The article considers the problems of the domestic primary school art education in the field of fine arts. The problems of design and construction of modern fine arts lessons at primary school in the context of the requirements of the Federal state educational standard of the second generation are considered. The process of art education of primary schoolchildren is considered on the basis of the conceptual idea of forming of aesthetic perception of the world, the criteria and parameters of measurement are marked out.
art, younger schoolchild, lesson, aesthetic perception of the world, art plays.
Причины низкой продуктивности уроков изобразительного искусства в начальной школе
Результаты диагностических работ учащихся основной школы, к сожалению, свидетельствуют о чрезвычайно низком уровне обученности в области изобразительного искусства, в связи с чем возникает необходимость тщательного анализа причин регресса.
Начальная ступень обучения изобразительному искусству является, по словам Б.М. Неменского: «…базой, фундаментом для всего последующего художественного развития учащегося» [8, с. 107]. Следовательно, необходима оценка урока изобразительного искусства в начальной школе как основной формы образовательного процесса. Для этого требуется переосмыслить содержание урока изобразительного искусства, выявить концептуальные принципы его проектирования, которые обеспечат достижение целей и задач художественного развития учащихся начальной школы и создадут в совокупности фундамент дальнейшего обучения изобразительному искусству в старшей школе.
1. Bakushinskiy A.V. Khudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie [Artistic creation and training]. Moscow, Karapuz Publ., 2009. 204 s.
2. Barenboym L.A. Put’ k muzitsirovaniyu [The path to playing music]. Sovetskiy kompozitor Publ., 1973. 272 p.
3. Borev Yu.B. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2002. 511 p.
4. Nemenskiy B.M. Izobrazitel’noe iskusstvo: rabochie programmy. 1-4 klassy: posobie dlya uchiteley obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy [Art: work programs. Grades 1-4: A guide for teachers of educational institutions]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2013. 129 p.
5. Savenkova L.G. Nauchnye shkoly v pedagogike iskusstva [Scientific schools in teaching art]. Moscow, Rossiyskaya akademiya obrazovaniya Publ., 2008. 172 p.
6. Nemenskiy B.M., Polyakova I.B., Sapozhnikova T.B. Osobennosti obucheniya shkol’nikov po programme B.M. Nemenskogo «Izobrazitel’noe iskusstvo i khudozhestvennyy trud»: lektsii 1-4 [Features training program students BM Nemenskogo “Fine arts and the art work”: Lecture 1-4]. Moscow, Pedagogicheskiy universitet «Pervoe sentyabrya» Publ., 2007. 124 p.
7. Nemenskiy B.M., Polyakova I.B., Sapozhnikova T.B. Osobennosti obucheniya shkol’nikov po programme B.M. Nemenskogo «Izobrazitel’noe iskusstvo i khudozhestvennyy trud»: lektsii 5-8 [Features training program students BM Nemenskogo “Fine arts and the art work”: Lecture 5-8]. Moscow, Pedagogicheskiy universitet «Pervoe sentyabrya» Publ., 2007. 136 p.
8. Nemenskiy B.M. Pedagogika iskusstva: videt’, vedat’ i tvorit’ [Pedagogy of art: see, manage and create]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2012. 240 p.
9. Nemenskaya L.A. Izobrazitel’noe iskusstvo. Ty izobrazhaesh’, ukrashaesh’ i stroish’: uchebnik dlya obshcheobrazovatel’nykh organizatsiy. 1 klass [Art. You depict, decorate and build: a textbook for educational organizations. Grade 1]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2014. 111 p.
10. Nemenskiy B.M., Nemenskaya L.A., Koroteeva E.I. Uroki izobrazitel’nogo iskusstva: pourochnye razrabotki. 1-4 klassy [The lessons of the fine arts: the job development. Grades 1-4]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2013. 240 p.
11. Pozharskaya A.V. Esteticheskoe mirovospriyatie kak osnova khudozhestvennogo obrazovaniya v shkole [The aesthetic perception of the world as a basis for art education at school]. Grani poznaniya, VGSPU [Faces knowledge VGSPU]. 2015, I. 7 (41). Available at: http://grani.vspu.ru/avtor/915 (accessed 22 November 16).
12. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [The Federal state educational standard primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 33 p.
13. Shchurkova N.E. Kul’tura sovremennogo uroka [The bee-eater NE Culture of modern lesson]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2000. 112 p.