RUSSIAN UNIVERSITY TEACHERS: THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the current problems of intramural management outlined in the monograph of S.D. Reznik and O.A. Vdovina "Teachers of Russian universities: the formation and development of professional competencies."

Keywords:
high school teacher, professional competence, scientific and educational activities, training of teachers for higher education.
Text

Одна из особенностей деятельности преподавателя высшей школы заключается в том, что она является многоаспектной, включает несколько взаимосвязанных между собой видов. Именно из этой позиции исходят авторы монографии «Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций» [1], подготовленной к изданию в ИНФРА-М.

Опыт деятельности российских вузов убеждает: для формирования корпуса молодых преподавателей вузов нужна не только научная, но и основательная системная подготовка в области педагогики. Но в существующей системе подготовки кадров для высшей школы не разработаны технологии подготовки преподавателей для работы в вузах непедагогического профиля [1, с. 4]. 

Проведенный мониторинг деятельности преподавателей высших учебных заведений стал основой для разработки технологий формирования их профессиональной компетентности.

Новизна результатов исследования, представленных в монографии С.Д. Резника, О.А. Вдовиной, заключается в обосновании новых резервов повышения качества обучения в высших учебных заведениях благодаря использованию технологий формирования и развития педагогических компетенций преподавателей.

По результатам исследования авторами сделаны следующие выводы, которые могут представлять интерес для всех, кто занимается проблемами высшего образования:

1. Численность преподавателей российских вузов неуклонно снижается, число выпускников, желающих остаться на преподавательской работе в вузах, с каждым годом становится все меньше, а средний возраст преподавателей растет.

2. Основную часть преподавателей (2/3) составляют женщины, одна треть – мужчины; 85% преподавателей имеют ученую степень доктора или кандидата наук; как правило, преподаватели имеют базовое инженерное, экономическое, юридическое образование, но не имеют педагогической подготовки.

3. Десятая часть всех преподавателей стали ими в связи с поступлением в аспирантуру, около 6% стали преподавателями случайно. Освоение педагогической деятельности происходит у преподавателей уже после их поступления на работу в вуз: более 50% преподавателей остались в этом качестве на кафедрах по окончании вуза, при этом только половина из них планировали в период обучения в вузе, что будут заниматься педагогической деятельностью.

4. Основными сферами деятельности преподавателя вуза являются: ведение учебного процесса, методическая работа и повышение личной квалификации, научная работа, воспитательная работа, личная организация преподавателя, участие в управлении кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность. 

5. Основными проблемами в подготовке преподавателей к их педагогической деятельности являются:

  • отсутствие специальной психолого-педагогической подготовки у значительной части преподавательского корпуса;
  • отсутствие возможностей преподавателей, а иногда и их желания для следования требованиям времени – быстрого обновления образовательной системы вузов, постоянного корректирования рабочих программ, технологий обучения в соответствии с частым изменением федеральных государственных образовательных стандартов;
  • недостаточная готовность преподавателей к внедрению в свою практику образовательных нововведений, обеспечивающих вариативность образования и его личностно-ориентированный характер.

6. Необходима единая интегральная оценочная система деятельности преподавателя, и в монографии определены методические подходы к такой оценке:

  • показатели оценки должны касаться всех сфер деятельности преподавателя, в том числе и его деятельности по обучению и воспитанию студентов;
  • критерии оценки могут быть выражены не только в числовой, измеряемой форме (количество публикаций, количество побед на конкурсах, объем выполняемых научно-исследовательских работ), но и качественные оценки (отзывы студентов, работодателей, вклад преподавателя в постановку учебного курса, общий научный уровень курса);
  • форма оценки может быть как рейтинговая, так и учитывающая индивидуальный и коллективный вклад в достижение конечных целей вуза.

7. Для отбора кандидатов для преподавательской работы должны быть определены критерии, а также следует выбрать формы обучения будущих и начинающих преподавателей вуза. Научными основами профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля должны стать сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования.

Ключевые научно-исследовательские положения о деятельности преподавателей и их подготовке к педагогической работе изложены в ряде работ С.Д. Резника и научных коллективов под его руководством [2–11].

Представляемая монография «Преподаватели вузов России» стала частью научно-методического комплекса учебников и монографий «Менеджмент в высшей школе», охватывающих объекты и субъектов управления в современном вузе [12–24]. Реализация представленного научно-методического обеспечения деятельности всех вузовских структур в реальной практике внутривузовского менеджмента позволяет систему управления высшим учебным заведением поставить на современный профессиональный уровень.

Монография включает три раздела. В первом рассмотрено современное состояние высшего образования в России, освещены подходы к формированию профессиональных компетенций преподавателей высшей школы. Второй раздел – основной – в нем представлены результаты мониторинга деятельности преподавателей вузов России, раскрыты мотивы выбора ими научно-педагогической карьеры, дан анализ профессиональных компетенций преподавателей, процесса и уровня их развития. В третьем разделе обобщен опыт реализации внутривузовской системы отбора и обучения молодых преподавателей, представлены технологии формирования их профессиональных компетенций и механизмы управления их развитием.

Книга адресована специалистам, исследующим проблемы внутривузовского менеджмента, преподавателям и управленческому персоналу высших учебных заведений, а также представит интерес для магистрантов и аспирантов, готовящихся к преподавательской деятельности.

References

1. Reznik S.D. Prepodavateli vuzov Rossii: formirovanie i razvitie professional´nykh kompetentsiy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. - M.: INFRA-M, 2016.

2. Reznik S.D. Biznes-obrazovanie: metodicheskie i pedagogicheskie osnovy formirovaniya prepodavatelya sovremennogo tipa [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik. - Penza: PGASA, 1998.

3. Reznik S.D. Opyt podgotovki trenerov-konsul´tantov po rynochnoy ekonomike [Tekst] / S.D. Reznik. Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 1993.- № 3.

4. Reznik S.D. Osobennosti i organizatsiya raboty v vuze so studentami [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2015. - № 2. - S. 5-17.

5. Reznik S.D. Kto stanovitsya prepodavatelem: motivy vybora pedagogicheskoy deyatel´nosti v vuze [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. Universitetskoe upravlenie. - 2015. - № 3. - S. 112-119.

6. Eremkin A.I. Plany stanut real´nost´yu, esli operedit´ vremya [Tekst] / A.I. Eremkin, V.A. Khudyakov, O.A. Vdovina. Akkreditatsiya v obrazovanii. - 2008. - № 21. - S. 38-39.

7. Reznik S.D. Prepodavatel´ vuza: problemy i perspektivy [Tekst] / S.D. Reznik. Vestnik moskovskogo universiteta. Ser.: Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2011. - № 2.

8. Reznik S.D. Formirovanie kompetentsiy prepodavatel´skogo i upravlencheskogo korpusa vuzov Rossii: opyt, problemy, metodicheskoe obespechenie [Tekst] / S.D. Reznik. Almamater (Vestnik vysshey shkoly). - 2010. - № 6.

9. Reznik S.D. Podgotovka molodoy smeny prepodavateley vuzovskoy kafedry: opyt regional´nogo universiteta [Tekst] / S.D. Reznik, E.S. Dzhevitskaya. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M. - V. 3. I. 3. - C. 278-286. - DOI:https://doi.org/10.12737/12080

10. Sazykina O.A. Modelirovanie professional´nykh kompetentsiy prepodavatelya vuza, sovmeshchayushchego nauchno-pedagogicheskuyu i upravlencheskuyu deyatel´nost´ [Tekst] / O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M. - V. 1. I. 6. - C. 342-348. DOI:https://doi.org/10.12737/2534

11. Sazykina O.A. Prepodavateli rossiyskikh vuzov: problemy i puti optimizatsii nauchno-pedagogicheskoy kar´ery [Tekst] / O.A. Sazykina. Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 1.

12. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: uchebnik; pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika i d-ra fiz.-mat. nauk V.M. Filippova. - M.: INFRA-M, 2013.

13. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.

14. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2016.

15. Reznik S.D. Prepodavatel´ vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti: uchebnik [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. - Penza: PGUAS, 2014.

16. Aspirant vuza: tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti [Tekst]: uchebnik. - M.: INFRA-M, 2013.

17. Reznik S.D. Student vuza: tekhnologii obucheniya i professional´noy kar´ery [Tekst] / Reznik S.D., I.A. Igoshina. - M.: INFRA-M, 2015.

18. Reznik S.D. Upravlenie podgotovkoy i povysheniem kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh kadrov v vuze [Tekst]: prakticheskoe posobie / S.D. Reznik, I.A. Mosicheva, E.S. Dzhevitskaya. - Penza, PGUAS, 2010.

19. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.

20. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo stanovleniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.

21. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik [i dr.]; pod obshch. red. prof. S.D. Reznika. - 2-e izd. - M.: INFRA-M, 2013.

22. Reznik S.D. Organizatsionnaya kul´tura rossiyskogo studenchestva v usloviyakh izmeneniy sotsial´no-ekonomicheskoy sredy [Tekst]: monografiya S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya. - M.: INFRA-M, 2015.

23. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ i konkurentosposobnost´ studentov vuzov Rossii [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, A.A. Sochilova, E.S. Konovalova. - M.: INFRA-M, 2013.

24. Reznik S.D. Professional´nye kompetentsii prepodavatelya vysshego uchebnogo zavedeniya: sistema formirovaniya i razvitiya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. - Penza: PGUAS, 2015.

Login or Create
* Forgot password?