PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moscow, Russian Federation
In the context of the private-public, partnership government is acting as a special subject of economic relations, which uses private capital form for the formation of the necessary infrastructure. The necessary infrastructure can be formed into an innovative economy, not export-oriented. Knowledge-intensive industries have become the engine of the new industrialization, and they need to be more attractive to investors. Engineering is the link between science and industry. As an independent international commercial operation, engineering is granting one party to the other side of the complex or of certain types of engineering services related to the design, construction and commissioning of the facility, with the development of new technological processes at the customer's premises, the improvement of existing production processes up to implementation products in the production and even marketing. Communal area has long been neglected by the private sector due to the traditional responsibility of the state and municipal authorities, the lack of long-term tariff programs, absence of legislatively fixed tender procedures for the lease of municipal property and other factors. Municipal infrastructure is among the most priority sectors for the implementation of concession agreements in the Russian Federation. The main infrastructure projects related to the processing and recycling of solid waste, as well as the development of water and wastewater systems. To modernize the industry needs investment and competencies of the private sector, and the economy of Russia is interested in the development of concession agreements to enter into the mechanism.
engineering, public-private partnership, concession agreements, water supply.
Инновационный прогресс важен не только в сфере производства, но и для, пожалуй, самого главного комплекса отраслей – жилищно-коммунального хозяйства, особенно в области водоснабжения. Являясь частью общей системы экономики России, сфера ЖКХ может стать катализатором развития всей системы национальной экономики, в то время как потенциал этой отрасли недооценен. В последнее время водный сегмент российского жилищно-коммунального хозяйства начинает пользоваться все большей популярностью у частных предпринимателей. Водоснабжение и водоотведение (далее – ВиВ) находится в сфере социальных интересов и зависит от государства, поэтому деятельность водоканалов и установление «водных» тарифов подлежат государственному регулированию. Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) является основной моделью реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации систем водоснабжения.
Современное состояние отрасли ВиВ в России характеризуется следующими данными:
• в РФ 24 тыс. муниципальных образований, 50% из них имеют перебои с водоснабжением;
• только 71% проб воды соответствует гигиеническим нормам;
• износ трубопроводов по отдельным МО достигает 60%;
• износ оборудования насосных станций – 55%.
С целью реализации накопившихся проблем в ВиВ Водная стратегия РФ 2020 предполагает большие объемы финансирования – 662,4 млрд руб., из которых федеральное финансирование – 480,9 млрд руб., субъектов и местных бюджетов – 114,6 млрд руб., внебюджетные фонды – 66,9 млрд руб. [1].
Необходимо учитывать, что долгое время основной формой привлечения бизнеса в эту отрасль были договоры аренды. Со временем эта форма партнерства государства и бизнеса доказала свою неэффективность, поскольку при модернизации и развитии арендуемых основных фондов ответственность лежит на собственниках данного фонда и не переходит к арендатору, отвечающему только за их эксплуатацию. Кроме того, договоры аренды предусматривают инвестиционные обязательства, что является сдерживающим фактором для их применения. С этой точки зрения концессионные соглашения, как одна из форм ГЧП, имеют преимущества перед договором аренды, привлекая инвестиции со стороны частного сектора.
Актуальность применения концессионных соглашений в российских регионах объясняется следующими факторами:
• в ряде отраслей инфраструктуры (водоснабжение и теплоснабжение) активно применяются механизмы привлечения частных инвестиций;
• необходима межведомственная координация в вопросах применения и развития механизмов привлечения частных инвестиций в общественную инфраструктуру;
• прогнозируемое сокращение бюджетных расходов, в том числе в инфраструктурные проекты.
Чтобы поддерживать и развивать эти позитивные тренды, необходимо активизировать сотрудничество фундаментальной науки и промышленности, создать условия для становления полноценной прикладной науки, которая, в свою очередь, обеспечит создание новых технологий производства и конкурентоспособных конечных продуктов потребления.
Водоснабжение имеет большой потенциал для применения инжиниринговых разработок и технологий, так как представляет собой комплекс действий по водоподготовке, транспортировке и подаче воды конечным потребителям. Инжиниринг в области ВиВ предполагает замену устаревшего оборудования, внедрение технологий, позволяющих снизить водопотребление и оптимизировать водоподачу, а также использование технологии повторного использования воды.
Примеры инжиниринговых решений, применяемых в сфере коммунального хозяйства и реализуемых с помощью концессионных соглашений:
- переход от центральных тепловых пунктов к индивидуальным. Это поможет обеспечить экономию расхода тепловой энергии и гарантируют соблюдение необходимой температуры +60 °С при подаче горячей воды, а также исключить необходимость транспортировать горячую воду на разные расстояния по изношенным трубам;
- использование вакуумных испарителей. Они используются для очистки промышленных стоков. Из стоков получают используемый в производстве дистиллят, занимающий малый объем, что значительно снижает затраты на его хранение и утилизацию;
- бестраншейная технология восстановления старых и прокладки новых трубопроводов. Эта технология предупреждает старение и преждевременный выход из строя подземных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, не нарушая сложившуюся экологическую обстановку.
Прогресс в такой важной составной части коммунальной инфраструктуры, как ВиВ, связан в первую очередь с развитым нормативно-правовым обеспечением отрасли, которое охватывает достаточно широкий круг условий и ограничений для применения концессионных соглашений в области ВиВ [2–11].
Были внесены изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», вступившие в силу 1 января 2017 г., которые были направлены на стимулирование заключения концессионных соглашений и увеличение объема частных инвестиций в сфере ЖКХ, в первую очередь за счет трансформации действующих договоров аренды в концессионные соглашения.
Документ установил возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, если только часть имущества зарегистрирована в предусмотренном законодательством РФ порядке. При передаче в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предусматривается обязательное участие субъекта РФ в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения. Закон допускает возможность трансформации договоров аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения, если у арендатора права владения или пользования возникли до 1 января 2015 г.
Установлена и возможность увеличения инвестиционных обязательств концессионера по созданию или реконструкции объекта соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды. Это происходит в случае, если такое увеличение обосновано в схеме ресурсоснабжения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласованы в установленном правительством РФ порядке с региональным или местным органом власти, которые осуществляют регулирование тарифов.
Стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отдельные объекты таких систем, не может являться зарубежная компания. Закон определяют особенности осуществления госрегистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимости и на объекты незавершенного строительства.
Основные преимущества концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре представлены в табл. 1.
Таблица 1
Преимущества концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре
Преимущество |
Описание преимущества |
Отдельные условия формирования тарифов для концессионеров |
• включение в концессию обязательных условий об объеме и источниках инвестиций; • установление долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера |
Возврат выпадающих доходов за счет средств бюджета |
В случае: • изменения долгосрочных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; • изменения необходимой валовой выручки организаций коммунального комплекса; • изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса |
Специальные преимущества для концессионеров в коммунальном секторе |
• возможность участия унитарного предприятия в обязательствах на стороне концедента и осуществления им отдельных полномочий концедента; • возможность нахождения объекта концессионного соглашения у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения |
В соответствии с федеральными законами «О концессионных соглашениях», «О теплоснабжении» и «О водоснабжении и водоотведении» были утверждены правила дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере ВиВ [8]. Дисконтирование величин осуществляется при определении победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения – в отношении: необходимой валовой выручки от поставок товаров и оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения; объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, а также в сфере ВиВ на каждый год срока действия концессионного соглашения; расходов концессионера, подлежащих возмещению согласно расчетам на дату окончания. Этот нормативный правовой акт также увеличивает привлекательность участия инвесторов в реализации концессионных соглашений в водоснабжении.
Следует отметить, что проекты ГЧП в сфере ВиВ являются достаточно распространенными в международной практике и традиционно относятся к важнейшим инфраструктурным концессиям. Основной критерий передачи объектов государственной собственности в этих сферах – повышение экономической эффективности их эксплуатации при сохранении социальной направленности, а также их статуса как государственной собственности.
Одна из самых удачных концессий в водоснабжении и канализации реализована в Буэнос-Айресе. На данный момент она остается одной из самых продолжительных в мире. Договор был подписан в декабре 1992 г. По условиям объявленного международного тендера победитель должен был предложить наибольшее снижение тарифов. Тендер выиграл консорциум AguasArgentinas (AA), возглавляемый французской компанией LyonnaisedesEaux-Dumez, предложившей сократить тарифы на 26,9%. В последующие 6 лет концессионер ежегодно вкладывал в строительство и модернизацию свыше 200 млн долл. США (в постоянных ценах 1996 г.). В результате производительность труда была удвоена. Концессия по снабжению водой охватывала территорию, на которой проживало 70% населения города, по канализации – 58%. В короткие сроки были построены новые сети, подключены новые потребители. Качественно возросли показатели эффективности. Потребители получили существенное снижение тарифов и расширение сети водоснабжения и канализации [12].
Аналогичный проект был реализован в 1999 г. в г. Монтерей (Колумбия) с охватом 300 тыс. жителей. Водоснабжение и канализация города были переданы в концессию на 20 лет испанскому консорциуму FCC, частично принадлежащему французскому конгломерату Vivendi – крупнейшему в мире оператору в сфере ЖКХ. Консорциум выиграл международный тендер, предложив тариф на свои услуги на 18% ниже конкурентов [13].
Водный сектор в Нидерландах отличается крайне низкими потерями воды (всего 5%). Основные факторы успеха – совместные с внешними партнерами исследовательские программы, хорошо развитые сети обслуживания, использование некоррозийных материалов при низких рабочих давлениях, высокий уровень автоматизации и контроля, гарантия надежности систем при умеренных тарифах, отказ от хлорирования, высокая собираемость платежей, полный сбор доходов (тарифы на воду составляют примерно 1% доходов средней семьи из четырех человек) [14].
Опыт Франции в реализации концессионных проектов в области инфраструктуры представляет несомненный интерес. Именно во Франции была создана одна из базовых моделей концессии, основой которой является недопущение приватизации концессионером передаваемого по соглашению государственного имущества, а также комплексный характер концессии, начиная от разработки его проекта и заканчивая проведением мероприятий по ее реализации. Производство услуг осуществляется за счет концессионера, при этом он имеет право взимать с потребителей платежи за предоставление этих услуг.
Если говорить о российском опыте, главной отраслью, где реализуются проекты ГЧП, является энергетика, а в частности теплоснабжение. На втором месте – водоснабжение, водоотведение [15]. По данным статистики, на 1 января 2014 г. в области водоснабжения и водоотведения реализуется порядка 30 концессий [16].
По оценкам Центра развития ГЧП, в 2014 г. произошел значительный рост числа концессионных проектов в коммунальной сфере, по предварительным оценкам примерно в 5 раз по сравнению с предыдущим годом.
Примером российского опыта реализации концессионных соглашений в области водоснабжения является подписанное в апреле 2013 г. соглашение между мэрией Перми и ООО «Новогор-Прикамье» о передаче в концессию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Цель заключения концессионного соглашения – привлечение инвестиций в экономику Перми, обеспечение эффективного использования муниципального имущества и повышение качества услуг, предоставляемых потребителям. Инвестиционные вложения в модернизацию, строительство объектов системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Перми составят более 3 млрд руб. за период до 2022 г. В период с 2023 до 2054 г. в развитие коммунальной инфраструктуры Перми должно быть вложено еще более 8 млрд руб. Передача муниципального имущества в концессию позволит повысить надежность городской системы водоснабжения и водоотведения, а также уменьшить число коммунальных аварий. В итоге повысится качество питьевой воды, подготавливаемой на очистных сооружениях и транспортируемой потребителям. При этом все имущество системы водоснабжения и водоотведения Перми (включая вновь созданное «Новогором-Прикамье» в ходе действия договора концессии) остается в муниципальной собственности, а компании передается только во временное пользование [17].
В 2010 г. было заключено соглашение между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и ООО «Югводоканал» сроком на 30 лет в отношении объектов водопроводно-канализационного хозяйства края. В рамках реализации соглашения ООО «Югводоканал» обязуется осуществить реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства Ейского, Троицкого и Таманского направлений, включая замену оборудования на более энергоэффективное, замену изношенных участков водоводов, проведение работ по повышению качества очистки питьевой воды и повышению качества услуг. В соответствии с планом инвестиций в реконструкцию и модернизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства превысят 7,8 млрд руб. [18].
29 апреля 2016 г. между администрацией г. Великого Новгорода и ООО «ТК Новгородская» подписано концессионное соглашение в отношении системы теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Великого Новгорода, находящейся в хозяйственном ведении МУП «Теплоэнерго». По условиям соглашения в течение пяти лет «ТК Новгородская» обязана вложить в модернизацию оборудования 2 млрд руб. Мероприятия по модернизации теплового хозяйства начнутся уже в 2016 г. После истечения срока концессии оно остается в собственности города. Концессионное соглашение заключено сроком на 25 лет [19].
«Вода Ростова» – крупнейший не только в России, но и в Восточной Европе инвестиционный проект в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. Он финансируется из бюджетов Инвестиционного фонда РФ, Ростовской области и Ростова-на-Дону и средств инвестора – АО «Ростовводоканал», входящего в группу компаний АО «Евразийский». Стоимость проекта 37 125,45 млн руб. Сроки реализации 2004–2023 гг.
Инжиниринговое обеспечение проекта включает:
- строительство водопроводных очистных сооружений, водоводов сырой и питьевой воды в северо-западной части г. Ростова-на-Дону;
- реконструкцию, строительство и приобретение магистральных водоводов;
- строительство и реконструкция сетей водопровода, канализации, очистных сооружений канализации;
- реконструкцию насосных станций водопровода и канализации;
- переход на очистку питьевой воды гипохлоритом натрия вместо сжиженного газообразного хлора в качестве дезинфицирующего реагента; внедрение технологии УФ-обеззараживания воды на ОСВ;
- внедрение зонального учета с целью сокращения потерь и создание системы дистанционного контроля и управления технологическими и гидравлическими режимами;
- приобретение и создание системы автоматического учёта и контроля энергопотребления.
В результате реализации I этапа инвестиционного проекта «Вода Ростова» ликвидированы «болевые точки» инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Объекты реконструкции и нового строительства выполнялись с использованием современных материалов, оборудования и технологий. Вновь созданные объекты модернизации позволили вывести качество оказываемых услуг на новый технологический уровень, обеспечить эпидемиологическую, промышленную и экологическую безопасность работы всех сооружений очистки питьевой воды [20].
В июне 2015 г. между администрацией Волгограда, МУП «Городской водоканал Волгограда» и ООО «Концессии водоснабжения» было подписано концессионное соглашение сроком на 30 лет. Объем инвестиций в течение первых 3 лет составляет 7,1 млрд руб. Общий объем инвестиций до 2044 г. – 58,0 млрд руб.
Актуальные проблемы водоканала г. Волгограда до начала концессионного проекта: высокий уровень износа (более 80%) сетей и сооружений, высокий уровень износа техники и спецтранспорта, высокая энергоемкость оборудования (0,32–0,65 кВтч/куб. м), несоответствие качества очистки стоков установленным нормативам (98,5% нестандарт проб), низкий уровень собираемости платежей (около 88%), высокий уровень потерь воды (38%), персонал и организация, неэффективные стимулы персонала к повышению производительности труда, неэффективная система взаимодействия между подразделениями водоканала.
Основные направления и инвестиций в проект:
• создание автоматизированной системы учета и управления реализацией воды и стоков с разработкой гидравлической модели;
• строительство главного канализационного коллектора «Разгуляевский» в Дзержинском и Центральном районах Волгограда;
• реконструкция станций водоподготовки, водопроводных насосных станций канализационных насосных станций с применением энергоэффективных технологий;
• строительство новых и реконструкция ветхих магистральных, разводящих и квартальных сетей водоснабжения и водоотведения;
• внедрение инновационных технологий на очистных сооружениях канализации;
• создание объектов системы водоотведения в отдаленных городских поселках [21].
Важно, что заключение Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа Город-герой Волгоград является первым опытом применения обновленного концессионного законодательства в сфере ЖКХ такого масштаба (более 1 млрд долл. США). Для целей финансирования проекта ООО «Концессии водоснабжения» в октябре 2015 г. зарегистрировало программу неконвертируемых процентных документарных облигаций, размещаемых путем открытой подписки. Общий объем облигационной программы – 7,5 млрд руб. В декабре 2015 г. ООО «Концессии водоснабжения» осуществило дебютный выпуск облигаций на сумму 1,5 млрд руб. в рамках Программы облигаций. Приобретателями облигаций стали негосударственные пенсионные фонды. Это первый пример выпуска концессионных облигаций в сфере ЖКХ.
Несмотря на имеющийся положительный опыт в реализации концессионных соглашений, как в России, так и за рубежом, в отрасли существует достаточно много препятствий его использования. Одно из препятствий – это высокая раздробленность водоканалов. Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо их объединение на уровне региона.
Доступом к централизованному водоснабжению в настоящее время обеспечены 115 млн человек, к водоотведению лишь 89,6 млн человек. Российские системы водоснабжения и водоотведения изношены на 60–70%. Наиболее критические компоненты: головные сооружения, которые производят воду либо очищают стоки и магистральные водоводы. Разводящие сети в некоторых случаях способны выдерживать более длительный период сверхнормативной эксплуатации.
Важно отметить, что инструментарий, находящийся в распоряжении частного инвестора, не позволяет использовать весь потенциал водопроводно-канализационного хозяйства.
Основных причин две. Первая – это договорная модель в виде концессии, которая законодателем выделена как приоритетная. Однако не следует забывать, что современная концессия в отличие от дореволюционной – это наиболее затратный, сложный и высокочувствительный к внешним факторам инструмент. Неслучайно количество конкурсов на заключение концессионных соглашений стремится к нулю. Второй фактор – это тарифы. Несмотря на декларации об установлении долгосрочных тарифов, на практике это не применяется. Ограничения роста тарифов без учета инвестиционной нагрузки являются «стоп-фактором» привлечения частных инвестиций. Большинство водоканалов находится в положении, когда тарифы покрывают постоянные и переменные затраты. В данном случае уместно говорить об арендной модели, когда частный оператор будет отвечать за экономию текущих издержек. У тех водоканалов, которые имеют тарифы на подключение либо ранее установленные инвестиционные надбавки, уместно говорить о долгосрочной аренде с инвестиционными обязательствами. И только те водоканалы, которые имеют в тарифной выручке чистую прибыль, могут рассчитывать на концессию [22].
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова отмечает, что заложенная индексация роста тарифов на услуги водопроводно-канализационного хозяйства в прогнозе социально-экономического развития (СЭР) не покрывает потребности отрасли на реализацию целей и задач, поставленных государством. Учитывая состояние отрасли, говорить о концессии как единственном инструменте управления отраслевыми предприятиями сложно, так как отсутствует четкая и прогнозируемая долгосрочная перспектива для инвестора [23].
Первая и необходимая задача, заложенная в Концепции развития водопроводно-канализационного хозяйства до 2030 года – это восстановление рентабельности отраслевых предприятий. Для этого, во-первых, надо ввести систему бенчмаркинга, стандартизировать деятельность, чтобы понять количество финансовых средств, позволяющих содержать систему в работоспособном состоянии. Во-вторых, заняться укрупнением и объединением небольших водоканалов, чтобы обеспечить экономическую целесообразность работы системы водоснабжения и водоотведения в маленьких муниципальных образованиях. В-третьих, обеспечить взаимосвязь документов территориального планирования и схем водоснабжения. В-четвертых, разработать четкую кадровую политику, и последнее – отобрать лучшие отраслевые практики и обеспечить их тиражирование.
Несмотря на существующие проблемы в отрасли водоснабжении, концессионные соглашения имеют большие перспективы развития.
Уже к 2015 г. число концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры увеличилось в пять раз. В результате к 1 сентября 2015 г. объявлено более тысячи концессионных конкурсов, заключено 452 концессионных соглашений, принято 5730 долгосрочных тарифных решений. В рамках утвержденных инвестиционных программ запланированы инвестиции: в теплоснабжение – 62 млрд руб., водоснабжение – 35 млрд руб., водоотведение – 32 млрд руб., из них заемных средств – 25%: теплоснабжение – 17 млрд руб., водоснабжение – 8 млрд, водоотведение – 8 млрд руб. В рамках утвержденных инвестиционных программ всего предусмотрено 431 млрд руб. инвестиций, из которых заемных средств около 130 млрд руб. [24].
Прогнозируемые тренды применения концессионных соглашений в коммунальной инфраструктуре в сфере ВиВ:
• укрупнение объектов на межмуниципальном уровне с последующей передачей «портфеля» объектов единому оператору;
• значительное увеличения количества сделок.
В сферу ЖКХ сегодня все активнее приходят инвесторы, благодаря предпринятым Минстроем России шагам в развитие ГЧП. В первую очередь это решение о долгосрочных тарифах. С 2016 г. в обязательном порядке осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование. Сначала они устанавливаются на три года, а далее – не менее чем на пять лет. В концессии тарифная формула фиксируется на весь срок соглашения. Такая мера способствует увеличению объемов частного инвестирования в отрасль, так как открывает для бизнеса возможность качественного долгосрочного планирования.
Минстрой России рассчитывает модернизировать существующие системы ЖКХ за счет частных инвесторов. Для государства, которое стоит на страже интересов граждан, важно, чтобы услуги в сфере ЖКХ оказывались качественно и бесперебойно, а целевые показатели улучшались. Интерес бизнеса – получение прибыли. Совместить их интересы – значит, привлекая инвестиции в ЖКХ, добиться максимально эффективного управления его объектами в соответствии с ресурсной, технической, энергетической, экономической политикой предприятия, не повышая тарифы в значительной мере. Интерес бизнеса к концессионному соглашению базируется на его стабильности и прибыльности. Тарифы должны компенсировать расходы на модернизацию и обслуживание производственных фондов. Когда рентабельность продаж достигнет 10–15%, тогда и объекты ЖКХ станут привлекательны для частного капитала.
Однако инвестиции будут неэффективны без инжинирингового обеспечения отрасли – внедрения новых технологий и установки нового оборудования. Это поможет повысить эффективность производства и получить доходность на вложенный капитал [25].
Главная задача государства – создать условия для развития современной, многоуровневой инжиниринговой инфраструктуры. Тем самым завершить переход от традиционной, старой модели инжиниринга к комплексному инжинирингу.
1. Oficial'nyy sayt Associacii «Centr razvitiya GChP» [Elektronnyy resurs] // URL:http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp+.pdf
2. Federal'nyy zakon ot 21.07.2005 № 115-FZ «O koncessionnyh soglasheniyah» (deystvuyuschaya redakciya, 2016) [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572
3. Federal'nyy zakon ot 07.12.2011 № 416-FZ «O vodosnabzhenii i vodootvedenii» (deystvuyuschaya redakciya, 2016) [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867
4. Federal'nyy zakon ot 07.05.2013 № 103-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O koncessionnyh soglasheniyah» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» (deystvuyuschaya redakciya, 2016) [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145984
5. Federal'nyy zakon ot 03.07.2016 № 275-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O koncessionnyh soglasheniyah» (deystvuyuschaya redakciya, 2016) [Elektronnyy resurs] / rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200655
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.03.2015 № 300 «Ob utverzhdenii formy predlozheniya o zaklyuchenii koncessionnogo soglasheniya s licom, vystupayuschim s iniciativoy zaklyucheniya koncessionnogo soglasheniya» [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177617
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.04.2014 № 368 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya antimonopol'nym organom soglasiya na izmenenie usloviy koncessionnogo soglasheniya» (red. ot 15.11.2016) [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162327
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.06.2014 № 510 «Ob utverzhdenii Pravil diskontirovaniya velichin pri ocenke konkursnyh predlozheniy na pravo zaklyucheniya koncessionnyh soglasheniy i dogovorov arendy v sfere teplosnabzheniya, v sfere vodosnabzheniya i vodootvedeniya i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164122
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.12.2006 № 748 «Ob utverzhdenii primernogo koncessionnogo soglasheniya v otnoshenii sistem kommunal'noy infrastruktury i inyh ob'ektov kommunal'nogo hozyaystva, v tom chisle ob'ektov vodo-, teplo-, gazo- i energosnabzheniya, vodootvedeniya, ochistki stochnyh vod, ob'ektov, na kotoryh osuschestvlyayutsya obrabotka, utilizaciya, obezvrezhivanie i razmeschenie tverdyh kommunal'nyh othodov, ob'ektov, prednaznachennyh dlya osvescheniya territoriy gorodskih i sel'skih poseleniy, ob'ektov, prednaznachennyh dlya blagoustroystva territoriy, a takzhe ob'ektov social'nogo obsluzhivaniya grazhdan» (red. ot 23.09.2016) [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64488
10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.06.2009 № 495 «Ob ustanovlenii trebovaniy k koncessioneru v otnoshenii bankov, predostavlyayuschih bezotzyvnye bankovskie garantii, bankov, v kotoryh mozhet byt' otkryt bankovskiy vklad (depozit) koncessionera, prava po kotoromu mogut peredavat'sya koncessionerom koncedentu v zalog, i v otnoshenii strahovyh organizaciy, s kotorymi koncessioner mozhet zaklyuchit' dogovor strahovaniya riska otvetstvennosti za narushenie obyazatel'stv po koncessionnomu soglasheniyu» (red. ot 31.12.2015) [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88650
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.12.2013 № 1188 «Ob utverzhdenii trebovaniy k bankovskoy garantii, predostavlyaemoy v sluchae, esli ob'ektom koncessionnogo soglasheniya yavlyayutsya ob'ekty teplosnabzheniya, centralizovannye sistemy goryachego vodosnabzheniya, holodnogo vodosnabzheniya i (ili) vodootvedeniya, otdel'nye ob'ekty takih sistem» [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155920/
12. Goryachiy S.A. Gosudarstvo i rynok: koncessii kak forma vzaimodeystviya [Elektronnyy resurs] / S.A. Goryachiy // elektronnaya versiya nauchnogo zhurnala. URL:http://economics.open-mechanics.com/articles/472.pdf
13. Materialy rabochey gruppy ekspertov po tematike «Finansirovanie vody dlya vseh» Vsemirnogo vodnogo foruma [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.cawaterinfo.net/int_org/wwc/pdf/water_for_all_1_ru.pdf
14. Proskuryakova L.N. Scenarnye razvilki v sfere vodnyh resursov [Elektronnyy resurs] / L.N. Proskuryakova. - URL:https://issek.hse.ru/news/146273180.html
15. Efremova V. Promyshlennost' i innovacii [Elektronnyy resurs] / Valentina Efremova // elektronnaya versiya zhurnala Kommersant.ru, 2016. - Vyp. 207 - S. 14. -URL: http://kommersant.ru/doc/3137126
16. Oficial'nyy sayt RF dlya razmescheniya informacii o provedenii torgov [Elektronnyy resurs] // URL:https://torgi.gov.ru/index.html
17. Novaya Gorodskaya Infrastruktura Prikam'ya torgov [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.novogor.perm.ru/news/2013-04-26-3090
18. Goryachiy S.A. Koncessionnaya model' organizacii rynka kommunal'nyh uslug [Elektronnyy resurs] / S.A. Goryachiy // elektronnaya versiya nauchnogo zhurnala. URL:http://economics.open-mechanics.com/articles/441.pdf
19. Oficial'nyy sayt Nacional'noy associacii koncessionerov i dolgosrochnyh investorov v infrastrukturu [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.investinfra.ru/monitoring-investinfra/477-monitoring-kontcessii-i-infrastrukturnye-investitcii-4-aprel-2016.html
20. Rostovskiy vodokanal poprobuet sebya v developmente [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.vedomosti.ru/realty/articles/2015/07/15/600650-rostovskii-vodokanal-poprobuet-sebya-v-developmente«Koncessii i infrastrukturnye investicii»
21. Oficial'nyy sayt Nacional'noy associacii koncessionerov i dolgosrochnyh investorov v infrastrukturu [Elektronnyy resurs] // URL:http://www.investinfra.ru/downloads/RosPromEco_SM.pdf
22. Puzanov D.V. Investicii tekut mimo [Elektronnyy resurs]: elektronnaya versiya gazety. - URL:https://rg.ru/2014/01/14/vodosnabzhenie.html
23. Materialy zasedaniya Popechitel'skogo soveta Rossiyskoy associacii vodosnabzheniya i vodootvedeniya [Elektronnyy resurs] // URL:http://raww.ru/pressroom/association-news/190-popechitelskij-sovet-ravv-podderzhal-konczepcziyu-strategii-razvitiya-vodoprovodno-kanalizaczionnogo-kompleksa-rf-do-2030-goda.html
24. Oficial'nyy sayt informacionnogo agentstva «Nash Marks» [Elektronnyy resurs] // URL:http://nash-marks.ru/?p=6778
25. Oficial'nyy sayt zhurnala «Novosti GMP» [Elektronnyy resurs] // URL:http://gmpnews.ru/2013/07/innovacii-napryamuyu-zavisyat-otinzhiniringovyx-kompanij/