Moscow, Russian Federation
Issledovanie, rassmotrennoe v dannoy stat'e (na primere analiza uchenikami 11 klassa chernovogo i chistovogo variantov stihotvoreniya A.S. Pushkina «Besy») stalo otpravnoy tochkoy dlya dal'neyshego izucheniya i prochteniya pushkinskih proizvedeniy, u uchaschihsya sformirovalis' znaniya, umeniya i navyki samostoyatel'noy issledovatel'skoy deyatel'nosti, razvilsya individual'nyy tvorcheskiy potencial
issledovatel'skaya deyatel'nost', stoykiy poznavatel'nyy interes, razvitoe analiticheskoe i tvorcheskoe myshlenie, navyki prakticheskogo primeneniya teoreticheskih znaniy, boldinskiy period tvorchestva, problemno-poiskovye metody, znaniya, umeniya i navyki samostoyatel'noy issledovatel'skoy deyatel'nosti, razvitie individual'nogo tvorcheskogo potenciala
Современные требования к выпускникам школ подразумевают наличие стойкого познавательного интереса и развитого аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Поэтому все большее значение приобретает участие школьников в исследовательской деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний. Рассмотрим исследовательскую деятельность на примере анализа учащимися старших классов чернового и чистового вариантов стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Собрать воедино все наблюдения и показать, как поиск нужного слова помог поэту создать неповторимый художественный мир, который вбирает в себя глубокие человеческие переживания (на примере сопоставления чернового и чистового вариантов стихотворения «Бесы»).
2. Доказать, что внимательное прочтение произведений помогает обобщить материал о творчестве поэта, способствует развитию интереса к чтению и читательскому мастерству.
3. Внимательно вчитаться в строки пушкинских произведений, почувствовать за «хрестоматийным глянцем» живые человеческие чувства.
Для исследования выбрали болдинский период творчества поэта. В ходе работы были использованы проблемно-поисковые методы, которые способствовали развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.
Прочитав соответствующую литературу, ученики составили своё краткое описание данного периода творчества А.С. Пушкина.
В своем исследовании учащиеся постарались глубоко проникнуть в творческую мастерскую зрелого поэта, понять, как много сил он затрачивал для создания неповторимого художественного мира. На вооружение были взяты слова самого автора: «Следовать за мыслями великого человека есть наука весьма занимательная».
Это первое болдинское стихотворение написано 7 сентября. На дворе – чистая светлая осень, а на листках черновика – «мчатся тучи», «снег летучий»… Тревога и зима в душе поэта…
Работа с черновиком началась с заглавия. Именно с ним связаны первые изменения. В черновике ниже «Бесов» Пушкин написал не то подзаголовок, не то другой вариант названия стихотворения – «Шалость» – и зачеркнул его. Почему же поэт отказался от подзаголовка?
Первоначальный замысел поэта сменился, Пушкин выразил в стихотворении то, к чему нельзя отнестись как к шутке. А выбранное название не просто настраивает на серьёзное прочтение, оно вызывает смутную тревогу, таит в себе нечто зловещее, необъяснимо враждебное человеку, за этим названием кроются чувства лирического героя, о них догадываешься уже в первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи».
Стихотворение написано хореем, это вносит динамику и напряжение в стих, но ещё более динамичным был черновой вариант начала: «Мчатся тучи, вьются тучи, тучи…» Но, как мы видим, А.С. Пушкин переделывает строку, убирает повтор: «Мчатся тучи, вьются тучи». Однозначно истолковать мысль поэта трудно, но, возможно, именно чрезмерная динамичность фразы мешала передать смятение героя, его тревогу. В черновом варианте тучи словно проносятся над героем; в чистовом – они кружат над ним и вокруг.
В конечный вариант первого четверостишья станет рефреном в «Бесах»:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освящает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Троекратно повторенный в стихотворении он перестает восприниматься как пейзаж и обретает символический смысл, который постепенно начинает нам раскрываться.
Не сразу далась Пушкину следующая за рефреном строка. Сначала в черновике поэт записал: «Путник едет в темном поле…», – зачеркнул и написал иное: «Тройка едет в чистом поле». Зачем же понадобилось автору внесение постоянного эпитета из УНТ «в чистом поле»?
Скорее всего, картина, связана с эпитетом «тёмный», уже была создана А.С. Пушкиным в начале стиха, а появление постоянного эпитета вносило в стих народные напевы о чистом поле, где герой должен проверить удаль и силу свою и, может быть, голову сложить. Чисто поле – это бескрайнее пространство, в котором легко затеряться.
Но эту строку поэт зачеркнул и перешел на повествование от первого лица: «Еду, еду в чистом поле…», тем самым усилив эмоциональное восприятие стиха читателем, который теперь максимально сближен с лирическим героем, так как написанное поэтом «Еду, еду…» каждый прочитывает от своего лица.
В стихотворении семь строф. Серединная четвертая строфа кульминационная. В ней колокольчик вдруг умолк. Появляется образ волка. Пять раз Пушкин исправляет строку о нём. Сначала: «Волк – поднялся – резво скачет…». Затем иначе: «Волк уж там далече скачет».
После сравнения вариантов можно прийти к выводу, что отвергнутая Пушкиным строка говорит о неизбежности столкновения, а новая – заставляет почувствовать, как напряженно вглядывались путники в дальний бег волка, как надеялись, что опасность минует их.
Дважды Пушкин поправит и эту строчку:
Вот уж волк далече скачет…
Волк уж там далече скачет…
Пушкину было важно удалить волка от путников, увеличить расстояние между ними и тем самым усилить эмоциональное напряжение ожидания и беспокойства. Но и этот вариант будет отвергнут поэтом, и в стихотворении появится: «Волчий глаз во тьме горит». Спаянные воедино метафора «глаз горит», эпитет «волчий», контраст «во тьме горит» передают нам не просто беспокойство, а холод страха, который проник в душу героя. Но в чистовике этого нет. После рефрена читаем:
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Эмоциональная сила строки – в полном отсутствии метафоричности. Эта найденная в тридцатом году фраза продолжит свою жизнь через шесть лет в контексте пушкинского романа «Капитанская дочка». Вспомним слова ямщика в эпизоде бурана.
«А Бог знает, барин… Должно быть волк или человек».
Неведение – так можно назвать чувство, охватившее героев. Именно неведение таится за цепочкой вопросительных предложений: «Что там в поле?», «Кто их знает? Пень иль волк?»
В этих строках ещё звучит надежда, но следующая далее строфа раскрывает совсем иные чувства. Мы застаем героев в момент отчаянной борьбы за жизнь. Именно в этой строфе появятся строки, ранее отвергнутые А.С. Пушкиным:
Вьюга злиться, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят;
Кони снова понеслись…
Труднообъяснимой тайной этой строфы является то, что чувство смятения и страха сменяется ощущение борьбы. Данная строфа самая динамичная в стихотворении. Шесть глагольных рифм в восьми строках – такого нет ни в одной строфе. Для ощущения борьбы оказывается неважным, кто совершает действие. Главное – что оно есть.
Следующая строфа была почти полностью исправлена А.С. Пушкиным. В черновом варианте мы читаем:
Что за звуки!… аль бесёнок
В люльке охает, больной,
Или плачется козлёнок
У котлов перед сестрой.
Али мертвых черти гонят,
Не русалки ли поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Эти образы, рожденные фантазией поэта в «Сказке о попе и его работнике «Балде», «Русалке». Но здесь они неуместны. Сказочные персонажи лишают внутреннего напряжения. В чистовом варианте читаем:
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят?
Ведьму ль замуж выдают?
Однако чувства, которые вызывали у читателя «бесёнок, что в люльке охает, больной, и козленок, что плачется… у котлов перед сестрой», не исчезли полностью в новой строфе. Отголоском этих чувств зазвучит в чистовике неожиданный эпитет «жалобно». Важность для Пушкина этого слова очевидна: поэт повторяет его в заключительной строфе:
Мчаться бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
Стихотворение написано 7 сентября. На дворе любимая пора Пушкина – осень. Ранняя, золотая, светлая. А в стихотворении – свист ветра, тучи и снег. Что это? Воспоминания о событии минувшей зимы?
Нельзя однозначно сказать, о чем это стихотворение:
…о том, как человек борется со страхами внутри себя?
…о том, как человек борется за жизнь?
…о страхе перед таинственной не человеческой силой?
…о поединке с неведомым?
…о жизни?
Нельзя однозначно сказать, что ближе авторской позиции. Пусть у каждого будет свое прочтение этого стихотворения и его черновика. Пусть у каждого будет свой Пушкин. И пусть каждый почувствует в себе потребность «следовать за мыслями великого человека».
Таким образом, данное исследование стало отправной точкой для дальнейшего изучения и прочтения пушкинских произведений, у учащихся сформировались знания, умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развился индивидуальный творческий потенциал.
1. Afanas'ev V.V. Svobodnoy muzy prinoshen'e: Literaturnye portrety, stat'i. - M.: Sovremennik, 1988. - 442 s.
2. Grigoryan K.N. Pushkin i klassika. - M., 1964.
3. Misarenko G.G. Na puti k standartam novogo pokoleniya / G. Misarenko // Narodnoe obrazovanie. - 2009. - № 1. - S. 62-68.