MORAL EDUCATION AS THE BASIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
the article presents the experience of curricular and extracurricular activities aimed at inculcating moral norms by immersion in the world of literature, involvement in volunteer and project activities.

Keywords:
morality, upbringing, literature, volunteering, project activity, "school of maitegy".
Text

 

Духовно свободный человек, обладающий достоинством и благородством, – идеальный образ выпускника школы. Приблизиться к этому идеалу вполне реально. Стоит только ответственно отнестись к преподаванию такого предмета, как «Литература».

«Литература» – самый благодатный предмет школьного курса, позволяющий воспитывать через эмоции и чувства. Ощущение причастности к формированию личности позволяет учителю литературы чувствовать себя необходимым в школьном образовательном процессе, несмотря на любые реформы в сфере образования [3].

Нравственное воспитание – привитие норм морали, которые основываются на идеалах добра, справедливости, красоты – неотъемлемая часть работы любого педагога, но основная проблема в том, что насаждать моральные нормы бессмысленно: назидательность без проблемной ситуации не несет идейной нагрузки и не даст возможности развитию положительных сторон личности [1]; [2].

В этой ситуации именно учитель литературы поможет найти учащимся надежную опору и нравственные ориентиры в образах героев художественных произведений, даст возможность пережить эмоциональный подъем и научит действовать с позиций добра.

С пониманием, что добро – все то, что действует во благо другого человека, приходит время освоить самое сложное – научиться ценить живущего рядом; стремиться к гармонии формы и содержания. Как воспитать человека, способного построить собственную жизнь по законам нравственности?

Мой опыт работы в школе достаточно большой – 27 лет, однако с каждым классом приходится обновлять подходы к урочной и внеурочной деятельности, учитывая интересы учащихся, их стремления и практические возможности. Так где же мы найдем ответы на жизненные вопросы?

В 5-х классах нравственные представления народной мудрости ждут нас в сказках. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказке «Царевна-лягушка» будут легко усвоены учениками и перенесены в реальную жизнь, если учитель позволит им обсуждать, спорить, делать выводы. Патриотизм в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» не оставит равнодушными, если строить на уроке логические заключения, писать небольшие по объему сочинения-рассуждения, а еще лучше – сочинять!

Собственное творчество не только доставляет удовольствие и раскрепощает, но и помогает закрепить понятое. Еще Конфуций утверждал: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!». Дать попробовать, чтобы понять, можно и нужно, устраивая конкурсы на лучшее произведение, инсценировку, сочинение по пословице или поговорке.

Тогда, подойдя к «Кавказскому пленнику» Л.Н. Толстого, пятиклассники остро почувствуют бессмысленность и жестокость национальной вражды и перенесут эти знания в жизнь – толерантное отношение к одноклассникам позволит им в будущем бережно относиться не только к людям, но и культурным ценностям.

Мотивы единства красоты человека и красоты природы, характерные для русских поэтов, помогут школьнику понять красоту жизни и осознать счастье сопричастности миру. Но произойдет это только в том случае, если учитель сможет донести до ученика смысл произведения. В этом большую роль сыграют уроки актерского мастерства, возможность «играть на сцене», декламируя стихотворение на уроке, и выступать на публике, принимая участие в школьных концертах.

Обсуждая, выступая, иллюстрируя произведения, ученик изучает не только литературу, но и жизнь. Сопереживая героям, он интуитивно чувствует истинное предназначение искусства – не только эстетическое наслаждение, но и воспитательные моменты – «уроки доброты» приходят к нему с действиями главных героев.

В этом плане очень показательны уроки доброты и честности по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина в 6-х классах. Примеряя на себя ситуацию героев, ученики сопереживают и взрослеют, впитывая моральные принципы.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем не оставит равнодушными семиклассников, если не только прочесть произведение Лермонтова М.Ю. по ролям, но и рассмотреть иллюстрации разных авторов, попробовать изобразить наиболее острые сцены самостоятельно и обсудить прочитанное во время урока-диспута.

Потрясающе воспринимают учащиеся рассказ А.П. Платонова «Юшка», причем по программе это произведение изучается в 7-м классе, а достаточно серьезное осмысление сюжета приходит только в старшей школе. Поняла это, готовясь со старшеклассниками к сочинению-допуску к ЕГЭ. Проводя отбор произведений, которые можно использовать при аргументации, прочли этот рассказ, и его содержание обрело для повзрослевших учеников более яркий и важный смысл. Герой с «большим сердцем» научил читателей состраданию и уважению к человеку. И «не такой, как все» одноклассник вызвал уже не ожесточение, а попытку понять, вникнуть и доброжелать.

В старшей школе наиболее интересным в плане выяснения отношения учащихся к проблеме нравственности, на мой взгляд, являются такие произведения М.А. Булгакова как сатирические повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», поднимающие вопросы нравственной ответственности ученого за свои изобретения; и, конечно же, роман «Мастер и Маргарита» – непревзойденный шедевр общественно-нравственного содержания.

Двадцать лет работы с выпускниками показали, что это – одно из любимейших произведений и самый читаемый роман из курса литературы в старшей школе. Самый продуктивный урок по этому произведению, на мой взгляд, дискуссия. Когда проблемное содержание романа станет понятным, учащиеся сделают вывод о необходимости ответственности за любой поступок, за свое творчество, за свою любовь. Сделают выводы о нравственных ценностях, неподвластных времени: историческая правда, творческий поиск, совесть, сострадание, любовь, добро, всепрощение, понимание, истина. И, скорее всего, перенесут эти знания в жизнь…

Урочная деятельность, конечно же, является основной для учителя, но не самой важной в воспитательном процессе, ведь жизнь героя даже самого любимого произведения не заменит важности жизни собственной. И здесь на помощь приходит внеурочная деятельность.

Я хочу рассказать об особой форме волонтерства, получившей признание и распространение в нашей школе благодаря просветительской работе библиотекаря-педагога Змеевой Валентины Николаевны и учителя-энтузиаста Володичевой Надежды Викторовны. Наши волонтеры – обычные ученики – работают на стезе просвещения и образования. Это, в первую очередь, выходы старшеклассников в среднюю школу и выходы учеников 6-7-х классов в школу начальную.  Выходят с беседами, играми, чтением художественных книг во время перерывов. Работают с огромным воодушевлением: сами пишут сценарии, сами проводят праздники и читательские конференции. Мне, как классному руководителю, остается только собрать команду, а в качестве учителя литературы отредактировать сценарий.

В этом учебном году начали с чтения книг в тех классах, где уже оставили память о себе в прошлом учебном году. В ноябре выход в начальную школу был посвящен 130-летию со дня рождения С.Я. Маршака. Это была инициатива моих семиклассников. Ребята сами сделали презентацию о жизни и творчестве писателя, составили кроссворд по известным произведениям и посетили с этой информацией все начальные классы школы. Так увлеклись, что перечитали любимые с детства произведения Самуила Яковлевича и поставили спектакль.    

Новогоднее представление для начальной школы – постановка замечательной сказки по собственному сценарию – тоже работа 7-х классов и 6-х классов. Музыкальный руководитель Орлова Инесса Алексеевна осталась довольна тем энтузиазмом и упорством, с которым ребята подошли к представлению: репетировали, шили костюмы, готовили декорации. И здесь наглядно отслеживался воспитательный момент – желание быть нужными, ведь готовили спектакль для младших (в частных случаях для своих младших братьев и сестер).

Третий год подряд силами волонтеров проводится фестиваль «Перо Жар-птицы». При поддержке школьного педагога-библиотекаря мы пытаемся найти оптимальное решение для достижения глобальной цели – привлечения детей к осмысленному чтению. Темы выбираются путем обсуждения и голосования. Как правило, произведения нескольких авторов или, как в прошлом году, фольклор представителей разных народностей. Произведения изучаются в группах, инсценируются, выделяются основные смысловые моменты и сочиняются собственные произведения с сохранением смысловой канвы изученных произведений. С прошлого года мы находим возможность напечатать лучшие работы и подарить ребятам начальной школы.

Для старшеклассников событием года становится проведение традиционной «Литературной гостиной», которая открывает двери не только любителям поэзии, но и всем желающим слушать, сопереживать и выступать. Это не только декламация, но и исполнение музыкальных произведений, инсценирование, возможность предъявить публике свой собственный «шедевр». В этом году представление было скорее музыкально-литературным с приглашением зрителей из всей нашей большой школы: наша школа теперь – 5 учебных зданий, поэтому возможен обмен зрителями и исполнителями, а это всегда здорово.

Мои ученики активно занимаются проектной деятельностью, ориентированной на создание собственного художественного «шедевра». Как правило, вначале изучается теоретический аспект вопроса, затем обдумывается и изготавливается «продукт», с которым вначале знакомят одноклассников, после чего отшлифовывается материал. После этого уже можно выступать на конференции (школьные конференции традиционно проходят весной). Опыт нескольких выступлений в школе дает хорошую стартовую подготовку, и наши ребята уже не боятся участвовать в городских конференциях.

Большую помощь и поддержку мне, как учителю, оказывают сотрудники «Института стратегии развития образования Российской академии образования», курирующие педагогов школы в рамках экспериментальной площадки «Методологическое обеспечение применения метода проектов в образовательном процессе» [6].  Заинтересовавшись возможностью стать наставником для ребят в этом нелегком деле, я выбрала гуманитарное проектирование, так как это направление, в силу своей специализации, кажется мне наиболее подходящим для развития творческих способностей учащихся и имеет наиболее значимые воспитательные моменты.  Именно гуманитарное проектирование позволило моим учащимся получить призовые места на городском конкурсе ученических проектных работ «Стремление». Но не призовые места стали главной составляющей успешности моих учеников, а радость от общения с единомышленниками. Например, после создания сборника стихотворений с собственными иллюстрациями моя ученица растиражировала миникнижечки и подарила их учащимся начальной школы. А сборник сочинений ребят о своих родных –участниках войны, отредактированный моими ученицами, названный «Книга памяти 7Ж» теперь в школьном музее, где его могут прочесть все желающие. Ученики видят результат своего труда, и это делает их успешными.

Продуктивный опыт работы с художественным текстом получают учащиеся на выездах «Школы майевтики». Это погружение в удивительный мир творчества проходит на фоне природы в компании единомышленников под руководством Краснова Сергея Ивановича. Коллективная мыслительная деятельность и рефлексия в форме организационно-деятельностной игры в сообществе ученых, учителей, учащихся и их родителей формирует особую образовательную модель. Эта уникальная школа осуществляет личностный подход к каждому ученику, учит поиску нового творческого решения, продуктом которого становятся произведения собственного сочинения, горячо обсуждаемые всеми участниками сессии. Кроме того, ребята получают возможность публикации своих творений в детских сборниках. Это и ответственность, и радость, и возможность порадовать родителей, и обретение уверенности в своих силах, и возможность приобщения к «прекрасному». А еще серьезная школа жизни, позволяющая почувствовать себя самостоятельным и серьезным «творцом» [4]; [5].

Вот так по крупице накапливают наши ученики жизненно важный багаж – нравственное воспитание, которое было и остается основой образовательного процесса. Верной ли дорогой движемся, расценит только будущее, но если твой ученик поймет, что жизнь не пишется начерно, то твоя профессия выбрана не зря. Нет более великого счастья для учителя, чем знание, что твои выпускники строят свою жизнь набело.

References

1. Aleksandrova V. G. Vozrozhdenie duhovnyh tradiciy gumannoy pedagogiki [Tekst] / V. G. Aleksandrova // Pedagogika. - 2008. - № 6. - S. 42-47.

2. Vlasova T.I. Duhovno - nravstvennoe razvitie sovremennyh shkol'nikov kak process ovladeniya smyslom zhizni [Tekst] / T. I. Vlasova // Pedagogika. - 2008. - № 9. - S. 108-113.

3. Danilyuk A.Ya. Koncepciya duhovno - nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Tekst] / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov.- M.: Prosveschenie, 2009. - 23 s. - (Standarty vtorogo pokoleniya)

4. Krasnov S.I., Malysheva N.V. Model' innovacionno-obrazovatel'nogo proekta «Shkoly mayevtiki» v kontekste metodologii gumanitarnogo proektirovaniya [Tekst] / S. I. Krasnov, N. V. Malysheva // Innovacii v obrazovanii, № 9. - 2017. - S. 100-120.

5. Krasnov S.I., Malysheva N.V. Teoreticheskie osnovy i instrumentariy gumanitarnogo proektirovaniya v obrazovanii [Tekst] / S. I. Krasnov, N. V. Malysheva // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, № 5 - 2017. - S. 75-83.

6. Malysheva N.V. Issledovanie dinamiki deyatel'nostnyh poziciy pedagogov v proektirovanii novovvedeniy (iz opyta raboty eksperimental'nyh ploschadok po vvedeniyu metoda proektov v obrazovanie) [Tekst] / N. V. Malysheva // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy, Tom 3, № 1. - 2018. - S. 38-47.

Login or Create
* Forgot password?