In order to overcome the legacy of the apartheid government of South Africa aims to deeply reform the economy by improving the investment climate in the country in order to attract foreign investment. With a huge resource potential, favorable geographical position, South Africa may be in a "raw materials trap" of developed countries. The main players in the market of FDI are large corporations to facilitate the transnationalization of the economy. Today in South Africa successfully operating TNCs in various sectors that contribute to the innovative development of the country. Foreign companies using innovative technologies, provided tax incentives in the manufacturing industry, as well as provides cheap access to natural resources. In the context of ongoing policy of sanctions the United States and European countries in relation to our country, of particular interest is the development of mutually beneficial investment cooperation between Russia and South Africa.
investment, foreign direct investment, portfolio investment, investment policy, investment climate, economy transnationalization
Южно-Африканская Республика в годы международной изоляции была лишена доступа к рынку международного капитала. 1994 год стал переломным для экономического и социального развития страны. За последние 20 лет произошли глубокие структурные преобразования, позволившие ЮАР с населением более 54 млн. человек, богатой ресурсной базой, развитой банковской системой и устойчивой валютой, интегрироваться в мировую экономику.
Начиная с 1996 года, правительство усиленно проводило глубокое реформирование экономики. Принятая программа GEAR (Growth Employment and Redistribution) предусматривала ускоренный экономический рост страны за счет развития внешней торговли и создания благоприятного инвестиционного климата. Она состояла из среднесрочных стратегий, направленных на либерализацию экономики, в том числе: на ослабление валютного контроля, либерализацию торговли, приватизацию государственных предприятий, регулирование рынка труда, сокращение дефицита и стабилизацию национальной валюты.
В программе Новый путь 2010 года (The New Growth Path - NGP) был определен рост ВВП на 7 %, создание 5 миллионов новых рабочих мест, снижение безработицы с 25 % до 15 % к 2020 году. А в 2012 году был утвержден Национальный План развития страны до 2030 года (National Development Plan 2030 - NDP 2030), предусматривающий полную ликвидацию нищеты и устранение социального неравенства.
Для решения накопившихся экономических и социальных задач стране требуется большой объем иностранных инвестиций. Обладая богатым ресурсным потенциалом (удельный вес в мировых запасах составляет по марганцу - 82 %, металлам платиновой группы - 69 %, хромитам - 56 %, золоту - 40 %, алюминоглюкатам - 37 %, ванадию - 33 %, цирконию - 26 %) [7], и выгодным географическим положением, являясь «воротами» в другие африканские страны, ЮАР интересна для иностранных инвесторов.
По индексу глобальной конкуренции ЮАР занимала в 2014 году 56 позицию из 144 стран [3], ВВП составил 349,8 млрд. долларов, продемонстрировав рост в 1,5 % [2]. По сравнению с предыдущими годами, когда темп роста ВВП составлял не менее 3 %, он замедлился, что связано с мировым экономическим кризисом. При этом за три года (с 2012 по 2014 год) процент ПИИ в ВВП не изменился и составил 41,5 %. Пик притока прямых иностранных инвестиций в текущем десятилетии пришелся на 2013 год и составил 8 300 млн. долларов. Поскольку ресурсный потенциал ЮАР достаточно высок, страны заинтересованы в инвестировании добывающих отраслей, и в будущем страна может оказаться в «сырьевой ловушке». Однако, как показывает статистка, инвестиции в 2014 году в основном направлялись в телекоммуникационную отрасль, что говорит о положительных результатах проводимой правительством политики (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика движения прямых инвестиций ЮАР за 2009-2014 годы (млн. долл.)
Источник: составлено автором по материалам TheWorld Investment Report 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unctad.org/en/Publications Library/wir2015_en.pdf
Падение объемов ПИИ в 2014 году до 5712 млн. долларов связано с мировым экономическим кризисом, поскольку страна зависима от рыночной конъюнктуры и спроса, прежде всего, европейских стран.
Однако банковская система ЮАР ориентирована на привлечение иностранных инвестиций, что смягчает существующую ситуацию. Так, например, государственная Корпорация Индустриального Развития (Industrial Development Corporation) специализируется на финансовой помощи иностранным и местным инвесторам.
То внимание, которое правительство ЮАР уделяет созданию благоприятных условий для инвесторов, находит отражение в динамике и структуре движения инвестиций (таблицы 1 и 2):
Таблица 1
Структура притока иностранных инвестиций в ЮАР (млрд. рэнд)
Типы инвестиций |
31.03.2014 |
30.06.2014 |
30.09.2014 |
31.12.2014 |
31.03.2015 |
Прямые инвестиции |
1661 |
1719 |
1715 |
1684 |
1695 |
Портфельные инвестиции |
2176 |
2324 |
2403 |
2575 |
2748 |
Финансовые деривативы |
108 |
94 |
117 |
115 |
127 |
Другие инвестиции |
536 |
537 |
583 |
636 |
671 |
Итого: |
4481 |
4674 |
4818 |
5010 |
5241 |
Источник: составлено автором по материалам Резервного Банка ЮАР.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.resbank.co.za/Lists/News%20and%20Publications/Attachments/6788/IIP%20internet%20summary%20-%20March%202015.pdf
Как видно из таблицы, 32 % инвестиций в южноафриканскую экономику приходится на прямые инвестиции. Такой показатель говорит о достаточно высоком уровне заинтересованности иностранных инвесторов в их участии в развитии экономики ЮАР. Структура исходящих инвестиций в целом имеет аналогичный характер (таблица 2).
Таблица 2
Структура оттока инвестиций из ЮАР (млрд. рэнд)
Типы инвестиций |
31.03.2014 |
30.06.2014 |
30.09.2014 |
31.12.2014 |
31.03.2015 |
Прямые инвестиции |
1400 |
1475 |
1542 |
1551 |
1762 |
Портфельные инвестиции |
1803 |
1863 |
1803 |
1821 |
1827 |
Финансовые деривативы |
116 |
101 |
120 |
116 |
133 |
Другие инвестиции |
433 |
436 |
431 |
457 |
496 |
Итого: |
4275 |
4391 |
4453 |
4514 |
4783 |
Источник: составлено автором по материалам Резервного Банка ЮАР.
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.resbank.co.za/Lists/News%20and%20Publications/Attachments/6788/IIP%20internet%20summary%20-%20March%202015.pdf
Таким образом, на 31 декабря 2014 года разница между притоком и оттоком инвестиций составила 496 млрд. рэнд, и, как показал 1 квартал 2015 года, эта динамика в целом сохранилась, и сальдо составило 458 млрд. рэнд.
Иностранные компании в настоящее время присутствуют практически во всех секторах экономики, чему способствовало проведение прогрессивных реформ в области законодательства ЮАР, разрешающего создавать предприятия, принадлежащие иностранцам на 100 %, обеспечивать выход продукции на рынки других африканских стран, предоставлять свободный доступ к ресурсам. Данные меры обеспечили конкурентную среду для развития предпринимательства и содействовали привлечению иностранных инвестиций.
По данным Doing business 15, ЮАР занимает 43 место из 189 стран по легкости ведения бизнеса. По сравнению с предыдущим годом страна потеряла 6 позиций, что связано с высокой безработицей, перебоями с энергоснабжением и низкой квалификацией кадров (таблица 3).
Таблица 3
Международный рейтинг ЮАР по ведению бизнеса
Аспект ведения бизнеса |
2014 год |
2015 год |
Регистрация предприятий |
55 |
61 |
Получение разрешений на строительство |
32 |
32 |
Присоединение к электрическим сетям |
156 |
158 |
Регистрация собственности |
92 |
97 |
Кредитование |
30 |
52 |
Защита инвесторов |
16 |
17 |
Налогообложение |
18 |
19 |
Источник: составлено автором по данным Douingbisness 2015.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB15-Full-Report.pdf
Основная позиция ухудшения ведения бизнеса связана с получением кредитов, поскольку в стране растет задолженность по необеспеченным кредитам, с одной стороны, и ростом процентной ставки, с другой. Исследования Всемирного экономического форума позволяют более детально проанализировать данный вопрос. Так, в 2014 году экономика ЮАР заняла следующие позиции: утечка государственных средств - 96, недоверие к общественным политикам - 90, безопасность ведения бизнеса - 95 [3]. Такой невысокий рейтинг страны вызывает настороженность у инвесторов.
Сегодня правительство предпринимает достаточно много усилий для развития малого и среднего бизнеса и формирования среднего класса в обществе. Однако в стране наблюдается высокий уровень безработицы и низкий уровень социального развития, включающего низкие заработные платы, уровень образования и т. д. Это является наследием апартеида, когда черное большинство не имело доступа к образованию и, следовательно, в современных условиях часто не имеет квалификационных навыков, востребованных на рынке труда. Особенно это касается сельских жителей страны. Из-за высокой безработицы власти ЮАР вынуждены платить социальные пособия почти 16 млн. человек, что практически составляет треть населения страны.
ЮАР разделена на 9 провинций, которые отличаются между собой степенью экономического развития, что связано с наличием природных ресурсов, материально-технической базой, а также потенциальными возможностями. Так, например, экономический рост провинции Northern Cape почти в 2 раза отстает от Gauteng.
Для устранения региональных диспропорций и развития отраслей промышленности, находящихся в отдаленных районах, требующих инвестирования, была разработана Региональная стратегия развития (Regional Industrial Development Strategy - RID) по привлечению инвестиций. В девяти провинциях были созданы Агентства по поощрению инвестиций (Provincial Investment Promotion Agencies - PIPAs), работа которых согласуется с политикой Департамента торговли и промышленности ЮАР.
Государственная корпорация по промышленному развитию ЮАР (Industrial development corporation - IDP) инвестировала в 2015 году на развитие регионов 9,7 млрд. рэндов, что составило 84 % от общего финансирования. Развитые провинции Gauteng и Easten Cape получили 3 млрд. рэндов и 2,3 млрд. рэндов соответственно [13]. Менее развитые провинции в совокупности получили 46% финансирования от IDC. Более подробно инвестирование регионов представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Распределение инвестирования IDP по регионам
Источник: Industrial development corporation. Integrated report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.idc.co.za/ir2015/material-matters/contributing-to-socio-economic-development
По каждому региону правительство ЮАР имеет свою инвестиционную программу. Так, например, в 2015 году финансирование провинции Тhe Northern Cape составило 23,4 % от совокупной суммы, поскольку в регионе развита горнодобывающая промышленность, включая добычу марганца, а также реализуются солнечные и ветровые энергетические проекты.
По данным ОЭСР [16,17], индекс ограничения притока ПИИ в страну в 2014 году составил 0,06, что говорит об открытости экономики и наличии потенциала для роста долгосрочных иностранных инвестиций (рисунок 3).
Рисунок 3. Индекс ограничения ПИИ
Источник: OECDFDI Regulatory Restrictiveness Index. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.slideshare.net/OECD-DAF/oecd-fdi-regulatory-restrictiveness-index
К факторам, ограничивающим приток иностранных инвестиций можно отнести:
- влияние законодательства на рост прямых иностранных инвестиций в экономику ЮАР. По исследованиям Всемирного экономического форума, страна заняла довольно низкое 99 место из 140 экономик [3]. В июле 2015 года правительством был одобрен новый Закон о содействии и защите инвестиций, который предусматривает отказ от двусторонних международных соглашений и переход на национальное законодательство. Аннулирование двусторонних соглашений о защите инвестиций, имевшихся у ЮАР со странами ЕС, Китаем и другими странами насторожило иностранных инвесторов. Бизнес-сообщество считает принятый закон «демотивирующим» и «некомфортным» для иностранных инвесторов, поскольку он допускает возможность экспроприации их бизнеса в ЮАР. Базой для определения компенсации рассматривается в соответствии с Конституцией страны и является «немедленной, адекватной и эффективной»[6]. При двусторонних соглашениях компенсация обычно привязывалась к рыночной стоимости активов.
Таким образом, иностранные инвесторы не имеют гарантий на компенсацию по полной рыночной стоимости их собственности в случае экспроприации, поскольку Конституция полагает сумму компенсации, время и порядок оплаты справедливыми, если они отражают равновесие между интересами общества и иностранного инвестора. Поэтому компенсация не обязательно будет включать полную стоимость. По мнению иностранных инвесторов, такое изменение несет серьезный инвестиционный риск. Также рассматривается вопрос о включении в закон положений о международном арбитраже. Однако правительство ссылается на Конституцию ЮАР, как на вполне адекватную и обеспечивающую достаточную защиту прав иностранного инвестора.
Сторонники принятого закона считают, что двусторонние соглашения предоставляют иностранным инвесторам возможность глубокого вмешательства во внутренние процессы страны, что в результате может привести к неблагоприятным последствиям для экономики.
В Южно-Африканской Республике только стратегические отрасли подлежат регулированию с точки зрения иностранного инвестирования: финансовый сектор (банковский и страховой), горнорудный, телекоммуникации и радиовещание, транспорт. Обычно ограничение заключается в лицензирование и защите национальных интересов со стороны соответствующих министерств (a review framework for cross-border direct investment in South Africa http://www.treasury.gov.za/documents/national%20budget/2011/A%20review%20framework%20for%20cross-border%20direct%20investment%20in%20South%20Africa.pdf). Так, если заявка на получение лицензии в горнодобывающей отрасли подается одновременно иностранной компанией и «исторически обездоленными лицами», то предпочтение отдается последним (MINERAL AND PETROLEUM RESOURCES DEVELOPMENT ACT 28 OF 2002 http://www.capetown.gov.za/en/EnvironmentalResourceManagement/publications/Documents/Minerals-and-Petroleum-Resources-Development-Act-28-of-2002.pdf). Данные положения в добывающей промышленности рассматриваются в следующих законах: «Diamond Act 1986», «Mineraland Energy Laws Rationalization Act 1994», «Mineraland Petroleum Resources Development Act 2002».
В финансовом секторе для получения лицензии на банковскую деятельность и создание филиала иностранным банком может потребоваться обязательное трудоустройство определенного количества местных жителей, а также устанавливается размер уставного капитала.
В ЮАР выделяют два режима вхождения иностранных компаний на южноафриканский рынок:
- greenfield FDI - включает в себя создание нового бизнеса «с нуля», и правительство рассматривает данную сделку только с точки зрения ее влияния на национальное производство и занятость;
- brownfield FDI основан на приобретении существующих местных предприятий, которые реконструируются и встраиваются в уже существующую иностранную цепочку добавленной стоимости. Правительство ЮАР тщательно изучает вопросы изменения собственности и влияние контроля за отечественными компаниями на экономику страны.
Нормативным документом, регулирующим сделки слияния и поглощения компаний в ЮАР (за исключением финансового сектора), является Закон «О конкуренции» 1998 года. Избирается конкурсная комиссия, которая проверяет сделки с точки зрения национальных интересов, а именно: какое будет оказано воздействие на другие секторы экономики; каково влияние на занятость населения, на способность малых предприятий стать конкурентоспособными; а также на способность национальных отраслей конкурировать на международном рынке. Однако, ни в одном документе не раскрыто понятие «национальные интересы», что делает данные сделки непрозрачными. Такие широкие полномочия представляют собой определенный политический риск, поскольку вмешательство государственных структур может носить дискриминационный характер в отношении иностранных инвесторов.
Некоторые члены южноафриканского правительства высказывают мнения об усилении влияния государства в экономике. Вызывают определенное беспокойство у иностранных инвесторов вопросы возможной национализации горнорудных производств. Например, президент горнодобывающего концерна Anglo American Синтия Кэролл заявила, что компания не осуществляла достаточные долгосрочные инвестиции из-за опасений непредсказуемых перемен [1].
По оценке института FraserInstitute, в 2014 году ЮАР заняла 64 позицию из 122 стран по индексу инвестиционной привлекательности в горнодобывающую отрасль, а в 2013 году страна занимала 53 позицию из 112 стран [15]. Таким образом, ЮАР потеряла за год 11 позиций, несмотря на то, что горнодобывающая промышленность является «хребтом» экономики. Безусловно, подобные заявления снижают инвестиционную привлекательность страны.
Основными игроками на рынке ПИИ являются крупные корпорации, способствующие транснационализации экономики. Сегодня в ЮАР успешно функционируют ТНК в различных отраслях: в телекоммуникационной отрасли - MTN Group, нефтегазовой - Sasol, в медиа-бизнесе - Naspers и другие. Правительство нацелено на привлечение и поддержку транснациональных корпораций, способствующих инновационному развитию. Иностранным компаниям, использующим инновационные технологии, предоставляются налоговые льготы в обрабатывающей промышленности, а также обеспечивается дешевый доступ к природным ресурсам.
Для стимулирования притока ПИИ в реальный сектор экономики и обеспечение свободного движения капитала, правительство ЮАР проводит реформирование фискальной политики в области тарифного и налогового законодательств. Особенно это касается производств, находящихся в особых экономических зонах. В Плане действий по реализации промышленной политики IPAP (2014/15 - 2015/16 годы) особые экономические зоны определены как основные участники экономического роста страны, направленные на индустриализацию и модернизацию промышленного производства, развитие регионов и создание рабочих мест [14].
Для привлечения прямых иностранных инвестиций в ОЭЗ правительством предоставляется ряд налоговых преференций, в том числе:
- снижение корпоративного налога с 28,8 % до 15 % для предприятий, находящихся в особой экономической зоне;
- ускоренная амортизация для строительства сооружений, которая будет достигать 10 % в год в течение 10 лет;
- стимулирование занятости, путем снижения подоходного налога, который на сегодняшний день в стране составляет 41 %;
- развитие таможенно-контролируемой зоны для поддержки инвестиций, как в новые проекты, так и в модернизацию существующих.
Правительство ЮАР нацелено на дальнейшее развитие государственно-частного партнерства в особых экономических зонах, и к 2015 году объем государственных инвестиций составил 7,2 млрд. рэндов, а частных - 5,2 млрд. рэнд [5].
Важным шагом является создание в июле 2013 года Специального Фонда ОЭЗ, основной целью которого является долгосрочное инвестирование в экспортно-ориентированные производства с высокой добавленной стоимостью, а также во взаимосвязанную прилегающую инфраструктуру.
Интересы российских инвесторов на территории ЮАР в основном сосредоточены в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики, о чем свидетельствует наличие российских ТНК в этих регионах.
Одной из крупнейших российских компаний, работающих в ЮАР, является «Ренова», представляющая собой диверсифицированную бизнес-группу. Она владеет и управляет активами в металлургической, нефтяной, машиностроительной, горнодобывающей, химической, энергетической и строительной отраслях, а также в области телекоммуникаций и нанотехнологиях. В 2005 году компания «Ренова» инвестировала в развитие южноафриканского марганцевого бизнеса около 400 млн. долл., в том числе и в приобретение и реконструкцию ферросплавного завода Transalloys по выпуску силикомарганца. «Ренова» принадлежат 49 % акций в проекте United Manganese of Kalahari (UMK), 51 % - в Majestic Silver Trading. Также компания участвует в проекте создания солнечных энергетических парков. Соглашение о сотрудничестве в области солнечной энергетики было подписано в 2013 году. Работы по проектированию и инжинирингу, обеспечивающие до 40 % добавленной стоимости были выполнены в России энергокомпанией «Авелар», входящей в группу «Ренова». В 2015 году «Ренова» ввела в строй первую в ЮАР солнечную электростанцию в городе Джермистон под Йоханнесбургом (Гаутенг) [10]. Фотоэлектрическая станция дает электроэнергию дешевле, чем местный поставщик, сокращение выбросов углеводорода на 300 метрических тонн в год. «Авелар» - первая российская компания, которая инвестировала в зарубежный проект возобновляемой энергетики на южноафриканском рынке.
Учитывая, что ЮАР является солнечной страной с низким уровнем электроснабжения, можно предложить создание в различных регионах страны сети кровельных солнечных электростанций. Дешевая электроэнергия будет способствовать росту малого и среднего предпринимательства в стране, развитию транспорта и повышению уровня жизни населения в разных регионах страны. Важным является то, что в производстве электроэнергии заинтересованы как продвинутые регионы ЮАР, так и регионы с меньшим уровнем развития экономики.
Значимую роль на рынке ЮАР играют и другие российские компании: Evrazgroup принадлежит 85,1 % акций компании Evraz Highveld Steeland Vanadium, являющейся крупнейшим мировым поставщиком ванадия. «Норильский никель» широко представлен в горнодобывающей и металлургической промышленности и является собственником 85 % акций Tati Nickel Mining Company, 50 % акций в СП Nkomati Mining и 20 % акций в южноафриканской Gold Fields. «Северсталь» присутствует в капитале металлургической компании Iron Mineral Beneficiation Services (25,6 %) [6], а также завода в Фалаборва по выпуску горячебрикетированного железа [2]. Компания «Мечел» активно работает в горнодобывающей промышленности. Активное сотрудничество с ЮАР идет по линии корпорации «Росатом», которая построит в ЮАР восемь энергоблоков АЭС общей стоимостью от 40 до 50 млрд. долл. Соглашение предусматривает сотрудничество и в других сферах атомной промышленности, включая сооружение исследовательского реактора, помощь в развитии инфраструктуры ЮАР и подготовке специалистов. В общей сложности Россия занимает 12 место по числу инвестиционных проектов в Южной Африке [11].
Что касается функционирующих южноафри¬канских компаний на территории России, то можно выделить пивоваренные заводы «SABMiller» в Калуге, Ульяновске и Владивостоке, «Mondi» в целлюлозно-бумажной промышленности в Сыктывкаре, «Naspers» в информационных технологиях, «Bateman Projects LTD» газоконденсатный завод в Тюменской области и т.д.
Таким образом, в настоящее время инвестиционные проекты осуществляются крупными международными ТНК. В условиях санкций ЮАР становится наиболее привлекательная для осуществления инвестиций и продвижения российского экспорта. Россия обладает всеми возможностями для активизации взаимовыгодного двустороннего сотрудничества.
1. Koksharov A. Neudobnye vorota v Afriku «Ekspert online», 2012. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://expert.ru/expert/2012/34/neudobnyie-vorota-v-afriku/
2. Kheyfets B.A. Rossiya I BRIKS novye vozmozhnosti dlya vzaimnykh investitsiy dlya vzaimnykh investitsiy[Tekst]: monografiya / B. A. Kheyfets. - M.: Dashkov i K°, 2014. - 220 s.
3. Vsemirnyy bank [Elektronnyy resurs]. URL:http://www.worldbank.org/en/country/southafrica.
4. Vsemirnyy ekonomicheskiy forum [Elektronnyy resurs]. URL:http:// www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf
5. Departament torgovoy i promyshlennoy politiki YuAR [Elektronnyy resurs]. URL:http://www.thedti.gov.za/industrial_development/sez.jsp 6.
6. Zashchita inostrannykh investitsiy[Elektronnyy resurs] //VED.GOV.RU: ezhedn. internet-izd. - 2015. - 02 okt. - URL:http://www.ved.gov.ru/exportcountries/de/de_ru_relations/de_news/20822.html (data obrashcheniya: 05.04.2016).
7. Neudobnye vorota v Afriku «Ekspert online» [Elektronnyy resurs] //EXPERT.RU: ezhedn. internet-izd. - 2015. - 11fev. - URL:http://expert.ru/expert/2012/34/neudobnyie-vorota-v-afriku/ (data obrashcheniya: 05.04.2016).
8. Promyshlennost´ Yuzhno-Afrikanskoy respubliki [Elektronnyy resurs] //GECONT.RU: ezhedn. internet-izd. - 2015. - 05marta. - URL:http://www.gecont.ru/articles/common/uar.htm (data obrashcheniya: 07.04.2016).
9. Rezervnyy Bank YuAR [Elektronnyy resurs]. URL:https://www.resbank.co.za/Lists/News%20and%20Publications/Attachments/6788/IIP%20internet%20summary%20-%20March%202015.pdf
10. «Renova» postroila v YuAR solnechnuyu elektrostantsiyu [Elektronnyy resurs] //VESTIFINANCE.RU: ezhedn. internet-izd. - 2014. - 14maya. - URL:http://www.vestifinance.ru/articles/42764 (data obrashcheniya: 10.03.2016).
11. Rossiya uvelichivaet vliyanie v Afrike. [Elektronnyy resurs] //M.PRAVDA.RU: ezhedn. internet-izd. - 2015. - 14maya. - URL:http://m.pravda.ru/world/restofworld/africa/14-05-2015/1259772-parad-0/ (data obrashcheniya: 11.03.2016).
12. Douing bisness 2015 [Elektronnyy resurs] URL: http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB15-Full-Report.pdf
13. Industrial development corporation. Integrated report [Elektronnyy resurs] URL: http://www.idc.co.za/ir2015/material-matters/contributing-to-socio-economic-development
14. Industrial policy action plan [Elektronnyy resurs] URL: http://www.thedti.gov.za/DownloadFileAction?id=851
15. Fraser Institute. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.fraserinstitute.org/sites/default/files/survey-of-mining-companies-2014.pdf
16. OECD FDI Regulatory Restrictiveness Index. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.slideshare.net/OECD-DAF/oecd-fdi-regulatory-restrictiveness-index
17. OECD-South Africa investment policy dialogue Self-assessment of South Africa’s investment regime in relation to the OECD Codes of Liberalisation and the principle of National Treatment,2014[Elektronnyy resurs] URL: http://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/South-Africa-Investment-Regime.pdf
18. The World Investment Report 2015 [Elektronnyy resurs] URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2015_en.pdf