Moskva, Moscow, Russian Federation
Scientific, scientific-pedagogical, and organizational- pedagogical activity of head of «Engineering Graphics» chair of Lomonosov Moscow State University of Fine Chemical Technologies professor E.K. Voloshin-Chelpan is considered. This paper also treats of his father — the creator of the first in the world tank diesel V-2. Life and work of his farther have had a decisive influence on the fate of Eduard Konstantinovich.
diesel, tank, vibrocompression, powder materials, batcher, deaggregator, vibropress, educational process, descriptive geometry, engineering graphics, computer graphics, academic competitions on graphics disciplines.
Доктор технических наук, профессор Эдуард Константинович Волошин-Челпан (15.04.1934–18.08.2007) работал заведующим кафедрой «Инженерная графика» Московского государственного университета тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) с января 1982 по август 2007 г. Эдуард Константинович (рис. 1) родился в Харькове в семье служащих. На этой стандартной строчке в биографии многих людей стоит остановиться подробнее, поскольку трагическая судьба семьи Эдуарда Константиновича во многом определила его собственную судьбу.
Отец и созданный им дизель В-2
Отец Эдуарда Константиновича — Константин Федорович Челпан (рис. 2) прожил короткую, но очень яркую жизнь. Талантливый инженер, к моменту рождения сына он занимал высокий пост на крупнейшем в Харькове промышленном предприятии — Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) имени Коминтерна: был руководителем дизельного отдела. Кроме того, он преподавал в Харьковском технологическом институте — читал курсы лекций по теплотехнике, двигателям внутреннего сгорания, бескомпрессорным дизель-моторам.
К.Ф. Челпан был разработчиком первого в мире дизельного танкового двигателя.
Константин Федорович родился в 1899 г. в греческой семье. Греки издавна жили на территории России, в основном на побережье Азовского моря. Позднее заселили значительную часть территории Украины, поэтому их стали называть «греками Украины». Отец Константина Федоровича — Федор Михайлович был зажиточным крестьянином, землевладельцем, прекрасным плотником.
После окончания реального училища, приняв участие в боевых действиях на фронтах гражданской войны, Константин Федорович в 1919 г. поступает учиться в Харьковский технологический институт, который заканчивает в 1924 г. по специальности «двигатели внутреннего сгорания». По окончании института его принимают на работу инженером-конструктором в конструкторское бюро отдела дизельных двигателей Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна. Молодой инженер с огромным энтузиазмом вникает во все подробности и особенности работы дизелей и их конструирования. На ХПЗ существовали традиции дизельного производства, начавшегося еще в дореволюционный период. Завод выпускал судовые (для буксиров) и стационарные «нефтянки» для промышленности, двигатели для тракторов. Однако это были тяжелые и тихоходные моторы. Ознакомившись с технической документацией дизелей, их техническими параметрами, Константин Федорович предпринимает попытки создать новый двигатель.
1. Voloshin-Chelpan E.K. Issledovanie protsessa vibratsionnogo pressovaniya poroshkovyh materialov. Dokt. Diss. [Investigation of the process of vibrating compac-tion of powder materials. Dokt. Diss.]. Moscow, 1996.
2. Voloshin-Chelpan E.K. Teoreticheskie osnovy razrabotka i vnedrenie tekhnologii vibratsionnogo formovaniya izdeliy iz poroshkovyh materialov. Doct. Diss. [Theoretical foundations, development and implementation of technology of vibration molding of articles from powder materials. Doct. Diss.]. Moscow, 1992.
3. Voloshin-Chelpan E.K. Nachertatelinaya geometriya. Inzhenernaya grafika [Descriptive Geometry. Engineering Graphics.] Moscow: Akademicheskiy proekt, Publ., 2009.
4. Guderian G. Vospominaniya soldata [Memories of a soldier]. Rusich, 2004.
5. Zaharova G.M. Delo K.F. Chelpana [Deal of K.F. Chelpan]. Mariupol´: Priazovskiy rabochiy Publ., 2000.
6. Kolomiets M.V. Legkie tanki BT. Letayushchiy tank 1930-h gg. [Light tanks BT. Flying Tank of 1930]. Yauza, Strategia KM, Eksmo Publ., 2007.