Tula, Tula, Russian Federation
The article presents the review of the actual textbook for ethnopsychology edited by P.N. Ermakov and V.I. Pishchuk. The goal of collective creativity was the creation of a new independent worldview on the psychology of ethnic phenomena. The main sections of the textbook are considered, its scientific and practical novelty is grounded.
culturology, philosophy of cultures, ethnopsychology, ethnos, ethnology.
В издательстве «Инфра-М» вышел новый учебник по этнической психологии [1], который создан группой авторов, являющихся преподавателями различных вузов[1]. Целью коллективного творчества было создание нового независимого мировоззрения на психологию этнических феноменов. Проблема в том, что долгие годы в России в классических учебниках по этнопсихологии этнос понимался статично как окончательно исторически и культурно сформированная социальная единица. Авторский коллектив нового учебника во главе с П.Н. Ермаковым и В.И. Пищик как ответственными редакторами издания, постарались отнестись к этносу иначе: как некому конструкту, который образуется в силу ряда ситуативных условий, и который служит некой формой социальной определенности социальной общности людей [1,c.8].
Научная новизна учебника состоит в представлении этнической психологии как индигенной науке, центрированной на внутренних, психологических проблемах российских народов, зародившейся в России. Акцентирование парадигм понимания феномена «этноса», излагаемых в этнологии, социологии и культурологии, в конструктивистском ключе, что не характерно для аналогичных учебников. Представление идей раскрытия феномена этнической ментальности, которое встречается в отдельных учебниках. Ментальность рассматривается с позиции социокультурной концепции ментальности В.И. Пищик. Излагаются оригинальные подходы на невербальные паттерны этнического общения в социокультурном ключе, опираясь на различные модели культур профессором В.А. Лабунской. Учебник иллюстрируют исследования идентичности, образа мира, стиля мышления народов ближнего и дальнего зарубежья, проводимых в научной школе профессора А.К. Белоусовой.
Сфера применения учебного материала не ограничивается только студентами уровня бакалавриат (общий профиль), направление подготовки 37.03.01 Психология, но во многом может быть использована как вспомогательная литература для студентов уровня магистратуры, направление подготовки 37.04.01 Психология (профиль – социальная психология; психология образования). Материалы учебника применимы для работы в рамках следующих учебных дисциплин: «Этническая психология», «Кросс-культурная психология», «Социальная психология», «Этническая педагогика», «Межкультурная коммуникация», «Психология развития, возрастная психология», «Когнитивная психология», «Общая психология: Мышление и речь».
Методическая новизна учебника заключена в использовании нестандартных задач, для решения которых студенты будут использовать свой творческий потенциал. Задачи для самостоятельной работы имеют поисковый, аналитический, структуралистский, классификационный характер. В отдельных заданиях используются информационные базы Интернета. Представлены задачи с множественными, вариативными ответами. Главные методические задачи – посредством предлагаемых практик усилить свои аналитические способности; развивать системное, критическое мышление; повышать мультикультурность и открытость. Это укладывается в компетентностную модель психолога.
Структура учебника имеет классические и неклассические разделы, включающие вопросы предмета и методологии этнической психологии; истории становления этнопсихологии; характеристик этнических общностей; особенностей этнической ментальности; этнопсихологии межкультурного общения и поведения; своеобразия этнических конфликтов; культурно-исторических предпосылок культурной трансмиссии; представлений о личности, образе мира, интеллекте и стилях мышления в этнопсихологии; национально-психологических особенностей представителей Азии, Европы и Юга России. Как видим, представленная проблематика довольно обширна.
Каждая глава учебника включает содержательную и методическую части, в которые включены: вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, тестовые задания и глоссарий. Последняя глава (гл. 10) представлена многочисленными исследовательскими проектами, которые иллюстрируют сравнительный материал этнопсихологических и кросс-культурных аспектов изучения этносов. Они могут задавать определенную направленность выполнения практических работ студентами.
Основные главы учебника:
Глава 1. Предметная область этнической психологии.
Вывод о причислении этнопсихологии к разновидности индигенных психологий.
Глава 2. Этнические общности (этносы) как объект социальной психологии.
Вывод о том, что этнос конструируемый феномен, текучий и подвижный.
Глава 3. Этническая ментальность – интегральная характеристика этноcа.
Вывод, представляющий этническую ментальность как вид организации ментальности, отражающий доминирование этноса как ее надсистемы.
Глава 4.Этнопсихология межкультурного общения и поведения.
Культурные модели задают специфику невербальных паттернов поведения в процессе общения этнофоров.
Глава 5.Этнические конфликты.
Вывод – излагается суть концепции формирования надгрупповых целей в ходе урегулирования и профилактики конфликтов между этническими группами
Глава 6. Культурная трансмиссия.
Вывод – сегодня меняются формы и виды культурной трансмиссии под воздействием меняющегося общества.
Глава 7. Личность в этнической психологии.
Вывод – трудности личностной определенности в мультикультурном мире и построение моделей личности в различных культурах.
Глава 8. Представления об образе мира в этнической психологии.
Выводы – характеристики образа мира представителей разных народов.
Глава 9 Национально-психологические особенности представителей народов мира.
Вывод – оригинальные исследования различных социально-психологических особенностей представителей различных народов.
Дальнейшая разработка проблем учебных материалов могла бы проводиться в следующих направлениях: межпредметные связи этнопсихологии; аналитические несовершенства исследований первой половины ХХ в. в этнопсихологии; проблема капсулирования и растворения культур; методологические проблемы этнических исследований.
[1] Авторский коллектив: д-р психол. наук, профессор В.А. Лабунская (гл. 4); д-р психол. наук А.К. Белоусова (§ 9.5, 9.6); д-р психол. наук, профессор В.И. Пищик (§1.1, 1.4, 1.5, гл. 3, § 9.1, 9.6, 9.7); канд. психол. наук, доцент Д.В., Воронцов (гл. 2), канд. психол. наук Г.В. Сериков (§ 1.4, 4.5, 5.1, 6.1), кандидат психологических наук, доцент О.В. Барсукова (§ 7.1, 7.2, 9.4), канд. психол. наук, доцент Е.П. Крищенко (§ 6.3), канд. психол. наук, доцент Н.Н. Мозговая (§ 7.3), канд. психол. наук, старший преподаватель Ю.А. Мочалова (§ 8.1, 8.3, 9.3), канд. психол. наук, доцент М.В. Науменко (§ 1.3, 5.1, 5.2, 5.3), канд. психол. наук, доцент Е.Н. Новохатько (§ 6.2), канд. психол. наук Т.В. Павлова (§ 8.2), ассистент Ю.А. Тушнова (§ 8.1, 8.3, 9.2, 9.4),
1. Etnicheskaya psihologiya [Tekst] : uchebnik / pod. red. P.N. Ermakova, V.I. Pischik. - M.: INFRA-M, 2017.