TRAINING OF STUDENTS FOR POSTGRADUATE STUDIES OF UNIVERSITY: SYSTEM AND MANAGEMENT ARRANGEMENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the main findings and results of the monograph of S.D. Reznik and D.V. Ustinova "Preparing students for training postgraduate studies: system and control mechanisms", prepared on the results of a major study in the field of training of students to the management of higher education in postgraduate training institutions. The result of this work was the preparation of a reasonable model of the control system to students in graduate training and training management tools to students in postgraduate training.

Keywords:
students, college, graduate school, training, control mechanisms, the system
Text

Согласно утверждению авторов монографии «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», формирование научных и научно-педагогических кадров становится все более важной задачей российского общества, а вступивший в силу в сентябре 2013 г. закон «Об образовании в Российской Федерации», определил аспирантуру как третью ступень высшего профессионального образования – подготовка кадров высшей квалификации. В условиях расширения научного пространства от качества подготовки кадров высшей квалификации зависит степень развития научного прогресса в стране, на что указывают авторы монографии [1, С. 3].

Как справедливо отмечают авторы, рост интереса молодежи к послевузовскому образованию вывел проблему подготовки студентов к обучению в аспирантуре в разряд наиболее актуальных. Однако, даже сильные студенты, другими словами, потенциальные аспиранты очень слабо представляют себе, что такое аспирантура, в чем смысл обучения в ней, что такое диссертация и ученая степень. К тому же имеет место парадоксальная ситуация: готовим в аспирантуре ученых, а вузу нужен не только ученый, но и хороший преподаватель, знающий, понимающий и занимающийся научными исследованиями. В этих условиях трехлетний срок обучения в аспирантуре часто бывает недостаточен для подготовки и защиты диссертации, и что наиболее важно – для подготовки к самостоятельной научной и педагогической деятельности [1, С. 3]. 

Именно поэтому, так не хватает системного управления процессами подготовки студентов к обучению в аспирантуре. Однако, несмотря на важность поднятой авторами проблемы, разработке эффективной системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре и механизмов ее функционирования в новых условиях должного внимания не уделено.

В рамках проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (государственный контракт № 14.740.11.0563) проведены мониторинг организации и содержания деятельности студентов высших учебных заведений, ориентированных на научно-педагогическую деятельность, мониторинг состава и содержания деятельности аспирантов вузов, а также мониторинг ключевых факторов, влияющих на эффективность системы формирования научно-педагогических, в которых приняли участие 400 студентов высших учебных заведений, а также 521 аспиранта и 187 молодых кандидатов наук, защитивших диссертацию не более 10 лет назад, и 27 высококвалифицированных экспертов-специалистов ведущих вузов России, среди которых 6 проректоров вузов по научной и научно-исследовательской работе, 3 декана, 12 заведующих кафедрами, 6 профессоров кафедр. Результаты этого крупного исследования были опубликованы в научных статьях [4–9] и монографиях [17, 18], а также представлены в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [2].

Итогом научных поисков авторов стала монография «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», объединившая ранее опубликованные работы по данной теме [2–10]. Структурно монография разделена на три главы.

В первой главе монографии «Теоретические и методические подходы к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» рассмотрены теоретические подходы к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, рассмотрены технологии организации образовательного процесса в вузе с ориентацией студентов на научно-исследовательскую деятельность, предложены методические подходы к исследованию проблемы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.

Вторая глава «Анализ практики управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» посвящена анализу динамики показателей подготовки научно-педагогических кадров в России, исследованию особенностей организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах, изучению опыта подготовки студентов высших учебных заведений к обучению в аспирантуре.

В заключительной третьей главе монографии «Моделирование системы и механизмы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» предложена и обоснована модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре вуза, разработаны механизмы управления подготовкой студенческой молодежи к обучению в аспирантуре, предложены методические положения по оценке результативности системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.

Книга предназначена для преподавателей и аспирантов высших учебных заведений, а также для всех, кто занимается исследованием проблем в сфере управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре вуза.

References

1. Reznik S.D. Podgotovka studentov k obucheniyu v aspiranture vuza: sistema i mekhanizmy upravleniya: Monografiya / Reznik S.D., Ustinova D.V. - M.: NITs INFRA-M, 2016. - 158 s.

2. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Dissertatsiya... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.

3. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoreferat dis.... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.

4. Reznik S.D. Formirovanie motivatsii studentov k nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti v vuze / S.D. Reznik, D.V. Ustinova. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2012. № 3. S. 361-364.

5. Reznik S.D. Prodvizheniyu v aspiranturu odarennykh studentov nuzhna sistema / S.D. Reznik, D.V. Ustinova. Prepodavatel´ XXI vek. 2012. T. 1. № 4. S. 32-38.

6. Reznik S.D. Monitoring deyatel´nosti studentov, orientirovannykh na postuplenie v aspiranturu / S.D. Reznik, D.V.Ustinova. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2012. № 11. S. 99-102.

7. Ustinova D.V. Organizatsiya nauchno-issledovatel´skoy raboty v vuze / D.V. Ustinova. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013. № 2. S. 131-136.

8. Ustinova D.V. Upravlenie otborom i prodvizheniem talantlivykh studentov v aspiranturu vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V.Ustinova, S.D. Reznik. Nauchnye trudy Vol´nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2014. T. 184. S. 323-340.

9. Ustinova D.V. Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V.Ustinova //Russian Journal of Management. 2014. T. 2. № 1. S. 36-46.

10. Upravlenie dissertatsionnym sovetom / N.I. Arister, S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2011.

11. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A. Dissertatsionnyy menedzhment v voprosakh i otvetakh. - M.: INFRA-M, 2011. - 256 s.

12. Reznik S.D. Nauchnoe rukovodstvo aspirantami. - M.: INFRA-M, 2012.

13. Reznik S.D. Osnovy dissertatsionnogo menedzhmenta: uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2014.

14. Reznik S.D. Aspirant vuza: tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti. - M.: INFRA-M, 2012.

15. Reznik S.D. Kak zashchitit´ svoyu dissertatsiyu. - M: INFRA-M, 2009.

16. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A. Orientiry i mekhanizmy povysheniya effektivnosti gosudarstvennoy sistemy attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: opyt, problemy, perspektivy: monografiya. - Penza: PGUAS, 2011. - 344 s.

17. Reznik S.D., Makarova S.N., Dzhevitskaya E.S. Aspiranty Rossii: otbor i podgotovka k samostoyatel´noy nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti: monografiya. - M.: INFRA-M, 2013.

18. Reznik S.D., Makarova S.N. Effektivnoe nauchnoe rukovodstvo aspirantami: monografiya. - M.: INFRA-M, 2014.

19. Reznik S.D. Nauchno-metodicheskaya podderzhka dissertatsionnogo menedzhmenta. Russian Journal of Management. - 2015. - №5. - S. 485-499.

Login or Create
* Forgot password?