THE ECONOMICS OF SOCIAL ADVERTISING (A REVIEW OF PUBLICATIONS BY KALMYKOV S.B.)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article, prepared on the basis of publications of Kalmykov S.B., analyses the economic aspects of socio-advertising interaction with the target audience, which is a little studied field of economic knowledge. The researches of the author on the proposed model of behavior of the target audience, interregional socio-economic inequality, evaluation criteria, methodological grounds for studying social advertising are investigated.

Keywords:
social advertising, social advertising interaction, efficiency, quality, model, criteria, economics, finance, costs, methodological grounds, target audience.
Text

Экономические аспекты социорекламной сферы, нацеленной на решение острых социальных проблем современного российского общества, с ключевыми субъектами в лице государства, некоммерческого сектора и социально ориентированного бизнеса, как это не парадоксально, являются одними из приоритетных. Правительством Российской Федерации, с точки зрения содействия развития института социальной рекламы, предусмотрено проведение общественных слушаний по вопросам организации кампаний в ее сфере, финансируемых из бюджетных источников [1], [2]. Среди экспертных оценок главных проблем, мешающих развитию социальной рекламы, Калмыковым С.Б. в [3] установлен низкий уровень финансирования – так считают 95,5% опрошенных рекламопроизводителей, что в 1,4 раза выше, чем вторая по значимости проблема –  отсутствие государственной политики в социорекламной сфере и в 1,5 раза  по отношению к третьему негативному приоритету – недостаточной востребованности социальной рекламы у государственных органов власти. Среди обеспечивающих факторов качества социальной рекламы в совместной авторской монографии с д-ом экон. наук, профессором Пашиным Н.П. [4] финансирование занимает первое место, наряду с другими важными, но менее значимыми факторами: социальная ответственность основных субъектов социорекламной деятельности и законодательное обеспечение качества.

 

Роль экономики в разработанной автором  модели поведения целевой аудитории в ходе социорекламного взаимодействия

В ряде авторских исследований выявлена устойчивая детерминанта, определяющая эффективность социальной рекламы, влияющая на поведенческую составляющую и морально-нравственные ориентиры – уровень материального положения целевой аудитории [4], [5], [6].

Указанная взаимосвязь проецирует аналогичный вектор влияния на макроуровне.

Экономический аспект внешней среды, уровня жизни населения и прогнозируемая эффективность социорекламной кампании в региональном разрезе

Автором доказано приоритетное место экономического аспекта внешней среды и уровня жизни населения, оказывающих воздействие на  эффективность социальной рекламы. С помощью двух критериев: уровня абсолютной бедности и покупательной способности населения регионов, в [7] и [8] сформированы субъекты Российской Федерации с благоприятными  и неблагоприятными условиями для эффективной социорекламной деятельности.

Экономика и критерии качества социальной рекламы

В ряде авторских публикаций – [5], [6], [9], [10], посвященных исследованию критериально-измерительных инструментов эффективности и качества социальной рекламы, выделен  экономический модуль, включающий  следующие критерии медиапланирования: СPT  – показывает стоимость 1000 рекламных контактов представителей целевой аудитории; CPP – отражает стоимость 1 пункта рейтинга на заданную целевую аудиторию (определяется отношением  стоимости размещения рекламы – ролика, рекламного обращения, к количеству рейтингов, набранных указанными рекламными средствами; SOS – показывает соотношение затрат на социальную рекламу к затратам всей категории.

Экономика и методология исследования социальной рекламы как социорекламного воздействия на целевую аудиторию через взаимосвязь институционального, социокультурного, коммуникативного и социально-технологического подходов

В разработанных авторских методологических основаниях исследования социальной рекламы [4], [11] и [12] сформулировано взаимодействие социально-экономических, национально-культурных и конкретно-исторических аспектов, реализующих: 1) габитус социальной рекламы по П. Бурдье, 2) авторский методологический принцип конструирования социальной рекламы – взаимозависимости, развивающий принцип планирующего мышления по К. Мангейму, 3) рациональность коммуникативного действия  по Ю. Хабермасу, обеспечивающуюся ресурсами жизненного мира. В [13] речь идет о функциях социальной рекламы, в частности – о качестве, которое предусматривает затратный аспект, позволяющий внедрить систему менеджмента качества, передовые технологии, стандарты, аудит и сертификацию. Указанная поливариативность экономических и социологических знаний доказывает взаимосвязь институциональной, социокультурной, коммуникативной, социально-технологической и экономической составляющей социорекламного взаимодействия с целевой аудиторией.

Таким образом, по материалам публикаций Калмыкова С.Б. представляется целесообразным сформулировать характерные сущностные черты экономической составляющей социальной рекламы, обеспечивающей ее эффективность и качество. Они проявляются в: 1) разработанной авторской модели поведения целевой аудитории в ходе социорекламного взаимодействия; 2) в показателях социально-экономического неравенства субъектов Российской Федерации; 3) критериях качества и основываются на предложенных автором методологических основаниях исследования социальной рекламы.

References

1. Koncepciya sodeystviya razvitiyu blagotvoritel'noy deyatel'nosti i dobrovol'chestva v Rossiyskoy Federacii. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii №1054-r ot 30 iyulya 2009 g. // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. 2009 g. № 32. st. 4052.

2. Kalmykov S.B. Social'naya reklama: pochemu net massovosti i regulyarnosti /C.B. Kalmykov, O.O.Savel'eva //Sovremennaya kommunikativistika. 2017. № 3. S. 58-64.

3. Kalmykov S.B. Social'naya reklama zdorovogo obraza zhizni: kompleksnaya ocenka /S.B.Kalmykov. M.: «Sputnik+», 2011. 307 s.

4. Kalmykov S.B. Social'naya reklama: konstruirovanie effektivnogo vzaimodeystviya s celevoy auditoriey: monografiya /S.B.Kalmykov, N.P.Pashin. M.: INFRA-M, 2017. 229 s. DOI:https://doi.org/10.12737/23289.

5. Kalmykov S.B. Operacionalizaciya v sfere social'nnoyreklamy /C.B.Kalmykov, N.P.Pashin //Naukoemkie tehnologii. 2016. T.17. № 10. S.69-76.

6. Kalmykov S.B. Kachestvo social'noy reklamy: kriterii ocenki/ C.B.Kalmykov, F.I.Sharkov //MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie) 2017. T.8. №1. S.60-71.

7. Kalmykov, S.B. Vliyanie vneshney sredy na social'nuyu reklamu zdorovogo obraza zhizni / C.B.Kalmykov, S.N.Kavokin//Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2013. № 11. S.114-120. DOI:https://doi.org/10.12737/1943.

8. Kalmykov S.B. Vliyanie urovnya zhizni na social'nuyu reklamu/ C.B.Kalmykov//Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2013. № 5. S. 101-106.

9. Kalmykov S.B. Kommunikativnyy analiz social'noy reklamy/ C.B.Kalmykov // Social'naya politika i sociologiya. 2010. №5. S.236-245.

10. Kalmykov S.B. Koncepciya social'noy reklamy organizacii zdorovogo pitaniya v sisteme obrazovaniya Rossiyskoy Federacii /C.B.Kalmykov // Uchenye zapiski RGSU. 2010. № 7. S.129-137.

11. Kalmykov S.B. Social'naya reklama zdorovogo obraza zhizni (K voprosu o teoreticheskih osnovah issledovaniya. Stat'ya 1) / C.B.Kalmykov //Upravlenie megapolisom. 2012. № 1. S.109-116.

12. Kalmykov S.B. Metodologiya issledovaniya social'noy reklamy: sociologicheskie aspekty / C.B.Kalmykov//Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya sociologiya. 2014. №4. S.161-170.

13. Kalmykov S.B. Koncepciya organizacii social'noy reklamy /C.B.Kalmykov // Sociologiya vlasti. 2010. № 8. S.109-115.

Login or Create
* Forgot password?