KEY FACTORS IN CREASING COMPETITIVENESS COMPANY IN CRISIS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In modern conditions of instability of business processes criterion of the stability and survival of the enterprise in the market environment is the competitiveness of enterprises, analysis, evaluation and prediction of which is an objective necessity, because in today´s competitive environment, for all its scale, dynamism and sharpness winner is the one who analyzes and fighting for their competitive position. Formation of strategy aimed at improving competitiveness, built on accurate data, is one of the main components of the Foundation of the success of the entire financial-economic activity of the enterprise.

Keywords:
сompetitiveness, control system, strategic objectives, innovative growth, factors of external and internal environment, business processes, and investments
Text

Повышение конкурентоспособности продукции нельзя достигнуть случайным образом, для этого необходима обоснованная система управления. Руководство предприятия должно не просто проводить системный анализ рынков, на которых оно функционирует, оценивать уровень конкурентоспособности свой продукции и заниматься поиском возможностей и недостатков продукции, выпускаемой конкурентами, но и управлять конкурентоспособностью собственной продукции с целью ее повышения за счет эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ.

В кризисных условиях управление конкурентоспособностью продукции предприятия достигается за счет рационального использования имеющихся конкурентных преимуществ, наращивания перспективных, выявления и создания потенциальных, а также оценки, анализа и учета факторов рыночной среды, которые повышают или понижают конкурентоспособность предприятия.

Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новых подходах к стратегическому планированию и управлению. 

Управление конкурентоспособностью продукции предприятия является основным направлением стратегического менеджмента любого производственного предприятия, которое можно рассматривать как стратегическое управление его конкурентными преимуществами. При этом необходимым условием является согласованность целей и взаимосвязь основных направлений стратегий реализации конкурентных преимуществ с общей стратегией развития предприятия.

Совершенствование системы управления предприятием является одним из основных условий повышения конкурентоспособности предприятия как социально-экономической системы и должно строиться на экономическом анализе, учете и контроле. Современный комплекс принципов, методов и функций управления является относительно постоянным, но внутреннее содержание некоторых функций и механизмов их реализации находится в постоянном развитии и совершенствуется в условиях неопределенности рынка. В то же время на предприятии реализовываются различные виды управления, отражающие разные объекты его приложения (персонал, финансы, инвестиции, инновации, продукция, маркетинг и т.д.) При их использовании необходимо учитывать экономические, организационные, нормативно-правовые, информационные и технологические аспекты управления. 

В качестве приоритетных задач системы управления и повышения конкурентоспособности продукции  предприятия можно выделить следующие: 

  • разработка мероприятий, направленных на поддержание и развитие рыночного спроса на определенную продукцию с помощью рационально функционирующей инфраструктуры, обеспечивающей конкурентные преимущества производителя;
  • формирование комфортных условий для реализации принципа социальной ориентации деятельности компании в инновационной сфере;
  • формирование логически верного процесса управления, ориентированного на повышение конкурентоспособности продукции компании как главной стратегической задачи его развития;
  • При этом в  ходе исследования качеств и свойств продукции конкурентов компаний кроме товарной, ценовой, торгово-ценовой, финансовой политик анализируются и характеристики персонала как «человеческого фактора конкуренции». 
  • Основными задачами в формировании организационного механизма повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятия являются:
  • рост уровня организационной культуры предприятия;
  • формирование условий для реализации поставленных целей и задач; 
  • разделение функций подразделений формирующих, реализующих,  и занимающихся управлением стратегией развития компании.
  • Достижение поставленных задач и целей повышения конкурентоспособности предприятия возможно достичь на основе формирования следующих подсистем в управлении, которые состоят из специализированных и взаимосвязанных между собой элементов:
  • диагностика, нацеленная на выявление и формирование проблем, которые связанны с развитием потенциальных возможностей предприятия в области повышения конкурентоспособности;
  • исследование и анализ сильных и слабых сторон продукции конкурентов, что позволит выявить и оценить атрибуты конкурентоспособности по каждой группе компаний-конкурентов, специализирующихся на продаже определенного вида товаров и конкурентных рынках;
  • распределение ресурсов между бизнес-единицами, товарами, рынками, функциональными отделами и т.д.
  • разработка прогнозов и планов по развитию конкурентных преимуществ, разработки эффективных функциональных стратегий и оптимального варианта конкурентной стратегии развития компании.
  • Можно выделить следующие приоритетные направления конкурентной стратегии предприятия, развитие и преобразование которых в конкурентные преимущества в последующей их реализации будет способствовать повышению его конкурентоспособности: 
  • стратегия обеспечения и повышения качества выпускаемой продукции (услуг); 
  • стратегия инновационного роста и развития; 
  • технико-технологическая стратегия в части, связанной с факторами изменения профильной технологии производства или оказания услуг.

Ещё одним важнейшим преимуществом, обеспечивающим конкурентоспособность продукции предприятия, является конкурентоспособность персонала, от которой во многом зависит успех стратегического развития предприятия. Ввиду этого, в условиях жесткой конкурентной борьбы, в качестве ключевого управляемого фактора успеха любого предприятия является высококвалифицированные сотрудники, которых необходимо рассматривать как один из стратегически важнейших ресурсов в получении конкурентного лидерства.

Со стратегической точки зрения развитие персонала предприятия подразумевает обеспечение устойчивого конкурентного преимущества продукции выпускаемой предприятие за счет повышения квалификации персонала и поддержания его профессионального роста и развития в долгосрочной перспективе в соответствии с тенденциями рынка и кадрового менеджмента. 

Механизм разработки и реализации конкурентной стратегии предприятия в современной литературе представлен различными подходами. В общем виде он, как правило, подразумевает следующие шаги, представленные на рисунке 1). 

Рисунок 1. Процесс выбора конкурентной стратегии

 

В целом разработку конкурентной стратегии предприятия необходимо начинать с анализа отрасли и конъюнктуры. Сначала требуется выявить сильные и слабые стороны продукции конкурентов, а затем на основании целостной картины, заниматься поиском стратегической позиции, заняв которую, предприятию удастся превзойти соперников. 

В целом разработку конкурентной стратегии необходимо строить на основании решения имеющихся тактических задач компании. Стратегия развития формируется не откуда-то «сверху», а разрабатывается «снизу» на основании текущих рыночных условий и нужд компании. Стратегию компании нужно строить, начиная с деталей, и она должна быть гибкой - подстраиваться и отталкиваться от конкретной ситуации, а не наоборот.

У современных руководителей большинства российских предприятий в основном нет теоретической подготовки в вопросах стратегического развития бизнеса. Они не способны самостоятельно и осознанно разрабатывать и реализовывать эффективные конкурентные стратегии. При этом, для обращения за помощью к дорогостоящим консультантам, как правило, они не спешат. Рассмотренная методика разработки конкурентной стратегии может помочь руководителям предприятий восполнить этот пробел и подсказать, как самостоятельно исследовать рынок и разрабатывать успешную конкурентную стратегию.

Оценка конкурентоспособности продукции предприятия представляет собой сложную задачу, для решения которой следует использовать многогранную систему критериев, среди которых основными оценочными параметрами выступают: конкурентоспособность рыночного субъекта и конкурентоспособность товаров и услуг, выпускаемых и оказываемых организациями. 

Для измерения конкурентоспособности продукции любого предприятия необходима не только качественная, но и количественная  информация, которая и даст необходимую оценку конкурентов рынка, на котором оно работает. В настоящее время очевидна четкая причинно-следственная связь - чем более полную и достоверную информацию о состоянии внешней среды фирмы имеет руководитель, тем выше вероятность того, что результаты финансового анализа, стратегические планы, коммуникационная программа и т.д. окажутся оптимальными или вообще пригодными. 

Помимо выделенных основных подходов к определению конкурентоспособности предприятия необходимо отметить некоторые значимые современные тенденции в понимании данной категории, не нашедшие отражение в рамках предложенных исследователями подходов. Все чаще исследователи обращаются к вопросу многоаспектности понятия конкурентоспособности предприятия в разрезе необходимости учета интересов потребителей, собственников, инвесторов, позиций конкурентов и других заинтересованных лиц. Конкурентоспособность предприятия ярко проявляется в следующих четырех признаках:

  1. потребители довольны товарами и готовы купить повторно продукцию этой фирмы;
  2. общество, партнеры, государственные и социальные институты не имеют претензий к фирме;
  3. акционеры довольны положением дел на фирме, величиной дивидендов;
  4. работники довольны своим положением и гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой фирме. 

При этом большое внимание уделяется вопросам согласования интересов и взаимной выгоды каждой из сторон. Безусловно, данные аспекты говорят о необходимости применения комплексного подхода к определению конкурентоспособности предприятия.

Ряд исследователей раскрывают понятие конкурентоспособности организации через рост стоимости бизнеса и привлекательность для инвестора. Под конкурентоспособностью ими понимается способность предприятия в выбранной сфере бизнеса приносить значительную (выше среднерыночной) прибыль на вложенный капитал, повышать доходы быстрее, чем конкуренты, и обеспечивать необходимый уровень инвестиций для поддержания этой тенденции в будущем. Вне зависимости от качества и обоснованности предположений, будущее развитие событий, связанных с деятельностью компании, всегда неоднозначно. В этой связи в числе прочих, необходимо рассматривать аспекты неопределенности и риска. 

Отметим, что именно стоимостной подход к конкурентоспособности предприятий должен стать ключевым, так как предполагает концентрацию общих усилий на важнейших факторах стоимости и росте долгосрочных денежных потоков, что является выражением главной задачи и результата функционирования системы обеспечения конкурентоспособности в целом.

References

1. Borisova O.V. Investitsii. Investitsionnyy analiz[Tekst]: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury/O.V. Borisova, N.I. Malykh, L.V. Oveshnikova.- M.: Yurayt, 2016.- T.1. - 218 s.

2. Gendon A.L. Analiz konkurentnykh preimushchestv kompaniy gorno-khimicheskogo kompleksa Rossii [Tekst] / A.L. Gendon. Vestnik REU. - 2016. - № 3 (87). - S. 83-88.

3. Gorshenina E.V. Problemy ispol´zovaniya instrumentov strategicheskogo menedzhmenta v upravlenii organizatsiey [Tekst] / E.V. Gorshenina, M.S. Nikiforova. Ekonomicheskie issledovaniya. - 2015. - № 2(15). -C.2-3.

4. Gumerov M.F. Osnovnye problemy i perspektivy razvitiya organizatsionnogo menedzhmenta v sovremennykh usloviyakh [Tekst] /M.F. Gumerov //Ekonomika, finansy i menedzhment: tendentsii i perspektivy razvitiya: sb. tr. nauch.-praktich. konf. - Volgograd: Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki,2014. - S. 164-167.

5. Lisichkina Yu.S. Vnutrennie problemy ustoychivogo razvitiya sotsial´no-ekonomicheskoy sistemy sovremennoy Rossii [Tekst] / Yu.S. Lisichkina, N.V. Polyantseva //Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2015. -№ 7. - S. 45-50.

6. Malykh N.I. Analiz riskov investitsionnykh proektov [Tekst] /N.I. Malykh// Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2016. - №2. -C. 65-75.

7. Porter M. Konkurentnaya strategiya [Tekst]: uchebnik dlya vuzov/ M. Porter - M.: Al´pina Biznes Buks, 2010.-398 s.

8. Rudenko G.G. Povyshenie effektivnosti trudovoy deyatel´nosti na osnove ego otsenki [Tekst] / G.G. Rudenko, V.V. Pavlova. Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti. - 2013. - № 2. -C.42-50.

9. Trifonov P.V. Sovremennye podkhody k otsenke konkurentosposobnosti korporatsiy s monoproduktovym portfelem [Tekst] /P.V. Trifonov// Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2014. - №11-3 (52-3). - S.934-938.

10. Fatkhutdinov R.A. Upravlenie konkurentosposobnost´yu organizatsii [Tekst]:uchebnik /R.A. Fatkhutdinov. - M.: Market DS, 2014. - 544 s.

Login or Create
* Forgot password?