Penza, Penza, Russian Federation
The article presents the results of a study of management capacity of educational institutions on the basis of the monograph «The development of the management capacity of educational organization». The monograph was prepared on the results of the survey of heads of schools of the Penza region. It contains recommendations aimed at improving the professionalism of school leaders.
mechanisms, evaluation of potential, professional skills, professional skills, managerial capacity.
Актуальность монографии. В новом Законе об образовании, вступившим в силу с 1 сентября 2013 г., намечены меры по созданию механизма устойчивого развития системы образования всех уровней. В результате реализации основных положений данного закона планируется достижение качественного образования на основе его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства. Среди основных положений выделяется необходимость приобретения новых компетенций руководителями образовательных учреждений, отвечающим вызовам социально-экономической и образовательной ситуации в обществе. Приобретение и реализация этих компетенций является необходимым условием повышения качества образования. Одним из эффективных инструментов в решении обозначенной проблемы является разработка механизмов развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций.
В рецензируемой монографии на основе теоретических и практических результатов исследования решена проблема повышения уровня профессиональной компетентности руководителей школ. Актуальность монографии обусловлена тем, что руководители общеобразовательных организаций испытывают практическую потребность в системном подходе к развитию своего потенциала.
Оценка содержания монографии. В 2015 г. в издательском центре «ИНФРА-М» была издана монография «Развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации». В монографии представлены три основных направления исследования: теоретические и методологические аспекты исследуемой проблемы [1, 3, 4]; анализ развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций [2, 6, 9]; разработка модели и механизмов развития управленческого потенциала общеобразовательных учреждений.
В первой главе монографии «Теоретические и методологические аспекты развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций» отражены теоретические и методологические подходы к понятию управленческого потенциала общеобразовательных организаций; изучены уровни профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций; определены технологии управления общеобразовательными организациями. Представлены методические подходы к исследованию управленческого потенциала общеобразовательных организаций.
Во второй главе «Анализ состояния и развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций» на основе анкетирования и экспертных оценок осуществлена оценка управленческого потенциала общеобразовательных организаций по уровням управления; проанализирована профессиональная компетентность и мотивация к обучению и повышению квалификации руководителей общеобразовательных организаций; выявлены направления эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций.
В третьей главе монографии «Рекомендации по развитию управленческого потенциала общеобразовательных организаций» разработаны теоретические и практические рекомендации по развитию управленческого потенциала. Разработана и апробирована модель качеств руководителя общеобразовательной организации, предложены механизмы развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций и методические положения по оценке профессионального уровня руководителей общеобразовательных организаций; осуществлена экономическая и социальная оценка развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций.
В рамках этих направлений решен ряд актуальных задач развития управленческого потенциала:
- проанализированы теоретические подходы к определению терминов «потенциал», «управленческий потенциал»;
- определены факторы развития управленческого потенциала и проведено их ранжирование;
- осуществлен анализ профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций [11];
- разработана модель качеств руководителя школы [3, 10];
- предложены механизмы развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций [17, 18];
- выполнена экономическая оценка профессионального уровня руководителей школ [19].
Главной задачей монографии является попытка решения теоретических и практических проблем повышения профессионализма руководителей средних общеобразовательных учреждений.
Проблемы, поднятые в монографии, являются отражением потребностей руководителей общеобразовательных организаций в развитии своего потенциала.
Рецензируемая монография «Развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации» соответствует требованиям, предъявляемым к таким работам, и рекомендуется к изданию.
Практическая значимость монографии. Совершенствование системы управления школой в соответствии к адекватным современным требованиям предполагает развитие управленческого потенциала руководителей общеобразовательных организаций. Монография может быть полезна для руководителей школ и управленческого персонала общеобразовательных организаций, а также для научных работников, преподавателей школ и аспирантов.
1. Emel´yanova E.R. Metodicheskie osnovy issledovaniya upravlencheskogo potentsiala obrazovatel´nykh uchrezhdeniy [Tekst] / E.R. Emel´yanova. Kontekstnyy podkhod v psikhologii, pedagogiki i menedzhmente: mezhvuz. sb. nauchn. tr.; nauchn. red. A.A. Verbitskiy, otv. red. V.G. Kalashnikov. - M.: MGGU im. M.A. Sholokhova, 2011.
2. Emel´yanova E.R. Professional´naya kompetentnost´ rukovoditelya obrazovatel´nogo uchrezhdeniya [Tekst] / E.R. Emel´yanova. Menedzhment: upravlenie v sotsial´nykh i ekonomicheskikh sistemakh: sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / MNITs PGSKhA, 2011.
3. Emel´yanova E.R. Sushchnost´ i faktory razvitiya upravlencheskogo potentsiala obrazovatel´nogo uchrezhdeniya [Tekst] / E.R. Emel´yanova. Upravlenie personalom v Rossii: sovremennye issledovaniya, problemy i resheniya: sbornik nauchnykh trudov / Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii.- Ul´yanovsk: UlGTU, 2011.
4. Emel´yanova E.R. Teoreticheskie aspekty razvitiya upravlencheskogo potentsiala obrazovatel´nykh uchrezhdeniy [Tekst] / E.R. Emel´yanova. Nauchnye trudy Sterlitamakskoy gosudarstvennoy pedagogicheskoy akademii im. Zaynab Biishevoy; gl. red. I.R. Kyzyrgulov. - Tom 1. - V 3-kh seriyakh.
5. Reznik S.D. Aspirant vuza. Tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik. - 3-e izd., pererab. - Grif UMO. - M.: Infra-M, 2012.
6. Reznik S.D. Organizatsionnoe povedenie [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Infra-M, 2012.
7. Reznik S.D. Stanovlenie sistemy podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v Rossii [Tekst] / S.D. Reznik. Vestnik vysshey shkoly Alma mater. - 2011. - № 1.
8. Reznik S.D. Tekhnologii samokontrolya deyatel´nosti rukovoditelya obrazovatel´nogo uchrezhdeniya [Tekst] / S.D. Reznik. Lidery obrazovaniya. - 2006. - № 1-2.
9. Reznik S.D. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik; pod red. S.D. Reznika i V.M. Filippova; predislovie Chlena Komiteta Gosudarstvennoy dumy RF po obrazovaniyu G.A. Balykhina. - M.: INFRA-M, 2011. - 768 s.
10. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2013. - 607 s.
11. Reznik S.D. Upravlenie sistemoy professional´nogo prodvizheniya rukovoditeley v sfere obrazovaniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.N. Makarova, A.G. Yudakov. - Penza: PGUAS, 2009. - 131 s.
12. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2013. - № 3. - S. 46-52.
13. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. Penza: PGASA, 2003. - 452 s.
14. Reznik S.D. Personal´nyy menedzhment [Tekst]: uchebnik / S.D. Reznik, V.V. Bondarenko. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Infra-M, 2012.
15. Reznik S.D. Prepodavatel´ vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, O.A. Vdovina. - M.: INFRA-M, 2013. - 361 s.
16. Reznik S.D. Sistema podgotovki i povysheniya kvalifikatsii upravlencheskogo personala predpriyatiy [Tekst] / S.D. Reznik, E.V. Kondrat´ev. - Penza, PGUAS, 2004. - 231 s.
17. Reznik S.D. Povyshenie kvalifikatsii rukovoditeley obrazovatel´nykh uchrezhdeniy kak neobkhodimoe uslovie razvitiya upravlencheskogo potentsiala [Tekst] / S.D. Reznik, Z.M. Rybalkina, E.R. Emel´yanova. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2012. - № 12. - S. 393-397.
18. Reznik S.D. Modelirovanie kachestv rukovodyashchikh rabotnikov vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, O.I. Shesternina. Upravlenie innovatsiyami-2006 Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. R.M. Nizhegorodtseva. - M.: Dobroe slovo, 2006. - S. 280-284.
19. Rybalkina Z.M. Razvitie upravlencheskogo potentsiala obrazovatel´nogo uchrezhdeniya [Tekst] / Z.M. Rybalkina, E.R. Emel´yanova. Menedzhment: upravlenie v sotsial´nykh i ekonomicheskikh sistemakh: sbornik statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / MNITs PGSKhA. - Penza: RIO PGSKhA, 2012. - 275 s.