Ruza, Moscow, Russian Federation
This article deals with the origins and functions of language. The versatility of the system language to be understood as the language ability to serve all areas of conscious human activity (mental and physical); This property distinguishes the language from the various auxiliary signals systems.
language, linguistic communication, a system of signs, cognitive activity, differential signals.
Если бы разумные обитатели какой-либо планеты занялись изучением жизни на Земле, то они, несомненно, установили бы, что одним из важнейших элементов существования людей, постоянно сопровождающим их сознательную деятельность, является обмен дифференцированными сигналами, имеющими обычно форму звуков или графических значков.
Нет никакого сомнения и в том, что если люди когда- нибудь обнаружат на других планетах формы жизни, развитые до степени осмысленного и организованного воздействия живых существ на окружающий мир, то и там они встретятся с постоянным обменом дифференцированными сигналами, физическая природа и структура которых могут, впрочем, оказаться в корне отличными от физической Природы и структуры сигналов, используемых у нас, на Земле.
Более внимательное исследование любой подобной системы сигналов выявило бы, что они предназначены для-целей взаимной информации, т. е. для передачи сообщений, представляющих собой в конечном счёте описание фрагментов, (ситуаций) действительности, определенным образом. «обработанных» и преломленных в сознании членов языкового коллектива. Наличие системы взаимной информации, жизненно необходимой в первую очередь для координации усилий индивидов в их взаимодействии с внешним миром, но используемой также и для других, самых разнообразных целей общения, есть обязательное условие существования и развития коллектива мыслящих существ.
Дифференцированность или расчлененность единиц информации (сообщений) обусловлена в конечном счете самим содержанием материального мира, а также организацией нашего мышления, в основном правильно познающего предметы, процессы, явления как существующие в пространстве и во времени, имеющие различные аспекты своего существования (свойства) и находящиеся в непрерывной и изменяющейся взаимосвязи. Ясно, что информационные сообщения на любом языке, призванные отображать (через посредство сознания) фрагменты и ситуации действительности, не могут в известной' мере не воспроизводить композицию этих фрагментов, т. е. наличие в них отдельных предметов, процессов, явлений с присущими им свойствами и взаимосвязями. Этим в конечном счете и объясняется тот факт, что сообщение в общем случае является сложным целым, т. е. состоит из компонентов, в свою очередь обладающих разной сложностью и отображающих разные элементы и аспекты действительности, познанные и опосредствованные в сознании членов коллектива.
Компоненты, из которых складываются языковые сообщения, принято называть языковыми знаками.
Языковой знак - это звуковой или графический комплекс, соотносящийся с определенной единицей мышления/ т. е. с преломленным и обобщенным в нашем сознании элементом (элементами) или аспектом действительности, и находящийся в определенном системном соответствии с другими языковыми знаками. Самые мелкие компоненты/ на которые можно разложить языковое сообщение, - фонемы и слоги уже не соотносятся с какими-либо, единицами мышления и поэтому не являются знаками (хотя они и находятся в строго определенном системном соответствии. друг с другом).
Универсальность системы языка следует понимать как способность языка обслуживать все сферы сознательной деятельности человека (умственной и физической); это свойство существенно отличает язык от различных вспомогательных систем сигналов.
Известно, что язык есть не только важнейшее средство общения, но что он в то же время является «непосредственной действительностью мысли» и «практическим сознанием». Иными словами, с помощью языка мы не только общаемся (обмениваемся информацией), но также мыслим и познаем действительность. Язык есть одновременно форма развитого мышления и орудие его развития.
Механизм мышления человека известен в настоящее время лишь в самых общих чертах; есть основания полагать, что в недалеком будущем будут созданы надежные научно- экспериментальные средства исследования этого сложнейшего явления. Бесспорно, однако, что главную роль в процессах мышления играют хранящиеся в нашей памяти образы или отпечатки языковых знаков (звуковых или графических). Комбинируясь друг с другом различным образом, сочетаясь с непосредственными представлениями, ощущениями, эмоциями, они образуют сложную мозаику того, что именуется мыслью.
Мыслить можно только «на языке» и с помощью языка. Способность мыслить определяется в значительной степени Тем запасом языковых знаков, который запечатлен в сознании индивида, а также умением их, комбинировать, т. е. создавать новые языковые знаки и их образы.
Необходимо подчеркнуть, что процесс мышления не тождествен акту языковой коммуникации. Разумеется, образы языковых знаков, хранящиеся в нашей памяти, вполне материальны и не представляют собой чего-либо мистического. Однако звуковое или письменное языковое сообщение не идентично тем Элементам и категориям мышления, на которых оно базируется. Облечение мысли в оболочку слышимых или видимых языковых знаков требует от нас дополнительных усилий и специальных навыков.
С другой стороны, мышление может развиваться и существовать лишь на базе языкового общения и через посредство языкового общения (устного или письменного).
Главным средством развития мышления у индивида (ребенка или взрослого, говорящего или глухонемого, нормального или умственно отсталого) является внедрение в его сознание через языковое общение системы языковых знаков, обучение умению создавать, новые знаки, адекватно отображающие явления и ситуации реальной действительности и полезные для взаимной информации, и, наконец, развитие Навыков языковой коммуникации, необходимых для полноправного участия в языковом общении и трудовой деятельности данного языкового коллектива.
Нам легче всего проследить взаимообусловленность языка и мышления, наблюдая за развитием ребенка. Мы видим, как с каждым новым, запечатленным в памяти ребенка словом, словосочетанием и предложением, с каждым новым языковым знаком, построенным им самим, развивается техника мышления и способность осознавать окружающий мир и себя самого. *
Само собой разумеется, что освоение второго (иностранного) языка не сопряжено со сдвигами в мышлении, сравнимыми с теми, которые происходят при освоении первого (родного) языка. Иностранный язык изучается обычно на базе уже развитой (с помощью родного языка) техники мышления, в основных чертах одинаковой у всех людей независимо от того языка, которым они пользуются в общении. Это обстоятельство в огромной степени облегчает изучение иностранных языков, но оно же предопределяет их вторичную роль по сравнению с первым (родным) языком.
Развитие мышления, как и освоение языка, протекает особенно бурно в раннем детстве, но оно-продолжается в течение последующей жизни и деятельности человека. Уже приобщение к практически бесконечному миру письменного языка раскрывает новые горизонты и неизмеримо расширяет умственный кругозор индивида. Совершенствование и обогащение мышления происходит и за счет изучения иностранных языков, не только умножающих сферы языкового - общения (следовательно, источники, из которых может пополняться языковая база мышления), но и снабжающих мышление дополнительными аспектами, характеризующими различные языки и специфичными для разных народов мира.С мыслительной функцией языка тесно связана его познавательная функция.
Языковой коллектив познает мир, активно взаимодействуя с ним в процессе трудовой и иной деятельности. Но это взаимодействие невозможно без обмена информацией между членами коллектива. Поэтому процесс познания и накопления сведений о явлениях материального мира с их свойствами и взаимосвязями обязательно сопряжен с называнием всех этих элементов действительности, т. е. с отображением их в языке. Это требует само осознания мира, поскольку и мышление базируется на языковых знаках и категориях.
Как известно, сущность процесса познания заключается в обобщении частных сведений о явлениях материального мира. Средством объединения и обобщения первоначальных частных сведений о явлении служит язык, замыкающий и фиксирующий найденное из опыта и осознанное единство и отдельность в оболочке языкового знака.