Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the scientific contribution of the department “Theory of Management” to the development of the concept of knowledge management. The department is one of the first in our country began to study a new area of management, including research, development of the first textbooks, training programs, the creation of the new training course “knowledge management”, publication of scientific articles and monographs in the new field of management.

Keywords:
knowledge, knowledge management, intellectual capital, organizational culture, creativity, creative management.
Text

В последние два десятилетия главным источником экономического и социального развития во всем мире становятся интеллектуальные ресурсы, основу которых составляют знания. Создание, распространение и использование знаний выступает ключевым фактором новой, или инновационной экономики, обеспечивающим ускорение ее роста и повышение конкурентоспособности.

Управление знаниями (knowledge management) как новая концепция менеджмента формировалась в 1980–1990-х гг., когда нематериальные активы, организационные знания, интеллектуальный капитал стали обеспечивать компании стратегические конкурентные преимущества. Японские исследователи И.Нонака и Х.Такеючи, оценивая роль знаний, образно отметили, что осознание того, что знание является новым ресурсом конкуренции, поразило Запад подобно вспышке молнии. Поэтому управление знаниями зародилось и получило распространение, прежде всего, в бизнес-организациях, особенно в отраслях, которые связаны с информационными технологиями, с созданием наукоемкой продукции, высокотехнологичным производством. Однако в современной экономике новые знания создаются не только в процессе проведения научных исследований и разработок, и не только в этих отраслях, но и в любой сфере деятельности, связанной с инновационными подходами, идеями и решениями, например, в маркетинге, сбыте, логистике, государственном управлении, образовании.

В 1990-е гг., когда начала формироваться концепция управления знаниями, сотрудники компании стали рассматриваться как часть ее интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал – это знания, которые могут существовать в организации в разнообразных формах. Феномен знаний интересовал человечество на протяжении многих столетий, исследованиям в этой области посвящено множество работ. Знания рассматривались с философских, исторических, психологических и других позиций. Известный английский ученый, философ и политический деятель Фрэнсис Бекон в 1597 г. написал: «Знание – это сила. Мы столько можем, сколько знаем».

References

1. Smirnova V.G. Menedzhment kak iskusstvo [Management as art]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of the theory and practice of management]. 1993, I. 4, pp. 56-59. (in Russian)

2. Smirnova V.G. and others. Organizatsiya i ee delovaya sreda: 17 -modul’naya programma dlya menedzherov «Upravlenie razvitiem organizatsii». Modul’ 2 [The organization and its business environment: 17 -module program for managers “Management of organization”. Module 2]. Moscow, INFRA-M Publ., 1999.

3. Mil’ner B.Z., Rumyantseva Z.P., Smirnova V.G., Blinnikova A.V. Upravlenie znaniyami v korporatsiyakh [Knowledge management in corporations]. Moscow, Delo Publ., 2006. 304 p.

4. Mil’ner B. Upravlenie znaniyami v innovatsionnoy ekonomike [Knowledge Management in innovative economy]. Moscow, Ekonomika Publ., 2009. 599 p.

5. Mil’ner B. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektual’nye resursy, upravlenie znaniyami [Innovative development: the economy, intellectual resources, knowledge management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009. 624 p.

6. Smirnova V.G. Organizatsionnaya kul’tura [Organizational culture]. Moscow, Yurayt Publ., 2014. 306 p.

7. Novichkov N.V., Smirnova V.G. Organizatsionnye soobshchestva v sotsial’nykh setyakh [Organizational community on social networks]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of the theory and practice of management]. 2014, I. 8, pp. 78-85. (in Russian)

8. Filatova M.B., Smirnova V.G. Upravlenie tvorcheskoy deyatel’nost’yu. Kak organizovat’ kreativnyy protsess v kompanii [Management of creative activity. How to organize the creative process in the company]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 96 p.

Login or Create
* Forgot password?