Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
In the article are considered the main questions of organization of contact interaction between police officers and minors with deviant behavior. The author suggests recommendations for improving this process. The presence of sharp resistance to interaction on the part of minors, the ironic-manipulative style of communication, the closed contact and unpreparedness of the police officers themselves for such forms of interaction, requires not only the upgrading of police officers skills in solving operational problems, but also arming them with specially developed interpersonal contact technologies for each type of deviant behavior. A special case is the need to refine the algorithms based on the contact interaction technique. Filonov for cases of adolescents who detect any forms of suicidal (autoaggressive) manifestations.
contact interaction, communication with minors, deviant behavior, suicidal behavior of minors, communicative destruction, deviant behavior of adolescents.
В системе правоохранительных служб на органы полиции приходится основная нагрузка в решении задач по борьбе с преступностью в среде несовершеннолетних. Сотрудники полиции в процессе решения оперативно-служебных задач, связанных с выявлением, раскрытием и предупреждением правонарушений, сталкиваются с необходимостью выстраивания сложных коммуникативных связей с различными категориями граждан, как по уголовным и административным делам, так и в ходе повседневного общения с гражданами [1].
В соответствии с поставленными целями и задачами сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовой службы, представители инспекции по делам несовершеннолетних, следствия и дознания могут, помимо прочего, сталкиваться с необходимостью общения или опроса несовершеннолетних, которые могут выступать в качестве свидетеля, потерпевшего, или подозреваемого. При этом такое общение имеет как процессуальные, так и психологические особенности.
В процессе обучения сотрудников полиции, в рамках практикума по психологии общения, большинство возникающих для разбора ситуаций связаны с контактным взаимодействием между сотрудниками полиции и совершеннолетними гражданами, при этом вопросы построения межличностных контактов с подростками, зачастую не поднимаются вовсе.
В рамках исследуемой проблематики автором была поставлена цель изучитьактуальные вопросы взаимодействия сотрудников полиции с несовершеннолетними, в том числе с девиантным поведением и обнаруживающих любые формы суицидальных (аутоагрессивных) проявлений для последующего повышения его эффективности.
В исследовании, проводившемся с 12.09.17 по 20.10.17, приняли участие 153 сотрудника полиции, из которых 55% явились руководителями территориальных органов внутренних дел и 45% сотрудниками подразделений. Среди опрошенных 70% -мужчины и 30% женщины. Возраст респондентов составил у 50% от 35 до 40 лет; 30% от 25 до 35 и 20% от 40 и выше.; 42% из которых составили жители Москвы и 58% представители других регионов Российской Федерации..
Респондентам было предложено ответить на 25 вопросов, имеющих отношение к эффективности организации коммуникативных процессов с несовершеннолетними, среди которых можно отметить следующие:
- Какой объем рабочего времени занимает у вас общение с несовершеннолетними, в том числе с отклоняющимся поведением.
- Имеет ли специфику общение сотрудника полиции с несовершеннолетними в отличие от иной категории граждан. Если да, то в чем они заключаются: укажите правовые, организационные, процессуальные, психологические особенности
- Имеется ли у вас опыт личного общения с несовершеннолетними, в том числе с отклоняющимся поведением.
- Имеются ли особенности в общении с подростками – суицидентами.
- Отмечаете ли вы индикации принадлежности подростка к той или иной субкультуре. Если да, то перечислите какие.
- Какие факторы оказывают влияние на эффективность общения с несовершеннолетними, в том числе с отклоняющимся поведением.
- Испытывали ли вы трудности в установлении доверительного коммуникативного контакта с подростком. Если да, перечислите какие.
- Пытался ли несовершеннолетний в ходе общения спровоцировать у вас агрессию.
- Испытывали ли вы чувство агрессии по отношению к несовершеннолетнему, опрашиваемому вами.
- Пытался ли манипулировать несовершеннолетний своим особым процессуальным статусом в ходе опроса.
- Имеется ли в вашем распоряжении достаточные методические рекомендации, направленные на формирование доверительного и положительного отношения со стороны подростка к сотруднику полиции в ходе контактного взаимодействия
- Проводится ли в рамках профессиональной подготовки занятия по установлению контакта с несовершеннолетними.
- Можно ли отнести к наиболее типичным ошибкам, допускаемым в ходе диалога с несовершеннолетними, инициативное прерывание контакта со стороны сотрудника полиции
- Нуждаетесь ли вы в получении дополнительных знаний о специфике контактного взаимодействия с несовершеннолетними, в том числе с различными видами отклоняющегося поведения
- Является ли необходимым участие психолога в разработке методических рекомендаций по исследуемой проблематике и др.
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, объем рабочего времени, связанный с общением с несовершеннолетними,распределился следующим образом:
ИДН-90%; уголовный розыск - 40%; патрульно-постовая служба 40%; участковые уполномоченные 35%; следователи и дознаватели - 30%. Таким образом, сотрудники полиции, независимо от служебной подведомственности, активно задействованы в работе с несовершеннолетними.
Более 75% респондентов указали, что имеется существенная специфика в процессе контактного взаимодействия с несовершеннолетними. 65,5 % опрошенных сотрудников полиции пояснили, что наибольшую трудность они испытывают при налаживании коммуникативных отношений с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением. Свою позицию они объяснили тем, что в процессе формирования своих профессиональных навыков, они чаще всего сталкивались с совершеннолетними правонарушителями. Кроме того, имеющиеся методические рекомендации по большей части рассматривают взаимодействие с лицами, уже имевшими конфликты с законом, в том числе ранее судимыми. Об этом заявили более 68 % респондентов. При этом 63% сотрудников полиции отметили недостаточность методических рекомендаций, связанных с использованием коммуникативных приемов в работе с несовершеннолетними. Более 70% опрошенных нами сотрудников полиции считают целесообразным разработку методических рекомендаций и алгоритмов действий с привлечением специалистов в области психологии. 72 % респондентов отметили, что несовершеннолетние с отклоняющимся поведением, в ходе опроса, зачастую пытаются провоцировать сотрудника полиции на агрессивные действия. При этом 66% уточнили, что испытывают чувство дискомфорта и эмоционального возбуждения, пресекая провокации со стороны несовершеннолетнего. Более 65% сотрудников полиции отметили, что подростки пытаются манипулировать своим особым процессуальным статусом, обращая внимание на то, что сотрудник полиции имеет право задавать только ограниченный круг вопросов. Нередко на практике у полицейского не хватает терпения и он вынужден, будучи спровоцированным подростком, инициативно прервать диалог, не выполнив поставленную задачу. Зачастую подобный сценарий удобен подростку, т.к. он боится в процессе диалога продемонстрировать свои положительные качества, обнажив свою хрупкость и ранимость, воспринимаемые самим подростком как слабость.
Особые трудности вызывают у сотрудников полиции попытки взаимодействия с подростками, обнаруживающими любые формы суицидальных (аутоагрессивных) проявлений. В этом случае несовершеннолетний может быть и вовсе недоступен контакту по ряду причин, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, что препятствует, в том числе, и раскрытию преступлений, направленных против жизни и здоровья несовершеннолетних. Получив исходные данные, в целях повышения эффективности взаимодействия сотрудников полиции и несовершеннолетних, в том числе, с различными видами отклоняющегося поведения, предлагается в качестве одного из вариантов решения вопроса использовать модель построения межличностного контакта, предложенную доктором психологических наук, профессором Л.Б. Филоновым[3] и его последователями.
Прежде всего, сотрудник полиции должен рассматривать тактику своего поведения в общении с несовершеннолетним через призму сопротивления полноценному диалогу со стороны подростка, носящего конфронтационный и конфликтный характер. В научной литературе данный процесс рассматривается в рамках понятия «коммуникативной деструкции», под которым понимаются «расстройства коммуникативно-перцептивных процессов субъекта, сформировавшихся в результате его опыта общения с родителями, сверстниками и другими значимыми людьми» [2] Данные проявления характеризуются враждебной, агрессивной, циничной, манипулятивной, параноидальной конструкцией поведения подростка, а так же злонамеренным искажением передаваемой информации. В результате это приводит к нарушению взаимопонимания между сотрудником полиции и подростком и негативно отражается на продуктивности взаимодействия. Однако, не смотря на то, что подросток с отклоняющимся поведением стремится противоборствовать действиям сотрудника органов внутренних дел, полицейский обязан в любой ситуации установить доверительный контакт. Для этого необходимо учитывать границы личности подростка, с уважением относится к его потребностям, зачастую фрустрированным, избегать поучений, излишней морализации и др. Установив оптимальные партнерские отношения с подростком, сотрудник полиции может рассчитывать на полноценное сотрудничество с ним. Это позволит разработать дальнейший план действий, уточнить сроки и регламент общения, распределить роли, согласовать взаимоответственность, исходя из общих намерений.
Серьезную проблему на пути установления полноценного контакта между сотрудниками полиции и подростками с отклоняющимся поведением представляет не только тот факт, что внимание подростков разных возрастных категорий занимают проблемы, связанные с отсутствием взаимопонимания со взрослыми и сверстниками, материальными трудностями и поиском профессиональной идентификации. Особое место занимает изучение несовершеннолетними феномена смысла собственной жизни. Однако препятствия в процессе осознания сути бытия и собственной значимости, приводят к смещению ценностных ориентиров и смысложизненных ориентаций, что зачастую порождает внутриличностные конфликты у молодых людей, которые могут стать причиной формирования девиантного, делинквентного (преступного) и суицидального поведения подростков. О низкой степени интереса сотрудников полиции к проблемам смысложизненных ориентаций у несовершеннолетних, свидетельствуют результаты собственного исследования. Так, 31% опрошенных сотрудников полиции, отметили, что в ходе работы с подростками с отклоняющимся поведением, проявляют интерес к их жизненной позиции, смысловым и ценностным ориентациям подростков.
В контексте рассматриваемой проблематики, целесообразно взять во внимание разделение понятий, принятое психологами и философами в начале 21 века. Говоря о смысле жизни концептуально, подразумевается суть значимости в жизни человека его рождения и смерти с позиции различных философских и религиозных течений и школ. Философия допускает различные понимания смысла жизни, ведь определяя картину мира или веру, человек выбирает личный смысл своего существования.
Психологи, в свою очередь, классифицировали личные смыслы жизни и определили их как саморазвитие, альтруизм, гедонизм, творчество и преданность делу.
Поиск человеком личного смысла называется осмыслением и особым образом проявляется именно в подростковом возрасте. Осмысление происходит в два этапа: сначала подростки знакомятся со смыслами давно открытыми и утвердившимися в обществе, «примеряя» их на себя, а затем создают новые смыслы (смыслотворчество), обогащая знаниями жизнедеятельность последующих поколений человечества.
Смысложизненные ориентации подразумевают под собою синтез трех составляющих - процесс жизни или настоящее, цели в жизни или будущее и результативность жизни или прошлое. Следовательно, смысложизненные ориентации определяются подростками наличием целей в жизни и придают осмысленность, направление перспективы, которые, при анализе, воспринимаются ими, как процесс проживания собственной, эмоционально и содержательно наполненной и удовлетворяющей своей результативностью, жизни. Соответствующее понимание сходно с определениями, представленными в зарубежной литературе, и соответствует такие критериям, как цели, значимость и согласованность.
Советский и российский психолог, доктор философских наук, академик РАО К.А. Альбуханова-Славская в своих трудах подчеркивает различие мотивов и смыслов, т.к. смысл есть не только стремление к чему-либо или цель, но и сам спектр переживаний, который возникает в процессе реализации мотива. Таким образом, можно заключить, что смысл жизни - это психологический способ проживания жизни в процессе ее осуществления.
В своих трудах такие авторы, как Д.Б. Эльконин, И.С Кон, А.С Шарова, Л.П. Буева рассматривали сущность ценностных ориентаций подростков. Ими изучались духовные, нравственные, интеллектуальные, семейные, культурные, политические, религиозные и др. ценности. Кризису самосознания подростка соответствует стремление казаться, считаться и быть взрослым. Однако подросток, на пути становления собственной индивидуальности, сталкивается с сопротивлением со стороны взрослых, которые по тем или иным причинам не принимают его в свою среду. Уже не ребенок и еще не взрослый, подросток на этом этапе испытывает проблемы, связанные с самоопределением и самоидентификацией. Он сталкивается с переоценкой тех или иных ценностей и затрудняется с определением своего места в жизни. Для того, чтобы подросток научился отстаивать свою точку зрения, принимать ответственные решения, проявлять инициативу, верить в собственный успех, реализовывать свои таланты и способности, ему необходимо ориентироваться на реальный авторитет конкретного предводителя. Именно лидер способен мотивировать подростка на поступки и действия, являясь образчиком, чью жизненную позицию, ценностные ориентации перенимает подросток. Именно по этой причине, не находя отклика со стороны значимых взрослых, подростки обращают свое внимание на иных предводителей, авторитетов и лидеров группировок, зачастую, антисоциальной направленности. Что и подтвердили в ходе исследования 56% респондентов.
Таким образом сотрудники полиции при работе с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением должны руководствоваться тем, что смыслу жизни противостоит его утрата, в том числе, за счет нераскрытой индивидуальности личности подростка, недостаточно развитых притязаний, потребности в самовыражении, обесценивании поступков подростков со стороны взрослых или других значимых людей, что зачастую приводит к утрате жизнеспособности - подростковому суициду. Что обуславливает необходимость профессионального подхода к работе с подростками группы риска.
Автор считает необходимым и целесообразным разработку моделей организации общения сотрудников полиции с несовершеннолетними для каждой конкретной тактической ситуации: нахождение несовершеннолетнего в состоянии в алкогольного или наркотического опьянения, в состоянии аффекта, для подростков, состоящих в группах экстремистской направленности (скинхед, фанаты и др.), проявляющих признаки суицидальной направленности, а так же представляющих иной оперативный интерес. Отдельного внимания требует исследование специфики общения сотрудников полиции с несовершеннолетними с учетом национальных и социо-культурных различий.
Таким образом, наличие резкого сопротивления взаимодействию со стороны несовершеннолетних, иронично-манипулятивный стиль общения, закрытость контакта и неподготовленность самих сотрудников полиции к таким формам взаимодействия, требует не только повышения квалификации сотрудников полиции в ходе решения оперативных задач, но и вооружения их специально разработанными технологиями построения межличностного контакта для каждого типа отклоняющегося поведения. Особым случаем является необходимость уточнения алгоритмов на основе методики контактного взаимодействия Л.Б. Филонова для случаев подростков, обнаруживающих любые формы суицидальных (аутоагрессивных) проявлений.
1. Koblov F. Ch. Kommunikativnaya kompetentnost' i kul'tura obscheniya v sluzhebnoy deyatel'nosti sotrudnika policii: uchebnoe posobie [Communicative competence and culture of communication in the official police officer's work: textbook] - M.,2012
2. Tigunceva G.N. Psychological factors of the emergence of communicative destructions of delinquent adolescents. _Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Art. .: Izvestiya Baikal State University], 2015.
3. Filonov L.B. Psychological aspects of establishing contacts between people: the technique of contact interaction. Pushchino, NCBI of the USSR Academy of Sciences, 1982.