Moskva, Moscow, Russian Federation
The author off ers a new understanding of vocational guidance on the basis of a retro refl ective approach. Retro refl ective approach involves the analysis of children’s games and the early enthusiasm of the child. On this basis the model of professional ideal is created. The choice of profession based on professional ideal ensures the success in professional career.
professional orientation, retro refl ective approach, professional ideal.
Во второй половине XX в. у всех самоопределяющихся в профессии школьников на слуху был слоган: «Выбор профессии — это выбор судьбы». В школе, где я училась, он был написан крупными красивыми буквами в актовом зале и фойе, где проходили «линейки». Сейчас он тоже довольно часто встречается на веб-сайтах, посвященных вопросам профессиональной ориентации обучающихся. К сожалению, автора слогана не удалось установить даже после продолжительных поисков следов в Интернете, что дает основание считать высказывание, если можно так выразиться, народной мудростью. Однако в современной профориентологии предпринимаются попытки опровергнуть его и списать в архив по причине того, что реализация принципа непрерывного образования обусловливает противоречие двух слоганов: «выбор профессии — выбор судьбы» и «образование через всю жизнь».
С нашей точки зрения, столь долгая жизнь изречения доказывает его справедливость. Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования подчеркивают важную миссию образовательных организаций — помочь обучающимся правильно самоопределиться в профессии. Уже в начальной школе предполагается получение малышами «первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии». «Портрет выпускника основной школы» и «портрет выпускника школы» включают такие характеристики, как «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы»; «подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества» [1].
1. Federal’nye gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty obshchego obrazovaniya [The federal state educational standards of general education]. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D 0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (accessed 02 June 2015).
2. Chistyakova, S.N. Professional’noe samoopredelenie: sovremennyy aspekt [Professional self-determination: a modern aspect]. Professional’noe obrazovanie. Stolitsa [Vocational Education. Capital]. Moscow, 2015, I. 6, pp. 2-6.