Doneck, Ukraine
Gosudarstvennaya organizaciya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Doneckiy nacional'nyy universitet ekonomiki i torgovli imeni Mihaila Tugan-Baranovskogo" (Kafedra buhgalterskogo ucheta, Assistent)
Doneck, Ukraine
The paper studies the relationship between social responsibility areas, which are financial in nature and parameters of financial statements, thus proved that the main place in the social reporting indicators should take social responsibility of the company that did not find their self-reflection in the financial statements. On the basis of international standards of social responsibility formed directions of the social activities of domestic enterprises, which allowed to determine the list of expenditures on social responsibility within each area and analyze them disclosed in the financial statements of the enterprise. The results are aimed at developing indicators of the status and results of the financing of social programs, in accordance with international standards of social responsibility.
international standards of social responsibility, financial reporting, social reporting, social responsibility, social responsibility of the company.
Деятельность любого предприятия в определенной степени опирается на готовность общества к поддержке такого рода деятельности. Для того, чтобы иметь постоянную общественную поддержку, предприятия должны проводить определенные социальные мероприятия (финансирование благотворительных проектов, социальная поддержка работников, забота об экологической ситуации) и, конечно, сообщать о такой деятельности общества, тем самым подчёркивая свою социальную значимость.
О повышенном интересе общества к социальной ответственности предприятий свидетельствует тот факт, что по состоянию на начало 2015 г. в национальный регистр корпоративных нефинансовых отчётов Российского союза промышленников и предпринимателей внесена 151 компания и 561 отчет (с 2000 по 2014 г.). В свою очередь, в декабре 2015 г. в национальный регистр нефинансовых отчетов уже внесены 158 компаний и зарегистрировано 620 отчетов [1]. Нельзя не отметить указанную положительную тенденцию роста количества социальных отчетов на 10,5% за 2015 г. (с 561 в начале г. до 620 в конце 2015 г.).
Отечественным предприятиям, которые хотят эффективно функционировать на рынке и соответствовать современным экономическим, социальным, экологическим требованиям ведения бизнеса необходимо постоянно информировать общество о результатах своей социальной деятельности. В связи с этим процесс формирования информации о социальной ответственности в отчетности предприятия приобретает особую актуальность.
Среди ученых, посвятивших работы отдельным проблемам формирования и отражения информации о социальной ответственности предприятий, следует выделить Е.М. Алигаджиеву, Ф.Ф. Бутынца, М.А. Вахрушину, И.В. Жиглей, А. Колота, В.С. Карагода, М. Проданчука, Л.В. Чижевскую и др. Учитывая исследования указанных ученых следует отметить, что определенный круг основополагающих вопросов остался нерешенным, а именно: определение объектов учета, которые должны быть отражены в социальной отчетности; исследования взаимосвязи между финансовой и социальной отчетностью и т.п.
Отметим, что отдельные вопросы в исследуемой проблематике были рассмотрены нами в [1, 5].
Цель работы заключается в исследовании процесса формирования информации о социальной ответственности в отчетности предприятия (финансовой и социальной).
Социальная ответственность бизнеса – это самостоятельная, инициативная, систематическая деятельность предприятия, осуществляемая ради удовлетворения интересов всех групп заинтересованных пользователей на взаимовыгодных условиях с целью достижения как экономических, так и социальных результатов [4].
Эффективным инструментом информирования заинтересованных пользователей о результатах социально ответственной деятельности является социальная отчетность. При этом практика функционирования ведущих отечественных предприятий в сфере социализации бизнеса находится на этапе активного развития.
Составление социальных отчетов на данном этапе развития отечественной экономики, к сожалению, не является обязательным требованием освещения информации о деятельности компаний в отличие от финансовой отчетности. Вместе с тем, ведение бухгалтерского учета дает возможность наряду с финансовой, налоговой, статистической отчетностью (которые используют денежный измеритель и основываются на данных бухгалтерского учета) внедрить социальную отчетность.
Многие европейские компании публикуют социальные отчеты, в которых предоставляют информацию о реализованных ими социальных мероприятиях. Однако формат предоставления такой отчетности является в большинстве стран произвольным и носит описательный характер, что не позволяет сравнивать результаты социальной деятельности различных компаний и управлять процессом социализации бизнеса.
Анализ международных стандартов социальной ответственности позволяет определить основные преимущества их применения отечественными предприятиями (табл. 1).
Таблица 1
Основные преимущества применения международных стандартов социальной отчётности отечественными предприятиями
Международный стандарт |
Сфера и принципы применения стандарта |
Основные преимущества применения стандарта отечественными компаниями |
---|---|---|
Серия стандартов АА 1000 |
Стандарт касается всех направлений деятельности компании. Основные принципы:
|
|
GRI «Глобальная инициатива отчетности» |
Касается всех направлений деятельности компании. Принципы составления отчета [6]:
|
|
Глобальный договор ООН |
Определяет 10 принципов глобального договора по направлениям социальной ответственности:
|
|
Стандарт SA 8000 |
Стандарт охватывает один аспект – соблюдение компанией прав работников. Основан на принципах и нормах Международной организации труда, Декларации ООН о правах человека и Конвенции ООН о правах ребенка. |
|
Серия стандартов ISO 14000 |
Направлены на соблюдение экологических требований на производстве. Основные принципы:
|
|
Стандарт ISO 26000 |
Стандарт касается всех направлений деятельности компании. Принципы:
|
|
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет утверждать, что наиболее привлекательными для отечественных предприятий является международный стандарт GRI, Глобальный договор ООН и ISO 26000, так как именно они позволяют сформировать перечень показателей социальной ответственности и использовать направления социальной ответственности в качестве структуры социального отчета. Анализ содержания международных стандартов социальной ответственности позволяет выделить направления социальной ответственности, которые имеют финансовый характер и определить их взаимосвязь с показателями финансовой отчетности (табл. 2).
Таблица 2
Направления социальной ответственности, имеющие финансовый характер и их взаимосвязь с показателями финансовой отчётности
Направления СОБ |
Расходы на социальную ответственность предприятия |
Отражение показателей в финансовой отчётности |
---|---|---|
Трудовые отношения |
|
Баланс: с. 1625 – расчеты по страхованию; с. 1630 – расчеты по оплате труда. Отчет о финансовых результатах: с. 2505 – расходы на оплату труда; с.2510 – отчисления на социальные мероприятия. Отчет о движении денежных средств: с. 3105 – расходы на оплату труда; с. 3110 – отчисления на социальные мероприятия. |
Охрана труда и безопасность на рабочем месте |
|
Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство). |
Обучение работников |
|
Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство). |
Забота об экологии |
|
Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство). |
Забота об обществе |
|
Отчет о финансовых результатах: с. 2510 – отчисления на социальные мероприятия. Отчет о движении денежных средств: с. 3110 – отчисление на социальные мероприятия. |
Следовательно, можно утверждать, что большинство расходов на социальную ответственность предприятия не раскрывается в финансовой отчетности, и, следовательно, не позволяет удовлетворить информационные потребности заинтересованных пользователей.
Проанализируем раскрытия финансовых показателей в социальной отчетности ведущих российских компаний (табл. 3).
Итак, социальная отчетность в России имеет форму доклада компании, где текстовая часть превалирует над числовой. Предоставление общей информации без указания количественных и стоимостных показателей делает невозможным осуществление комплексной оценки деятельности компании и определения эффекта от реализации социальных мероприятий. Именно поэтому, составляя социальные отчеты в свободной форме, российские компании акцентируют внимание заинтересованных пользователей на тех направлениях их социальной деятельности, в которых достигнуты положительные результаты, отражая всю полноту информации.
Таблица 3
Сравнительная характеристика раскрытия финансовых показателей в социальной отчетности ведущих российских компаний
№ |
Компания |
Финансовые показатели в социальной отчетности |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Расходы на трудовые отношения |
Расходы на охрану труда и безопасность на рабочем месте |
Расходы на обучение работников
|
Расходы на экологию |
Расходы, связанные с защитой прав потребителей |
Расходы на социальные мероприятия |
||
1 |
ОАО «Лукойл» |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+ |
+ |
+ |
2 |
АФК «Система» |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+ |
3 |
«Евраз» |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
- |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
4 |
ГМК «Норильский никель» |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
5 |
Объединенная компания «Русал» |
+ |
+;- (описательный характер) |
- |
+ |
- |
+ |
6 |
«Ростелеком» |
+ |
+ |
+ |
- |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
7 |
ОАО «РусГидро» |
+;- (описательный характер) |
+ |
- |
+ |
- |
- |
8 |
Группа «Мегафон» |
+ |
- |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+ |
9 |
«Сибур» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
10 |
«Вымпелком» |
+ |
- |
+ |
- |
+;- (описательный характер) |
+ |
На сегодня отсутствуют законодательно утвержденные формы социальной отчетности в ДНР, России и Украине. Это подтверждает необходимость разработки единой формы социального отчета, в котором, по нашему мнению, необходимо углубить информацию о показателях состояния и результатов финансирования социальных программ (в количественной, так и в качественной единицы).
Результаты взаимодействия предприятия и общества, через призму бухгалтерского учета требуют постоянного и полного отражения в соответствующих формах отчетности (как финансовой так и социальной). Важно отметить, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности компании, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы и предложения:
- проанализированы международные стандарты социальной ответственности, вследствие чегосформированы направления реализации социальных мероприятий отечественными предприятиями;
- исследована взаимосвязь между направлениями социальной ответственности, имеющими финансовый характер и показателями финансовой отчетности, который доказывает, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности компании, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности;
- предопределены перспективные направления дальнейших исследований, которые должны быть ориентированы на формирование четкого перечня показателей состояния и результатов финансирования социальных программ, которые дополняют и детализируют финансовую отчетность, а также позволяют определить эффект от их реализации.
1. Analiticheskiy obzor korporativnyh nefinansovyh otchetov // Rossiyskiy soyuz promyshlennikov i predprinimateley - Rezhim dostupa: http://www.rspp.ru/
2. Bessarabov V.O. Rashody na social'no otvetstvennuyu deyatel'nost' predpriyatiya: suschnost' i klassifikaciya// Ekonomika. - 2016. - T. 4. - №. 4.
3. Bochkareva N.G., Prodanova N.A. Institucional'naya sreda podgotovki integrirovannoy otchetnosti // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2016. - № 10.
4. Vorobey V. Nefіnansova zvіtnіst': іnstrument socіal'no vіdpovіdal'nogo bіznesu // Іnіcіativa Global'nogo dogovoru v Ukraїnі. Kiїv: Predstavnictvo OON v Ukraїnі. 2010. 84 s.
5. Kolot A. Korporativnaya social'naya otvetstvennost', social'naya otchetnost' i audit kak sovremennye instituty i tehnologii social'nogo razvitiya // Ukraina: aspekty truda. 2010. - № 3. - S. 3-9.
6. Omel'chenko E.Yu. Garmonizaciya metodologii ucheta finansovyh rezul'tatov RF s MSFO// Sinergiya ucheta, analiza i audita v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti biznesa i gosudarstva. Sbornik materialov II mezhdunarodnoy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati prof. Petrovoy V.I. i prof. Bakanova M.I. 201- S. 202-208. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/item.asp?id=25556944
7. Petrenko S.N. Standarty social'noy otvetstvennosti biznesa: nedostatki i preimuschestva adaptacii k ukrainskim predpriyatiyam // Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Mir nauki i obrazovaniya». 2015. - № 4.
8. Prodanchuk M.A. Nefinansovaya otchetnost' - effektivnyy instrument v realizacii upravlencheskih resheniy // Sbornik nauchnyh trudov Tavricheskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta (ekonomicheskie nauki). - 2013. - № 2 (2). - S. 202-214.