Russian Federation
PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The development and preservation of historical cities and settlements is becoming a national task. Ensuring an integrated approach to the preservation of cultural and historical heritage and the appearance of historical settlements requires the improvement of organizational, economic and legal mechanisms. One of these significant tools is public-private partnership that can be effective development of cultural and educational tourism, events, marketing and branding of territories, preservation of historically valuable city-forming objects. One of the possibilities of using public-private partnership is the program of creation on the basis of historical settlements of cities-museums, which are transformed into a tourist and recreational cluster.
public-private partnership, historical cities, tourism, tourism and recreation cluster, urban development.
Определяя существующие методы развития исторических поселений, необходимо понять, что же такое историческое поселение. В целом их можно охарактеризовать, как опорные центры географии культуры в регионах Российской Федерации. Они обладают огромной притягательностью, некоторые из них являются популярными центрами туризма, хранителями ценнейшего историко-культурного достояния страны. По сути, эти населенные пункты – некая своеобразная часть мирового культурного наследия и поэтому заслуживают бережного отношения.
При развитии исторических поселений необходимо учитывать их определенные культурные и исторические особенности: сохранившуюся планировочную структуру, историческую застройку и композицию ландшафта, а также их нематериальные характеристики.
В настоящее время в России в перечень исторических поселений включены разнообразные городские и сельские населенные пункты, которые отличаются друг от друга по времени возникновения, по численности населения, по степени значимости для государства, по социально-экономическим показателям. Все эти города и поселения объединяет одна особенность – это наличие богатого культурно-исторического наследия [1].
В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, заметно меняются представления о возможных методах и подходах к сохранению исторической городской среды. Причиной изменений является, как правило, объединение трех подходов – экономического, социального и экологического, характеризующих понятие устойчивого развития исторического поселения.
Очевидно, в настоящее время растет необходимость интеграции задач сохранения наследия в процессы городского развития.
Исторические поселения на сегодняшний день становятся теми социокультурными объектами, где происходит изучение и совместное формирование традиционных и инновационных форм культуры. Они являются своеобразными «лабораториями» сохранения и развития пространственной среды и отдельных сооружений, народных традиций, образа жизни городского и сельского населения. По сути, именно здесь происходит взаимодействие разных культур, и именно такие территории становятся наиболее притягательными для развития строительства, бизнеса и туризма.
Если говорить о мировом опыте, то для большинства европейских стран характерен комплексный поход к сохранению и развитию исторической городской среды, основывающийся на проведении градостроительной политики сохранения традиционной исторической застройки городских кварталов и обеспечивающий взаимодействие городских функций с социально-культурным разнообразием территорий. Все основные мировые тенденции в области охраны культурного наследия характеризуются переходом от охраны единичных памятников, имеющих выдающуюся ценность, к охране исторической застройки, имеющей комплексный характер.
Однако, уже и в отечественной практике существуют успешные примеры комплексного подхода к сохранению и развитию исторических поселений. Некоторые проекты реализуются посредством привлечения активных групп граждан – волонтеров.
Подобным примером может служить «Том Сойер Фест» – это фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров на средства спонсоров. В 2015–2016 гг. в рамках проекта в Самаре были восстановлены фасады семи домов конца XIX – начала XX вв., созданы элементы благоустройства, а также три арт-объекта. За два года для проведения этих работ организаторы привлекли более 2 млн руб. внебюджетных средств. В восстановлении поучаствовали около 200 волонтеров.
В 2016 г. «Том Сойер Фест» прошел также в Казани и г. Бузулуке Оренбургской области. Летом 2017 г. в этих городах было восстановлено четыре исторических здания. Фестиваль как успешный пример вошел в доклад ЮНЕСКО для конференции ООН [2].
Успешный опыт сохранения материального и нематериального наследия имеется в г. Коломна Московской области. По итогу, сформированный в результате проекта комплексного развития территории, «творческий кластер» емкостью около двухсот малых и средних компаний, в том числе на основе государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), сегодня включает три крупных взаимосвязанных модуля: музейный квартал, творческие индустрии и туристскую инфраструктуру. Работа с городской средой Коломны включает различные просветительские практики работы с местным населением. При демонстрации работающих на объектах отреставрированных зданий определенных экономических моделей, у населения появляется интерес к наследию как к «своему» хозяйственному ресурсу, повышая его капитализацию.
Наряду с этим, в качестве примера комплексного подхода к развитию исторических поселений заслуживает упоминания стратегия консервативной модернизации Плеса, предусматривающей его сохранение и всестороннее обустройство на передовом уровне, в том числе реабилитацию традиционных русских жилищ и их адаптацию к требованиям XXI в. [3].
Следует отметить, что в основе системы сохранения исторических поселений должны обязательно учитываться три принципа. Первый – это территориальная целостность, то есть сохранение в установленных границах, далее функциональность – это поддержание их социальной и культурной значимости и экологичность для учета взаимоотношения с окружающей средой.
К сожалению, в современной России вопросы стратегического развития территорий обсуждаются преимущественно в масштабе крупных регионов и мегаполисов, оставляя проблемы локального развития как бы «внутри большой матрешки», где они теряются на фоне более крупных процессов. А ведь именно на локальном уровне сегодня наиболее отчетливо проявляется неравномерность социально-экономического и культурного развития российских территорий. Однако в настоящее время ситуация начинает меняться. В январе этого года в г. Коломна прошел первый Форум малых городов и исторических поселений. По итогам Форума подготовлен перечень президентских поручений по итогам встречи с участниками Форума малых городов и исторических поселений [4]. Правительству РФ, в частности, поручено определить порядок и условия финансирования лучших проектов по созданию комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. Речь идет о проектах, реализуемых с вовлечением жителей муниципальных образований. На поддержку проектов в 2018–2021 гг. из федерального бюджета должно выделяться не менее 5 млрд руб. ежегодно. Среди поручений, которые Правительство РФ должно исполнить совместно с региональными органами и некоторыми общественными организациями – расширение перечня муниципальных образований, входящих в «Золотое кольцо России».
Опять же, мировой опыт последних лет показал, что именно культура становится важным, а зачастую и единственным ресурсом экономической деятельности и человеческого развития, особенно в локальном масштабе небольших поселений и городов [5].
Многочисленные примеры, как на местном, так и на муниципальном уровнях, показывают, что культура, как «некий ресурс, который не может быть перемещен», имеет высокий потенциал для привлечения бизнеса, создания новых рабочих мест, получения дохода и инвестиций. Потенциал культурно-исторического наследия особенно велик и легко реализуем именно в исторических поселениях. А использовать этот потенциал, превратить его в фактор социально-экономического развития территории позволяет ГЧП [6–9].
Важность использования ГЧП в развитии исторической среды подчеркнута в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [10], где активизация использования механизмов ГЧП, содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению историко-культурного наследия страны определены в качестве основных направлений модернизации экономики Российской Федерации.
Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным и правильным с точки зрения сохранения объектов исторического наследия, является их включение в планы городского развития. Среди отличных зарубежных примеров: Ханой, Вьетнам; Джакарта, Индонезия; Манила, Филиппины; Сальвадор-де-Байя, Бразилия; Эдинбург, Шотландия; Гент, Бельгия; Верона, Италия; Эльмина, Гана. За последние два десятилетия предпринимались многочисленные успешные проекты по ревитализации наследия городской исторической среды на основе ГЧП.
Хорошим примером, по нашему мнению, может служить проект ревитализации г. Кито, Эквадор. В историческом центре стоимость старых не восстанавливаемых построек увеличилась в десять раз в течение десятилетия в связи с мощным эффектом программы капитальных вложений [11].
Несомненно, положительным моментом для развития, в том числе, исторических поселений является вступление в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что предоставило дополнительные возможности по использованию механизма ГЧП для целей сохранения культурного наследия, поскольку предусматривает возможность возникновения у инвестора права частной собственности на объект соглашения [12].
Россия – страна малых городов. В определённой степени российскую провинцию можно назвать «туристическим клондайком». Считается, что возрождение России начинается с возрождения провинции, в первую очередь, малых исторических городов, что тесно связано с активной политикой государства, направленной на обеспечение необходимых условий для выполнения этой задачи. Современная ситуация на рынке туризма такова, что одним из лидирующих направлений туризма внутри России становятся красочные туры по малым историческим городам, например, популярный маршрут «Золотое кольцо России».
Необходимо также отметить, что вопросы реализации муниципально-частного партнерства (далее – МЧП) для привлечения частных инвестиций, эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, рассматриваются многими регионами России, кроме того, МЧП можно использовать в целях управления будущим туристическим кластером (дестинацией). Кластерный подход к развитию туристической отрасли активно используют города и регионы России.
Данный механизм является эффективным ввиду необходимости создания новых туристических маршрутов на территориях исторических поселений, затрагивающих основные важные видовые точки, памятники истории и культуры, развития гостиничного и торгового функционала, благоустройства дорог, реставрации, прилегающих к маршруту, зданий и сооружений.
Для этого необходимо совместное развитие компаний и инвесторов под управлением инициатора ГЧП/МЧП, которые объединены территорией, инфраструктурой и другими компонентами, это позволит наилучшим образом оптимизировать процесс и с большей пользой распределять средства на развитие исторических поселений.
Если предусматривается создание туристических кластеров на территории исторических поселений Российской Федерации, то данный вопрос следует рассматривать в целях формирования благоприятного климата ведения предпринимательской деятельности и выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований.
Существует четыре основных подхода к развитию исторических поселений.
Категориальный подход – реализация одного значимого проекта за раз. Этот подход основывается на предположении, что каждая проблема может быть решена в относительной изоляции от других без учета и взаимосвязи с другими задачами. Отдельно рассматриваются проблемы жилого фонда, рекреационных зон, результирующее направление не получает отдельного рассмотрения. Это секторальный подход, который способствует категориальному мышлению среди местных жителей.
Обобщающий подход к планированию – шаг вперед по сравнению с «категориальным» благодаря проводимому общему учету организаций и ресурсов сообщества. Идентифицируются основные проблемы сообщества и под них разрабатываются рекомендации, часто не сопровождающиеся анализом воздействия на местных жителей. Подход предполагает рассмотрение проблем, однако не ставит их в соответствие с состоянием социальных институтов и ценностями, разделяемыми сообществом.
Интегральный подход – имеет целью вовлечь жителей в процесс идентификации потребностей сообщества и выработки предпочтительных направлений деятельности. Организуется процесс вовлечения, выбора приоритетов, мобилизации ресурсов для реализации принятых предложений и совместной реализации проекта. Так, специфическая проблема (например, состояние жилого фонда, развитие социальных служб и т.д.) может стать началом более глубокого исследования проблем сообщества. Подход стремится соединить конкретные проблемы с их социальным, политическим и ценностным контекстом, характерным для местного сообщества.
Подход, основанный на диалоге, делает упор на выяснении ценностей сообщества. В его основе лежит обсуждение местных жителей к тому, чтобы сформулировать и осмыслить свои ценности, понять, каким образом эти ценности способствуют или ограничивают достижение заявленных целей, и решиться на определенные перемены [13].
Стоит сказать, что для государственной культурной политики в отношении исторических поселений в России на сегодняшний день характерен «категориальный подход». Однако, важно отметить, что ситуация меняется коренным образом. В настоящее время Минкультуры РФ совместно с Минстроем РФ реализуют программу по созданию городов-музеев. В качестве пилотных проектов, в которых будет создаваться комфортная среда для жизни с учетом всех требований по сохранению пространства, выбраны Выборг, Гороховец и Крапивна. Это совместный проект Минкультуры России и Минстроя России по преобразованию городской среды, предполагающий сохранение их культурной и исторической идентичности, а также максимально учитывающий интересы жителей. Минстрой РФ в рамках программы возьмет на себя благоустройство городской среды, а Минкультуры РФ – реставрацию памятников культуры федерального значения. Программа создания городов-музеев действует в рамках реализации «Концепции по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года» (утв. Минкультуры России) [14] и приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» [15], основная цель которого, – создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории России путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 гг.) комплекса первоочередных мероприятий по формированию современной комфортной городской среды в регионах России. Развитие исторических поселений связано, в первую очередь, с осознанием населением и муниципальной властью развития поселения / города, как объекта управления. И для их развития необходимо использовать свои возможности и инструменты для совершенствования компетенций в этом направлении. Для управления собственным развитием историческим поселениям необходимо как минимум иметь его долгосрочное видение, понимать его цели, ценности и приоритеты.
Вместе с тем, для успешного сохранения и развития исторических поселений в Российской Федерации, необходима эффективная финансовая, а не только методическая, поддержка реализации планов по сохранению и развитию памятников культурно-исторического наследия.
1. Sociokul'turnyy analiz i razvitie territoriy Rossii: problemy i resheniya: monografiya // pod obsch. red. O.G. Sevan. M.: FORUM. 2012. - S. 59.
2. Tom Soyer Fest. Metodicheskoe posobie. Pod red. A.V. Kochetkova. // 2017. - S. 24.
3. Shevcov A.V. Respublika Ples. Koncepciya kompleksnogo razvitiya Plesskogo kurortnogo rayona//2013. - S.44.
4. Perechen' porucheniy po itogam vstrechi s uchastnikami Foruma malyh gorodov i istoricheskih poseleniy (utv. Prezidentom RF 23 fevralya 2018 g. N Pr-327) http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71786684/#ixzz5EJdQDAdF
5. DonovanD. Rypkema, Celebrating our Urban Heritage, Globalisation, Urban Heritage, and the 21st Century Economy, Global Urban Development //Volume 1. Issue 1. 2012. - s. 75.
6. Vorotnikov A.M. Al'ternativnoe finansirovanie ob'ektov kul'tury s pomosch'yu realizacii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2010. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnoe-finansirovanie-obektov-kultury-s-pomoschyu-realizatsii-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (data obrascheniya: 01.05.2018).
7. Vozmozhnosti i perspektivy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva po sohraneniyu ob'ektov kul'tury obsudili na parlamentskih slushaniyah //. [Elektronnyy resurs] URL:http://komitet3-1.test.km.duma.gov.ru/Parlamentskie-slushaniya/item/3409381/
8. Sheykina E.L., Vorotnikov A.M. Perspektivy ispol'zovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva kak al'ternativnogo istochnika finansirovaniya sohraneniya i restavracii istoriko-kul'turnyh ob'ektov // V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii: sb. st. po mater. VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk: SibAK, 2012.[Elektronnyy resurs]URL: https://sibac.info/conf/philolog/vii/26252
9. Latypov V.S., Vorotnikov A.M. Perspektivy ispol'zovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere kul'tury i razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma.//"Nedvizhimost' i investicii. Pravovoe regulirovanie", № 4 (45), Dekabr' 2010.// [Elektronnyy resurs] URL: http://dpr.ru/journal/journal_43_9.htm
10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 17.11.2008 N 1662-r "O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda"// http://www.consultant.ru
11. Licciardi, G. Economics of uniqueness: investing in historic city cores and cultural heritage assets for sustainable development / G. Licciardi, R. Amirtahmasebi // The World Bank, Urban Development Series - vol. 300
12. Federal'nyy zakon ot 13 iyulya 2015 goda N 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federacii»// http://www.consultant.ru
13. Donovan D. Rypkema, Celebrating our Urban Heritage, Globalisation, Urban Heritage, and the 21st Century Economy, Global Urban Development // Volume 1. Issue 1. 2012 s.75
14. Koncepciya po razvitiyu istoricheskih poseleniy, podderzhke i populyarizacii kul'turnyh i turistskih vozmozhnostey, razvitiyu ekonomiki kul'turnogo naslediya na period do 2030 goda // http://www.consultant.ru
15. Prioritetnyy proekt «Formirovanie komfortnoy gorodskoy sredy» http://government.ru/projects/selection/649/