QUALITATIVE ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The criteria for evaluating the effectiveness of its implementation in the areas of "normative regulation", "cadres and education", "research competence and technological achievements", "information infrastructure", and "information security" are presented for the implementation of the program "Digital Economy of the Russian Federation". Proposed criteria, invariant to space and time, can provide a comprehensive assessment of the effectiveness of the program "Digital Economy of the Russian Federation".

Keywords:
qualimetric estimation, level of digitalization, economy, Russian Federation.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

В современную постиндустриальную эпоху принципиальное значение для развития любого государства, предприятия, гражданина приобретает цифровая экономика.

Данные, представляемые в цифровой форме, сегодня являются:

– ключевым фактором производства;

– важным фактором развития всех сфер социально-­экономической деятельности;

– значимым фактором роста качества жизни граждан;

– источником повышения конкурентоспособности работника, предприятия, региона, государства;

– одним из ведущих факторов обеспечения экономического роста страны;

– одним из базовых факторов обеспечения национального суверенитета и национальной безопасности страны.

В целях развития процессов цифровизации в нашей стране была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. [1].

Для реализации целей и задач государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, определенных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., была разработана Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] (далее Программа).

Основные результаты исследования

Исходя из определенных в Программе целей цифровизации и уровней развития цифровой экономики, возникает необходимость в формировании индикаторов, отражающих степень достижения поставленных целей на каждом из уровней реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

 

Таблица 1

Характеристика целей Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Цель Программы

Характеристика цели

1

Создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации

Подразумевает, что в создаваемой системе:

1) данные в цифровой форме станут  ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности;

2) будет обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан

2

Создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера

Призвано устранить существующие препятствия и ограничения для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и обеспечить недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках

3

Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке

Рассматривается комплексно, как применительно к отдельным отраслям экономики Российской Федерации, так и национальной экономики в целом

При формировании индикаторов, отражающих степень достижения целей цифровизации, были учтены известные научные наработки по этому вопросу, получившие отражение в трудах Ю.Е. Хохлова [3], Г.И. Абдрахмановой, Л.М. Гохберга, М.А. Кевеша, Г.Г. Ковалевой, М.Н. Коцемир, И.А. Кузнецовой, И.С. Лолы, Г.В. Остапкович, 3.А. Рыжиковой, С.Ю. Фридляновой [4], Н.А. Кравченко, С.А. Кузнецовой, А.И. Ивановой [5], В.П. Куприяновского, И.А. Соколова, Г.Н. Талашкина, О.Н. Дунаева, А.В. Зажигалкина, В.В. Распопова, Д.Е. Намиот, О.Н. Покусаева [6], Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова [7], Н.Д. Бублика, И.И. Лукиной, Д.В. Чувилина, Т.А. Шафикова, Р.Ф. Юнусовой [8], К.С. Леоновой [9] и др.

В основу проведенных исследований был положен учет пяти основных направлений развития цифровой экономики, предусмотренных Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]. Характеристика указанных направлений представлена в табл. 2.

С одной стороны, сформированная в Программе «дорожная карта» описывает ее цели, ключевые вехи, задачи и сроки их достижения.

С другой стороны, для оценки эффективности реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» возникает необходимость в формировании критерия эффективности осуществления процесса цифровизации.

Для разработки критериев оценки уровня цифровизации в Российской Федерации, характеризующих эффективности реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были использованы технологии квалиметрии, основные принципы которой заключаются в следующем [10].

Во-первых, в квалиметрии качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность (рис. 2) таких свойств,  которые представляют интерес для потребителей данного продукта  труда. На начальном (нулевом) уровне иерархической совокупности свойств качество принимается как некоторое наиболее обобщенное, комплексное свойство продукции, а составляющие его менее обобщенные свойства – на более высоком (первом) уровне иерархии и т.д.

То есть свойство i-го  уровня качества продукции определяется соответствующими свойствами (i+1)-го уровня (i=0,1,2,...,m).

Во-вторых, отдельные   свойства,  составляющие   иерархическую структуру качества, путем измерений или вычислений могут выражаться численными  (абсолютными)  характеристиками – Pij (j-число свойств, лежащих на i-м уровне; j=0,1,2,...,n). Однако абсолютные показатели сами по себе еще не  дают  представление о  достаточности  свойств,  не позволяют определить его уровень как наиболее законченную и важную  информацию  о свойстве вообще и качестве – в частности. 

Поэтому, как правило, конечным результатом квалиметрических расчетов является не абсолютный показатель Pij, а относительный – оценка Kij.

Оценка Kij представляет собой функцию двух абсолютных  показателей – измеряемого Pij и принятого за базовый Pij баз:

Kij=f(Pij;Pij баз).                                                                      (1)

Таким образом, качество какого-либо объекта необходимо оценивать, предварительно установив,  какие к нему  предъявляются требования (другими словами, с какой целью и в каких условиях будет применяться объект).

То есть, измерение отдельных  свойств или качества в целом в конечном итоге должно завершаться  вычислением  относительного показателя (оценки) качества К.

В-третьих, качество продукции (товаров, работ, услуг) оценивается с точки зрения предъявляемых к ним требований (т.е.  с точки зрения определенных потребностей).  Всю совокупность потребностей в продуктах труда подразделяют на две группы:  индивидуальные (специфичные для каждого  потребителя);  коллективные (усредненные для значительной группы потребителей). Для второй группы оценка качества относится к общественной потребительной стоимости и,  таким образом,  имеет большое теоретическое и практическое значение.

То есть, относительная оценка качества К определяется  в  квалиметрии с  точки  зрения  не индивидуальной потребности какого-либо человека, а с точки зрения общественной потребности, в роли  которой  может быть использована средняя потребность большинства членов общества.

В-четвертых, в квалиметрии свойства любого уровня – от нулевого до  (m-1)-го  –  в  конечном итоге определяются  свойствами  m-го уровня.  Следовательно, относительные оценки любого свойства Кij и качества в  целом К0 зависят  от  абсолютных  показателей простых свойств Pij.

Чтобы  вычислить  показатель  качества, нужно свести воедино показатели простых свойств Pij.  Но непосредственное сведение вместе этих показателей  невозможно, так как все они имеют разную размерность. Для того, чтобы от абсолютных показателей свойств m-го уровня Рij перейти к показателям всех остальных свойств (вплоть до нулевого уровня) необходимо перевести (трансформировать) все простые свойства из шкал с разными размерностями в единую (в частном случае – в безразмерную шкалу).

То есть, различные шкалы    измерения   абсолютных   показателей свойств качества Pij обязательно должны быть трансформированы в одну общую шкалу.

 В-пятых, на любом i-м уровне показатели свойств (как абсолютные, так и относительные) имеют неодинаковую значимость (весомость) Mij с точки зрения оценок  более  высокого  уровня, включая интегральную К0.

То есть, каждое свойство  качества продукции определяется двумя числовыми параметрами – относительной оценкой К и весомостью М.

В-шестых, все методики количественной оценки качества продукции подчиняются следующему  правилу:  весомости  Мij всех свойств, находящихся на одном (j-ом) уровне,  связаны друг с другом так, что сумма весомостей всегда остается постоянным, заранее заданным числом. То есть, увеличение весомости одного свойства может происходить лишь за  счет  уменьшения  каких-то других свойств этого же уровня.

 

Выводы

Таким образом, в результате проведенных исследований на основе использования принципов квалимитрии разработаны критерии оценки уровня цифровизации национальной экономики, характеризующие процессы социально-экономического развития в Российской Федерации в соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации», включая:

– оценку уровня развития направления Программы «нормативное регулирование», обеспечивающего процессы цифрофизации экономики, учитывающую оценки результатов: снятия ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики; формирования комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики; принятия мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных; формирования политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, отражающей гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию на этом пространстве цифровой экономики; создания методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики;

– оценку уровня развития направления Программы «кадры и образование», обеспечивающего процессы цифрофизации экономики, учитывающую оценки результатов: создания ключевых условий для подготовки кадров в интересах развития цифровой экономики; совершенствования системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; формирования рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создания системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России;

– оценку уровня развития направления Программы «исследовательские компетенции и технологические заделы», обеспечивающего процессы цифрофизации экономики, учитывающую оценки результатов: формирования институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирования технологических заделов в области цифровой экономики; формирования компетенций в области цифровой экономики;

– оценку уровня развития направления Программы «информационная инфраструктура», обеспечивающего процессы цифрофизации экономики, учитывающую оценки результатов: развития сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; развития системы российских центров обработки данных, обеспечивающих предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях, и позволяет, в том числе, экспортировать услуги по хранению и обработке данных; внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; создания эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах;

– оценку уровня развития направления Программы «информационная безопасность», обеспечивающего процессы цифрофизации экономики, учитывающую оценки результатов: обеспечения единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства; обеспечения организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики; создания условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 9 maya 2017 g. № 203 "O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017 - 2030 gody".

2. Programma "Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii”. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r.

3. Hohlov Yu.E. «Ocenka urovnya razvitiya cifrovoy ekonomiki v Rossii» Doklada na Lomonosovskih chteniyah. Moskva, 16.04.2018.

4. Indikatory cifrovoy ekonomiki: 2017: statisticheskiy sbornik. / G.I. Abdrahmanova, L.M. Gohberg, M.A. Kevesh i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VShE, 2017. - 320 s.

5. Kravchenko N.A., Kuznecova S.A., Ivanova A.I. Faktory, rezul'taty i perspektivy razvitiya cifrovoy ekonomiki na regional'nom urovne. // Mir ekonomiki i upravleniya. -2017. - Tom 17. - №4. - S. 168-178.

6. Kupriyanovskiy V.P., Sokolov I.A., Talashkin G.N., Dunaev O.N., Zazhigalkin A.V., V.V. Raspopov, D.E. Namiot, O.N. Pokusaev. Cifrovaya sovmestnaya ekonomika: tehnologii, platformy i biblioteki v promyshlennosti, stroitel'stve, transporte i logistike. // International Journal of Open Informtian Technologies. vol.5, №6, 2017, p.56-75.

7. Ershova T.V., Hohlov Yu.E. Cifrovaya ekonomika: mozhno li ee postroit' v rossii i v otdel'no vzyatom regione? // Doklad na X ezhegodnom kongresse malogo i srednego biznesa. Ekaterinburg, 5 iyunya 2018.

8. Bublik N.D., Lukina I.I., Chuvilin D.V., Shafikov T.A., Yunusova R.F. Razvitie cifrovoy ekonomiki v regionah Rossii: problemy i vozmozhnosti (na primere Respubliki Bashkortostan). // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal. - №1 (53). - 2018.

9. Leonova K.S. Neobhodimost' i vozmozhnye posledstviya cifrovizacii rossiyskoy ekonomiki. // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2017. - 12. - S. 103-105.

10. Tebekin A.V. Upravlenie kachestvom. Uchebnik / Moskva, 2017. Ser. 61 Bakalavr i magistr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

Login or Create
* Forgot password?