from 01.01.2015 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents the main findings and results of the monograph of S.D. Reznik and D.V. Ustinova "Preparing students for training postgraduate studies: system and control mechanisms", prepared on the results of a major study in the field of training of students to the management of higher education in postgraduate training institutions. The result of this work was the preparation of a reasonable model of the control system to students in graduate training and training management tools to students in postgraduate training.
students, college, graduate school, training, control mechanisms, the system
Согласно утверждению авторов монографии «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», формирование научных и научно-педагогических кадров становится все более важной задачей российского общества, а вступивший в силу в сентябре 2013 г. закон «Об образовании в Российской Федерации», определил аспирантуру как третью ступень высшего профессионального образования – подготовка кадров высшей квалификации. В условиях расширения научного пространства от качества подготовки кадров высшей квалификации зависит степень развития научного прогресса в стране, на что указывают авторы монографии [1, С. 3].
Как справедливо отмечают авторы, рост интереса молодежи к послевузовскому образованию вывел проблему подготовки студентов к обучению в аспирантуре в разряд наиболее актуальных. Однако, даже сильные студенты, другими словами, потенциальные аспиранты очень слабо представляют себе, что такое аспирантура, в чем смысл обучения в ней, что такое диссертация и ученая степень. К тому же имеет место парадоксальная ситуация: готовим в аспирантуре ученых, а вузу нужен не только ученый, но и хороший преподаватель, знающий, понимающий и занимающийся научными исследованиями. В этих условиях трехлетний срок обучения в аспирантуре часто бывает недостаточен для подготовки и защиты диссертации, и что наиболее важно – для подготовки к самостоятельной научной и педагогической деятельности [1, С. 3].
Именно поэтому, так не хватает системного управления процессами подготовки студентов к обучению в аспирантуре. Однако, несмотря на важность поднятой авторами проблемы, разработке эффективной системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре и механизмов ее функционирования в новых условиях должного внимания не уделено.
В рамках проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (государственный контракт № 14.740.11.0563) проведены мониторинг организации и содержания деятельности студентов высших учебных заведений, ориентированных на научно-педагогическую деятельность, мониторинг состава и содержания деятельности аспирантов вузов, а также мониторинг ключевых факторов, влияющих на эффективность системы формирования научно-педагогических, в которых приняли участие 400 студентов высших учебных заведений, а также 521 аспиранта и 187 молодых кандидатов наук, защитивших диссертацию не более 10 лет назад, и 27 высококвалифицированных экспертов-специалистов ведущих вузов России, среди которых 6 проректоров вузов по научной и научно-исследовательской работе, 3 декана, 12 заведующих кафедрами, 6 профессоров кафедр. Результаты этого крупного исследования были опубликованы в научных статьях [4–9] и монографиях [17, 18], а также представлены в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [2].
Итогом научных поисков авторов стала монография «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», объединившая ранее опубликованные работы по данной теме [2–10]. Структурно монография разделена на три главы.
В первой главе монографии «Теоретические и методические подходы к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» рассмотрены теоретические подходы к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, рассмотрены технологии организации образовательного процесса в вузе с ориентацией студентов на научно-исследовательскую деятельность, предложены методические подходы к исследованию проблемы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.
Вторая глава «Анализ практики управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» посвящена анализу динамики показателей подготовки научно-педагогических кадров в России, исследованию особенностей организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах, изучению опыта подготовки студентов высших учебных заведений к обучению в аспирантуре.
В заключительной третьей главе монографии «Моделирование системы и механизмы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» предложена и обоснована модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре вуза, разработаны механизмы управления подготовкой студенческой молодежи к обучению в аспирантуре, предложены методические положения по оценке результативности системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.
Книга предназначена для преподавателей и аспирантов высших учебных заведений, а также для всех, кто занимается исследованием проблем в сфере управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре вуза.
1. Reznik S.D. Podgotovka studentov k obucheniyu v aspiranture vuza: sistema i mekhanizmy upravleniya: Monografiya / Reznik S.D., Ustinova D.V. - M.: NITs INFRA-M, 2016. - 158 s.
2. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Dissertatsiya... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.
3. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoreferat dis.... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.
4. Reznik S.D. Formirovanie motivatsii studentov k nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti v vuze / S.D. Reznik, D.V. Ustinova. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2012. № 3. S. 361-364.
5. Reznik S.D. Prodvizheniyu v aspiranturu odarennykh studentov nuzhna sistema / S.D. Reznik, D.V. Ustinova. Prepodavatel´ XXI vek. 2012. T. 1. № 4. S. 32-38.
6. Reznik S.D. Monitoring deyatel´nosti studentov, orientirovannykh na postuplenie v aspiranturu / S.D. Reznik, D.V.Ustinova. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2012. № 11. S. 99-102.
7. Ustinova D.V. Organizatsiya nauchno-issledovatel´skoy raboty v vuze / D.V. Ustinova. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013. № 2. S. 131-136.
8. Ustinova D.V. Upravlenie otborom i prodvizheniem talantlivykh studentov v aspiranturu vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V.Ustinova, S.D. Reznik. Nauchnye trudy Vol´nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2014. T. 184. S. 323-340.
9. Ustinova D.V. Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V.Ustinova //Russian Journal of Management. 2014. T. 2. № 1. S. 36-46.
10. Upravlenie dissertatsionnym sovetom / N.I. Arister, S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2011.
11. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A. Dissertatsionnyy menedzhment v voprosakh i otvetakh. - M.: INFRA-M, 2011. - 256 s.
12. Reznik S.D. Nauchnoe rukovodstvo aspirantami. - M.: INFRA-M, 2012.
13. Reznik S.D. Osnovy dissertatsionnogo menedzhmenta: uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2014.
14. Reznik S.D. Aspirant vuza: tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti. - M.: INFRA-M, 2012.
15. Reznik S.D. Kak zashchitit´ svoyu dissertatsiyu. - M: INFRA-M, 2009.
16. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A. Orientiry i mekhanizmy povysheniya effektivnosti gosudarstvennoy sistemy attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: opyt, problemy, perspektivy: monografiya. - Penza: PGUAS, 2011. - 344 s.
17. Reznik S.D., Makarova S.N., Dzhevitskaya E.S. Aspiranty Rossii: otbor i podgotovka k samostoyatel´noy nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti: monografiya. - M.: INFRA-M, 2013.
18. Reznik S.D., Makarova S.N. Effektivnoe nauchnoe rukovodstvo aspirantami: monografiya. - M.: INFRA-M, 2014.
19. Reznik S.D. Nauchno-metodicheskaya podderzhka dissertatsionnogo menedzhmenta. Russian Journal of Management. - 2015. - №5. - S. 485-499.