PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The article discusses the possibilities and prospects of using the new mechanism (infrastructure mortgage) in the financing of investment projects in the Arctic, with a view to its sustainable development.
infrastructure mortgage, sustainable development, Arctic zone of the Russian Federation, public-private partnership.
Развитие Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) в первую очередь определяется созданием и управлением ее инфраструктурой. И именно с ее полноценным расширением и совершенствованием связано устойчивое развитие АЗРФ. Это определено стратегическими документами по развитию Арктики, и в первую очередь, новой редакцией Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (далее-ГП) [1]. Под инфраструктурой мы понимаем комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур и объектов, которые обеспечивают функционирование какой-либо системы, и в данном случае, АЗРФ. Управление инфраструктурой является совокупностью механизмов, методов, технологий для создания обслуживающих структур и объектов. В состав инфраструктуры, которая необходима для АЗРФ, входят следующие компоненты: транспортная, социальная, технологическая, инженерная, производственная, инновационная инфраструктуры, а также инфраструктура обороны и безопасности [2]. Это связано с тем, согласно проекту Стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия), АЗРФ теперь относится к геостратегическим территориям [3]. И, согласно Стратегии, общими направлениями развития АЗРФ являются:
− развитие отраслей социальной сферы темпами выше среднероссийских показателей;
− стимулирование миграционного притока на территории, обладающее экономическим потенциалом и благоприятными природно-климатическими условиями для жизни, но испытывающие дефицит трудовых ресурсов;
− содействие повышению мобильности трудовых ресурсов в целях снижения напряженности на локальных рынках труда густонаселенных геостратегических территорий;
− сохранение субсидирования авиационных пассажирских перевозок;
− повышение эффективности функционирования государственных служб занятости населения, улучшение их координации на межрегиональном уровне;
− обеспечение сохранения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, стимулирование занятости и самозанятости за счет поддержки предпринимательской деятельности и традиционных промыслов;
− содействие развитию отраслей эффективной специализации с учетом международных рынков и существующей специализации приграничных территорий сопредельных стран, содействие развитию производств по глубокой переработке вывозимого сырья;
− стимулирование сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами, направленного на уменьшение неравноценного взаимодействия (экспорт из российских приграничных регионов сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью и импорт готовой продукции);
− обеспечение сокращения времени прохождения грузов и пассажиров через пограничные пункты пропуска;
− стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, в том числе участвующего в трансграничном сотрудничестве;
− расширение практики использования существующей и создания новой инфраструктуры двойного назначения.
Стратегией также определено, что в целях устойчивого экономического развития арктических территорий и обеспечения решения задач национальной безопасности в Арктической зоне необходимо комплексное социально-экономическое развитие «городов-баз» (города с численностью населения свыше 25 тыс. чел. и административные центры субъектов Российской Федерации с меньшей численностью населения), которое должно быть взаимоувязано с хозяйственным освоением на территории опорных зон развития (далее-ОЗР). Также необходимо определение и сохранение «опорных» морских портов вдоль Северного морского пути, поддерживающих его функционирование, но расположенных в небольших населенных пунктах [3].
Очевидно, что такой широкий объем развития инфраструктуры требует соответствующего объема финансирования. И согласно поручениям Президента, в Послании Федеральному собранию [4,5] и в его Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и более ранних, разрабатываются новые инструменты финансирования инвестиционных проектов, в том числе и в АЗРФ. В настоящее время идет разработка механизма «инфраструктурной ипотеки» (далее – ИИ), которая является дальнейшим развитием и совершенствованием механизма ГЧП, и уже ИИ часто называют ГЧП2.0 [6, 7]. Работа над механизмом ИИ идет практически год и близится к завершению. Сделано уже достаточно много. Утверждена дорожная карта ИИ. Внесены изменения в законодательство, связанные с синдицированием кредитов, развитием облигационного механизма обеспечения займов. ВЭБ стал «фабрикой проектного финансирования». Создается инфраструктура ИИ. В частности, с 1 января 2019 г. начнет действовать Фонд развития, входящий в состав бюджета РФ, т.е. это часть средств федерального бюджета, являющаяся источником формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Предельный объем Фонда развития устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до достижения в 2024 г. суммы до 3 500 000 000 тыс. руб. [8].
По своей сути, инфраструктурная ипотека – это усовершенствованное государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) и заключается в том, частный партнер берёт кредит, строит объект, а пользователи этого объекта постепенно кредит погашают. То есть возврат происходит за счёт регулярных платежей от владельцев инфраструктуры и бюджетов различных уровней. Применение механизма госгарантий позволяет сделать кредит дешевле. В экономике под ипотекой понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта «инфраструктурной ипотеки» частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход.
Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая «инфраструктурная ипотека» позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов.
Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Наличие государственных гарантий в проектах «инфраструктурной ипотеки» повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений. Наличие государственных гарантий позволит активно использовать в проектах «инфраструктурной ипотеки» синдицированное кредитование. Синдицированный кредит представляет собой публичную форму долгового финансирования с участием двух или более кредитных организаций (синдикат кредиторов), участвующих в данной сделке в определённых долях, в рамках одного кредитного соглашения. Очень важным, по мнению авторов, является то, что в силу использования таких инструментов секьюритизации, как облигации (проектные, концессионные, зеленые и т.д.), ИИ облегчит внедрение «зеленого финансирования» в АЗРФ [9]. В августе этого года опубликован проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [10]. Основная цель этого закона – привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемых условий ведения хозяйственной деятельности и юридической защиты капиталовложений, обеспечения эффективного использования имущества. Для ее достижения, инвесторам будут представлены различные возможности: разнообразные льготы, взаимозачеты, возмещение затрат опережающего финансирования за счет последующих налогов. А объекты инвестирования должны иметь соответствующую отраслевую привязку: экология, инфраструктура, транспорт, импортозамещение, иные отрасли в том случае, если проект способен обеспечить создание прорывной технологии или достичь максимального эффекта в соответствующей отрасли. Естественно, что многие компании, действующие в АЗРФ, будут реализовывать свои проекты, используя положения данного закона. По мнению авторов, ИИ вполне возможно использовать и в этих проектах.
Дальнейшее развитие использования механизма ГЧП (и в первую очередь ИИ) в АЗРФ, будет актуально также в таких важных для АЗРФ проектах:
1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и реализации проектов опорных зон развития и минерально-сырьевых центров в АЗРФ [11-12].
2. Обеспечение энергией производства и поселений (проекты распределенной энергетики, микрогриды) [13].
3. Создание инфраструктуры переработки коммунальных и производственных отходов (с учетом щадящего экологического режима в АЗРФ) [14].
4. Развитие инфраструктуры арктического туризма, с использованием возможностей ООПТ (особо охраняемых природных территорий) АЗРФ [15].
5. Снижение продовольственной зависимости от завоза (развитие сельскохозяйственного производства на территории АЗРФ).
6. Цифровизация регионов и территорий. Создание умных городов.
Таким образом, использование нового инструмента инвестирования, как инфраструктурная ипотека, сделает возможным финансирование многих инвестиционных проектов в АЗРФ, и сделает реальным ее устойчивое развитие.
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 N 366 (red. ot 31.08.2017) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii"[Elektronnyy resurs] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/
2. Cyganova A.A. Infrastruktura Arkticheskoy zony RF [Elektronnyy resurs] // http://eee-region.ru.
3. Proekt Strategii Prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs] //http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/
4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 // [Elektronnyy resurs] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (data obrascheniya 10.03.2018)
5. Vorotnikov A.M. O prioritetnyh napravleniyah razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii v Poslanii Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 2018 g.: byudzhetno-pravovoy i yuridiko-organizacionnyy aspekty // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2018. - T. 3. - №. 1. - S. 27-39. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20648/view (data obrascheniya: 02.09.2018).
6. Vorotnikov A.M. Infrastrukturnaya ipoteka - novyy mehanizm finansirovaniya//Regional'naya energetika i energosberezhenie. - 2017. - №4. - S. 61-63.
7. Vorotnikov A.M. Vozmozhnosti mehanizma «infrastrukturnoy ipoteki» v finansirovanii proektov gorodskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 3. - №. 11. - S. 46-54. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18773/view (data obrascheniya: 30.04.2018).
8. Federal'nyy zakon ot 19 iyulya 2018 g. № 222-FZ “O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii i stat'yu 4 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozheniy zakonodatel'nyh aktov Rossiyskoy Federacii" [Elektronnyy resurs] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71892672/#ixzz5PpiLXrSp.
9. Vorotnikov A.M. Perspektivy «zelenogo» finansirovaniya v realizacii infrastrukturnyh proektov v Arktike // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . -2018. - T. 4. - №. 6. - S. 87-96. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22111/view (data obrascheniya: 02.09.2018).
10. Pravitel'stvo vernulos' k idee podderzhat' chastnyy biznes [Elektronnyy resurs] //https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/08/29/779408-pravitelstvo-podderzhat-chastnii-biznes
11. Balobanov A.E., Vorotnikov A.M., Mayorov S.V. "Rol' transportno-logisticheskoy infrastruktury v realizacii proektov opornyh zon razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii " Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy 4 2 (2018): 17-27. url: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (data obrascheniya: 09.03.2018).
12. Vorotnikov A.M. Aktual'nost' realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na territorii Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 2. - №. 3. - S. 65-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18523/view (data obrascheniya: 02.09.2018).
13. Vorotnikov A.M. Finansirovanie proektov sozdaniya i razvitiya lokal'noy energetiki// Regional'naya energetika i energosberezhenie. - №3. - 2017. - S. 46-49.
14. Strategiya razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda". [Elektronnyy resurs] //http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf
15. Vorotnikov A.M. Turizm-aktual'nyy trend razvitiya arkticheskih regionov// Regional'naya energetika i energosberezhenie. - 2018. - №1. - s. 44-46.