THE FACTORS DETERMINING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE MILITARY COLLECTIVE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to theoretical analysis of the problem of determination of socio-psychological climate in military collectives. Studied the problems of the approaches to the definition of socio-psychological climate and factors that affect it a significant impact. Requested to allocate the following groups of determining factors: vocational and functional factors, economic factors, managerial factors, psychological factors, factors of professional qualification characteristics of employees, legal factors. The knowledge and consideration of diverse factors allows to improve the socio-psychological work with the military.

Keywords:
socio-psychological climate, a factor that military unit cohesion.
Text

Результаты многочисленных научных исследований (Г.М. Андреева, В.А. Бодров, А.И. Донцов, А.В. Карпов, Е.А. Климов, И.М. Михеев, Б.Д. Парыгин, Е.В. Шорохова и др.) указывают, что успешность профессиональной деятельности во многом зависит от социально-психологических явлений в трудовых коллективах, а именно: социально-психологического климата и эмоциональной окраски взаимоотношений между сотрудниками, их сплочённости, степени согласованности формальных и неформальных структур, наличия, а также способов разрешения и предупреждения межличностных конфликтов, степени соответствия стиля руководства уровню развития коллектива. Воинские коллективы не являются исключением. Так, по мнению многих учёных (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский, Д.Г. Давыдов, А.Г. Маклаков, А.Г. Караяни и др.) в любом воинском коллективе складываются и одновременно сосуществуют два вида отношений. Одни из них императивно определены уставами, правилами, должностными инструкциями, другие – ориентированы на межличностный аспект, совместимость, избирательность, учёт личности сослуживца. Одни строятся на основе должностного положения, занимаемого каждым военнослужащим, другие – на основе симпатий и антипатий.

Проблема коллектива и групповой деятельности – одна из центральных в психологии. Именно социально-психологический климат (далее – СПК), наглядно проявляясь в положительной эмоциональной окрашенности межличностных отношений, в устойчивости традиций в воинском коллективе, в оптимизме его членов и боевом настрое, призван обеспечить максимальный эффект совместной деятельности. В воинском коллективе (также как, например, и в органах внутренних дел) наиболее заметна иерархия отношений по вертикали: между начальниками и подчиненными, старшими и младшими по званию. Поэтому работа по оптимизации социально-психологического климата, созданию в коллективе атмосферы сотрудничества, доверия и взаимопомощи является одной из первоочередных обязанностей командиров и руководителей всех уровней и звеньев, неотъемлемое условие успешной жизнедеятельности всего воинского коллектива.

Социально-психологический климат как психологический феномен оказывает значимое влияние не только на различные групповые процессы (сплочение, взаимодействие и др.), но и психоэмоциональное состояние отдельных военнослужащих (сотрудников), их отношение к труду, перспективы их профессионального и личностного роста [9].

Ряд отечественных и зарубежных работ посвящен анализу роли психологического климата в становлении коллектива и развитии личности. Существует множество публикаций на эту тему. Подобным исследованиям уделили внимание и внесли существенный вклад в их развитие отечественные психологи: Ю.М. Жуков, Д.П. Кайдалов, А.Г. Кирпичник, А.Г. Ковалёв, Р.Л. Кричевский, М.Е. Литвак, Р.С. Немов, В.Н. Панфёров, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Н.М. Фатеев, В.М. Шепель и др. В работах этих специалистов дано понятие социально-психологического климата, выделены его показатели и факторы влияния, рассмотрена типология социально-психологического климата. Однако, факторы, определяющие состояние социально-психологического климата в воинском коллективе, в современной литературе раскрываются не полной мере.

Одной из трудностей изучения СПК является то, что не всегда можно четко и однозначно выделить факторы, его формирующие, и собственно элементы климата. Иногда факторы и элементы социально-психологического климата настолько тесно переплетаются и взаимодействуют между собой, что выделить их в чистом виде бывает весьма трудно [4]. Так, социально-психологические элементы климата, являясь, в конечном счете, следствием воздействия различных объективных и субъективных факторов, в то же время могут влиять изнутри на социальную систему (коллектив), выполняя при этом определенную роль и тем самым, становясь в свою очередь уже факторами климата [10].

На современном этапе в отечественной науке неоднозначно решается вопрос о содержании социально-психологического климата, его эмпирических индикаторах – показателях его состояния. Многие авторы предлагают свое видение проблемы, при этом, не претендуя на ее исключительность, не описывая конкретной структуры или содержания социально-психологического климата.

Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям: состоянию коллективного сознания, отражению особенностей взаимодействия людей; эмоционально-психологическому настрою группы; настроению группы; состоянию группы; психологическому единству членов группы; взаимоотношениям в группах и коллективах и др. Целесообразно отметить, что среди основных факторов социально-психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считают также, что социально-психологический климат – это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга (социальные связи), а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач (связи задач).

Социально-психологический климат необходимо рассматривать как целостное явление, но его нельзя представлять как некое суммарное, целое, состоящее из более простых элементов [2]. Например, его нельзя понимать как сумму индивидуальных потребностей, интересов, мотивов, ценностей и т.д.

К формам проявления СПК наиболее часто относят сработанность, уровень конфликтности в коллективе, сплоченность, совместимость, формы общения, удовлетворенность, самооценку, сочувствие и настроение (рис. 1).

Выделяют объективные и субъективные показатели климата. Н.М. Фатеев [11] к объективным (непсихологическим) показателям социально-психологического климата группы относит: эффективность деятельности, состояние дисциплины и характер движения кадров. Субъективные (психологические) показатели определяются особенностями восприятия и понимания членами коллектива различных сторон жизни и деятельности, степенью удовлетворенности-неудовлетворенности положением дел, а также поведением и деятельностью большинства (по определению Н.М. Фатеева).

Существуют и иные точки зрения на показатели социально-психологического климата. По мнению М.И. Марьина и др. [6], к объективным показателям, характеризующим СПК в коллективе, относятся текучесть кадров, неудовлетворительные условия работы, недостаточность социально-правовой защищенности сотрудников, эффективность выполнения профессиональных задач и др. Субъективными психологическими показателями являются: качественный состав коллектива сотрудников; уровень их профессионализма; компетентность в решении поставленных перед организацией задач; отношения между сотрудниками; особенности восприятия ими взаимных оценок; эмоциональное состояние, выражающееся в удовлетворенности или неудовлетворенности условиями деятельности, решением социально-бытовых вопросов; уровень коллективного настроения и его динамика. Среди субъективных (психологических) показателей также часто называют степень удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности, особенности восприятия и понимания других людей, удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями, доминирующие психические состояния сотрудников, эффективную трудовую мотивацию и др.

Важным критерием СПК является наличие или отсутствие конфликтов на межличностном уровне, распространения слухов друг о друге, опозданий, психологической несовместимости членов коллектива, стремления к переходу в другие профессиональные коллективы, психологической напряженности, скрытой критики условий службы, низкой активности в работе.

Особая роль в оценке состояния СПК и его оптимизации отводится психологической работе, в первую очередь, проведению мероприятий по развитию личности, гармонизации отношений в воинских коллективах, группой психологической подготовке [1, 3, 8].

Б.Н. Лебедев правомерно считает [5], что содержание аспектов, определяющих СПК, чрезвычайно многообразно, но строится на субъективных факторах. По его мнению, это сложный спектр эмоциональных, интеллектуальных и волевых реакций, позиций и действий, выраженных в мотивах, чувствах, настроениях, жизненных установках, представлениях, нормах, принципах, стереотипах восприятия и понимания различных явлений жизни и во многом другом. Он же относит к субъективным, влияющим на формирование социально-психологического климата, такие объективно существующие факторы: состав коллектива, т.е. образованность, совместимость, количество членов и разновидность их индивидуально-психологических характеристик.

Р.С. Немов относит к факторам социально-психологического климата, влияющим на эффективность работы коллектива, такие, как величина коллектива (количественный состав), уровень развития коллектива, система внутригрупповых коммуникаций, состав коллектива (качественный состав), межличностные отношения, стиль руководства [7].

Интегрируя мнения ученых о факторах, определяющих состояние социально-психологического климата, проведя анализ особенностей прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, можно выделить шесть основных групп факторов, детерминирующих, в конечном счете, настрой, самочувствие и работоспособность военнослужащих, отношения в воинском коллективе.

1. Профессионально-функциональные факторы (условия службы, труда и оборудование рабочих мест; обеспеченность службы вооружением, техникой, связью и т.п.; организация службы, режим труда и отдыха, график работы и т.п.; обоснованность и чёткость распределения функций между военнослужащими; функциональная определённость структуры деятельности каждого военнослужащего, чёткость его обязанностей, прав и ответственности; отношение командиров к вопросам организации труда и пр.)

2. Экономические факторы (система денежного довольствия; своевременность получения денежных выплат; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; справедливое (или несправедливое) распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки и т.д.).

3. Управленческие факторы (стиль и методы управления воинскими коллективами; отношение командиров к подчинённым; сплочённость управленческого звена; преемственность в оценке и выборе способов воздействия на подчинённых; социальная дистанция между командирами и подчинёнными; этика взаимодействия управленческого и исполнительского звена и др.).

4. Психологические факторы (взаимоотношения военнослужащих между собой; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между структурными подразделениями; взаимоотношения военнослужащих с непосредственным командиром; групповое мнение, нормы и традиции поведения; характер восприятия и оценки военнослужащими друг друга и т.д.).

5. Факторы профессионально-квалификационной характеристики военнослужащих (численность военнослужащих; укомплектованность должностей; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности; обеспечение адаптации и вхождение в должность; перспектива повышения квалификации; перспектива профессионального роста и карьеры; обоснованность подбора и расстановки военнослужащих и пр.).

6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; соответствие правовых актов требованиям обеспечения боевой готовности; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности; форма и содержание правовых актов; удобство в их применении и т.д.).

Таким образом, изучение сущности социально-психологических климата в воинских коллективах, форм его проявления позволили установить следующие группы факторов, влияющих на его состояние: профессионально-функциональные факторы, экономические факторы, управленческие факторы, психологические факторы, факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала, правовые факторы. Все они оказывают существенное (прямое или косвенное) психологическое влияние на отношение военнослужащих к службе, определяют индивидуальное видение себя в данной профессии и коллективе, а, соответственно, и перспективы профессионального и личностного роста.

 

References

1. Baydikov V.V. Filippenkova N.Y., Petrov V.E. Psikhologicheskaya podgotovka metodom modelirovaniya situatsiy: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychological preparation method of the Situations Modeling: a teaching aid]. M., 2006. 112 p.

2. Diagnostika sotsial´no-psikhologicheskikh kharakteristik malykh grupp s vneshnim statusom: Uchebnoe posobie dlya VUZov / pod red. S.A. Bagretsova [Diagnosis of the socio-psychological characteristics of small groups with an external status: Textbook for universities / ed. SA Bagretsova]. St. Petersburg: Lan Publ.. 1999, pp. 31-32.

3. Karavaev A.F., Petrov V.E. Psikhologicheskoe obespechenie formirovaniya i razvitiya lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychological support of formation and development of personality: a teaching aid]. M., 2006. 144 p.

4. Kiselev I.E. Osnovy sotsial´noy psikhologii: Uchebnoe posobie [Fundamentals of Social Psychology: Textbook]. Mn .: "Ekoperspektiva" Publ., 2000, pp. 53-54.

5. Lebedev B.N. Moral´no-psikhologicheskiy klimat kollektiva [The moral and psychological climate in the team]. M .: Nauka Publ., 2000. 236 p.

6. Maryin M.I., Maltseva T.V., Petrov V.Е., Safronov A.D. Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov politsii k professional´noy deyatel´nosti [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie [Psychological preparation of police officers to professional activity [Text]: textbook.]- Ruza: Moscow regional branch Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2014. - 195 p.

7. Nemov R.S. Psikhologicheskie usloviya i kriterii effektivnosti raboty kollektiva [Psychological conditions and criteria for the effectiveness of the team]. M .: Nauka Publ., 2002. 461 p.

8. Petrov V.E., Smetanina N.V. Intellektual´nyy sotsial´no-psikhologicheskiy trening: uchebno-metodicheskoe posobie [Intelligent socio-psychological training: teaching aid]. M .: Absolut Group Publ., 2010. 32 p.

9. Petrov V.E., Smetanina N.V. Osnovy organizatsii psikhologicheskogo obespecheniya professional´noy deyatel´nosti: monografiya [Fundamentals of psychological maintenance of professional activity: a monograph]. M .: Absolut Group Publ., 2010. 72 p.

10. Sukhov A.N., Bodalev A.A., Panferov V.N. etc. Sotsial´naya psikhologiya: Uchebnoe posobie [Social Psychology:. Textbook]. M .: Publishing Center "Academy" Publ., 2007. P. 76.

11. Fateev N.M. Sotsial´no-psikhologicheskiy klimat v kollektivakh organov vnutrennikh del: soderzhanie i metody ego izucheniya: Uchebnoe posobie [Socio-psychological climate in the collective bodies of internal affairs: the content and methods of its study: Textbook]. M .: Academy of Russian Ministry of Internal Affairs, 1991, pp. 8-10.


Login or Create
* Forgot password?