TOPICAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF MEDICAL SERVICES ADVERTISING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article gives a detailed analysis of the legislation of the medical services advertising in Russia as well as legislation that establishes administrative liability for unlawful advertising in this area. On the basis of research some problems dealing with the practice of applying Russian Federation are given. Legislation on medical services advertising were revealed. It is noted that inconsistency of the laws of the same level allows dishonest advertisers to "escape" meeting established requirements and what is more escape liability for violation of the laws on advertising. It is proposed to amend the Law on Health Protection by concerning the definition of the concept – methods of prevention, diagnosis, treatment and medical rehabilitation.

Keywords:
advertising of medical services, improper advertising, contradictions of law, administrative offense, methods of treatment.
Text

 Непременным спутником рыночной экономики и конкуренции является реклама. Основным стимулом развития рекламной индустрии в России стали потребности бизнеса в эффективном информационном ресурсе для информирования потребителей [1, с. 61].

Значение рекламы для потребителей заключается в получении информации об имеющихся услугах и составлении собственного мнения о рынке услуг. Чем более потребитель медицинских услуг осведомлен о доступных способах, методиках проведения необходимых ему процедур и квалификации специалистов разных организаций, способных предоставить желаемую услугу, тем больше у него возможностей для реализации права выбора специалиста и организации, сравнения качества услуг и цен.

Реклама стремится убедить потребителя в надежности, качестве, доступности товара, а значит, она должна обеспечить потребителя необходимой ему информацией, соответствовать действительности и не вводить его в заблуждение. В случае неправильной трактовки рекламы потребителями рекламы, в том числе при предоставлении неполной информации или недостоверной, которая может ввести в заблуждение потребителей, высока вероятность причинения вреда жизни и здоровью неограниченному кругу лиц [2, с. 34].

Основополагающим правовым актом, содержащим понятия и требования к рекламе медицинских услуг, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) [3]. Данный закон постоянно претерпевает изменения, в том числе и по поводу рекламы медицинских услуг. Несмотря на это, в нем остаются неопределенности, способствующие неоднозначному толкованию. Например, если медицинская организация Н. публикует в неспециализированном журнале объявление о том, что она осуществляет широкий спектр медицинских услуг, в том числе прием врача-кардиолога, врача-терапевта, исследование биохимического анализа крови (биохимия), велоэргометрию (ВЭМ), то возникает вопрос о соответствии данного объявления Закону о рекламе.

Исследование биохимического анализа крови и ВЭМ – это методы диагностики, которые позволяют оценить работу внутренних органов, получить информацию о метаболизме, выяснить потребность в микроэлементах [4]. В процессе велоэргометрии у пациента выявляют скрытую коронарную недостаточность и нарушения сердечного ритма [5].

Следовательно, можно предположить, что указание на методы диагностики (биохимия и ВЭМ) в объявлении немедицинского журнала является нарушением ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

Однако в соответствии со ст. 3 Закона о рекламе объектом рекламы может быть как сама медицинская услуга, так и медицинская организация, предоставляющая данную медицинскую услугу, а реклама – это информация, которая может распространяться любым способом, в любой форме, в том числе при использовании любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В нашем случае медицинская организация Н. не нарушила норм Закона о рекламе, так как объектом рекламы была сама медицинская организация в качестве лица, оказывающего медицинскую услугу. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что при объявлении перечня предоставляемых видов услуг, методы диагностики (биохимия и ВЭМ) просто перечислялись, а не конкретизировались по показаниям, противопоказаниям, методике проведения, тем самым способствуя проявлению интереса неопределенного круга лиц к продавцу медицинской услуги.

Достаточно часто в последнее время организации, предоставляющие платные медицинские услуги, прибегают к использованию интернета в качестве способа рекламирования. При этом в интернете имеются различные возможности для продвижения услуг: размещение информации на официальном сайте, реклама в социальных сетях (Facebook, Instagram, Одноклассники), блогах, форумах, контекстная реклама и т.д. Тем не менее независимо от способов распространения интернет-рекламы, она должна соответствовать требованиям законодательства РФ.

Действие законодательства о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в силу закона [3]. Медицинская организация может использовать этот факт и обязательную информацию преподнести максимально привлекательно для возможных потребителей услуг, «обойдя» при этом запреты и ограничения, установленные в Законе о рекламе.

В соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, в отличие от рекламы самой медицинской услуги, в настоящее время возможна лишь для профессионального сообщества в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций, медицинских и фармацевтических печатных изданиях и т.д. Однако организация с целью «обойти» данный запрет может повествовать обычному потребителю о методах, применяемых при лечении различных заболеваний, делая ссылку на Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья), согласно которому медицинская организация обязана предоставлять пациентам информацию об эффективности методов лечения [6].

Согласно ст. 24 Закона о рекламе, реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные примеры излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате оказания услуги, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с оказанными им услугами.

Однако ст. 79.1 Закона об охране здоровья предусматривает независимую оценку качества оказания услуг. Для возможности проведения данной оценки, приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. № 956н [7], было установлено, какая информация должна быть размещена медицинской организацией в интернете, в том числе «отзывы пациентов», что также подтверждается и в письме Минздрава России от 15 марта 2017 г. № 21-5/10/2-1757 [8]. При этом п. 7 ч. 1 ст. 79 Закона об охране здоровья обязывает медицинскую организацию предоставлять такую информацию в доступной форме, а также при использовании интернет-версии.

Такая несогласованность законов одного уровня позволяет недобросовестным рекламодателям «уходить» от исполнения установленных требований, тем самым избегать привлечения к ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

         Нарушение законодательства о рекламе является административным правонарушением, которое регламентируется ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [9]. В части 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение общих требований, предъявляемых к рекламе, независимо от объекта рекламирования.

         Так как данная реклама непосредственно затрагивает право граждан в сфере здравоохранения, в целях обеспечения указанных прав граждан ст. 14.3 КоАП РФ была дополнена ч. 5, предусматривающей ответственности за правонарушения в сфере медицинских услуг [10].

         Конструкция ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ вызывает вопросы в связи с тем, что диспозиция данной статьи, кроме понятия «медицинские услуги», указывает на методы лечения. Во-первых в Законе об основах охраны здоровья понятие «методы лечения» отсутствуют. Во-вторых, на наш взгляд, не представляется возможным классифицировать по значимости для жизни и здоровья пациента медицинскую услугу, включающую медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию. Таким образом, ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ не в полной мере учитывает нормы ст. 2 Закона об основах охраны здоровья.

         Понятие «медицинская услуга» определяется Законом о рекламе как более широкое по отношению к ее составляющим – методам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Такой вывод можно сделать из п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, где указано, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства (положительное влияние на течение болезни) объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств; медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации; медицинских изделий.

         Однако если провести сравнительный анализ норм Закона о рекламе (п. 6 ч. 5 ст. 5 и п. 4 ч. 5 ст. 5), то можно констатировать, что в п. 4 ч. 5 ст. 5 при запрете использования образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, не уточняется о таких элементах, входящих в медицинскую услугу, как методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. При этом в п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе понятие «медицинские услуги» содержит в себе данные элементы [11].

         Представляется, так как медицинская услуга является более широким понятием, то по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ к административной ответственности должны привлекаться лица и за нарушения рекламы методов профилактики, лечения, диагностики, медицинской реабилитации, но при условии, что соответствующие понятия будут включены в ст. 2 Закона об основах охраны здоровья. Поэтому, на наш взгляд, необходимо исключить из ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ указания на методы лечения.

Сегодня ни указанные законы, ни какой-либо другой нормативный акт не содержит определений таких понятий, как метод профилактики, метод диагностики, метод лечения, метод медицинской реабилитации [11]. Однако от толкования норм закона в отношении действий – методов будет зависеть привлечение субъекта к административной ответственности за нарушение ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе. Поэтому необходимо внести изменения в Закон об основах охраны здоровья.

Изложенные проблемы находят свое отражение в судебной практике. Так, в 2015 г. ФАС России в письме от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона "О рекламе"» была предпринята попытка определить значение данных терминов.

         В абзаце 10 п. 1 письма ФАС России отмечает, что законодательство не содержит определения данных понятий, вместе с тем, согласно толковым словарям русского языка, слово «метод» определяется как путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь; прием, способ действовать, поступать каким-либо образом. На основании этого специалисты ФАС России пришли к выводу, что «…под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации» [12]. Но 18 августа 2016 г. Верховный Суд РФ принял решение по делу № АКПИ16-546, в котором фактически признал не действующими обозначенные выше положения письма ФАС. Суд посчитал, что понятия методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации относятся к сфере охраны здоровья, определение этих понятий не относится к компетенции ФАС России, а, следовательно, оспариваемое разъяснение дано с превышением полномочий и не соответствует требованиям закона [13].

По нашему мнению, с позицией ВС РФ нельзя полностью согласиться, поскольку при отсутствии единообразного понятия «методы профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации» привлечение к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ Федеральной антимонопольной службой России будет сопровождаться значительными трудностями.

Таким образом, полагаем, что с целью единства системы правоприменения в сфере рекламы медицинских услуг, а также недопущения распространения ненадлежащей рекламы необходимо дополнить ст. 2 Закона об охране здоровья, четко регламентировав в ней такие понятия, как методы профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

 

References

1. Gribok N.N. Deyatel'nost' gosudarstvennyh, obschestvennyh organizaciy i biznesa po razvitiyu reklamnoy industrii v Rossii (1991-2006 gg.) [Tekst]: avtoref. dis. ...kand. ist. nauk / N.N. Gribok. - M., 2011. - S. 3.

2. Aksenova-Sorohtey Yu.N. Reklama uslug esteticheskoy mediciny [Tekst] / Yu.N. Aksenova-Sorohtey, Yu.P. Vysockaya, A.R. Gil'mullina // Nauchnyy obozrevatel'. - 2016. - № 6. - S. 34-36.

3. O reklame: Feder. zakon Ros. Federacii ot 13.03.2006 № 38-FZ (red. ot 28.03.2017): prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federacii 22 fevr. 2006 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 3 marta 2006 g. [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 01.05.2017).

4. Biohimicheskiy analiz krovi. Medenciklopediya. Medportal. [Elektronnyy resurs] // URL: http://medportal.ru/ (data obrascheniya: 01.05.2017).

5. Veloergometriya. Innovacionnyy medicinskiy server. [Elektronnyy resurs] // URL: http://diagnos.ru/procedures/manipulation/veloergometria (data obrascheniya: 01.05.2017).

6. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 03.04.2017): prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federacii 1 noyabrya 2011 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 9 noyabrya 2011 g. [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 01.05.2017).

7. Ob informacii, neobhodimoy dlya provedeniya nezavisimoy ocenki kachestva okazaniya uslug medicinskimi organizaciyami, i trebovaniyah k soderzhaniyu i forme predostavleniya informacii o deyatel'nosti medicinskih organizaciy, razmeschaemoy na oficial'nyh saytah Ministerstva zdravoohraneniya Rossiyskoy Federacii, organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federacii, organov mestnogo samoupravleniya i medicinskih organizaciy v informacionno-telekommunikacionnoy seti «Internet»: prikaz Minzdrava Rossii ot 30.12.2014 № 956n [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 01.05.2017).

8. O rekomendaciyah po predostavleniyu informacii o deyatel'nosti medicinskih organizaciy, razmeschaemoy na oficial'nyh saytah organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federacii v sfere ohrany zdorov'ya i medicinskih organizaciy v informacionno-telekommunikacionnoy seti «Internet»: pis'mo Minzdrava Rossii ot 15 marta 2017 g. № 21-5/10/2-1757 [Elektronnyy resurs] // URL:https://www.garant.ru/products/ipo/ (data obrascheniya: 01.05.2017).

9. Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: Feder. Zakon Ros. Federacii ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 17.04.2017): prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federacii 20 dek. 2001 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2001 g. [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 01.05.2017).

10. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O reklame» i stat'yu 14.3 Kodeksa Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: Feder. zakon Ros. Federacii ot 23.07.2013 № 200-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federacii 3 iyulya 2013g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 10 iyulya 2013 g. [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 01.05.2017).

11. Petrechuk A.S. Pravovoe regulirovanie reklamy medicinskih uslug v Rossiyskoy Federacii [Tekst] /A.S. Petrechuk // Problemy prava. - 2015. - № 6 [Elektronnyy resurs] // URL: http://problemyprava.ru/Pp_6(2015)/Petrechuk.pdf (data obrascheniya: 28.04.2017).

12. O raz'yasnenii otdel'nyh polozheniy Federal'nogo zakona «O reklame»: pis'mo Federal'noy antimonopol'noy sluzhby ot 28.05.2015 № AD/26584/15 [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 01.05.2017).

13. Reshenie Verhovnogo Suda RF ot 18.08.2016 po delu № AKPI16-546 [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 01.05.2017).

Login or Create
* Forgot password?