetentsii prepodavatelya vysshego uchebnogo zavedeniya: sistema formirovaniya i razvitiya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. - Penza: PGUAS, 2015.