Russian Federation
This review is presented in the textbook "Information technologies for civil servants" by the authors S.G. Kamolov, P.V. Artemova. Information technologies are considered as an important evolutionary aspect, designed to improve the efficiency of public administration in general. The experience of the development of digitalization in Russia, as well as in a number of foreign countries was demonstrated.
IT, e-government, smart-government, management, public administration.
Роль информационных и телекоммуникационных технологий в государственном управлении в настоящее время нельзя недооценивать. Традиционная бюрократическая модель эволюционирует, превращаясь поэтапно в новую модель, механизмы управления которой становятся более гибкими и ориентированными, прежде всего, на удовлетворение потребностей общества. Меняется парадигма и концепция государства. Безусловно, государство не теряет своих главным функций, таких как монополия на насилие, эмиссия денег, взимание налогов и т.д. Но меняется сам смысл существования государства. Государство меняется и приобретает сервисные свойства. Необходимость более гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе, толкает маховик эволюции государственной машины. Вместе с тем меняется и механизм управления, который все больше и больше уходит в область электронных технологий.
Эволюция модели в целом детерминируется развитием (изменением) ее информационно-технологической доминанты. Меняются задачи и методы их реализации. Костная бюрократическая модель управления сменяется пластичным электронным правительством, что знаменует переход к более гибкой и рыночно ориентированной модели государственного менеджмента. В дальнейшем, формируется открытое правительство с переходом в «платформу». Фактически, переход модели государственного управления в «платформу», являет собой поворотную точку и качественное изменение всего государства. Оно становится посредником, мега-регулятором между обществом и бизнесом. По сути, государство должно являться глобальной платформой между потребителями и исполнителями услуг. Футуристические модели следующих ступеней эволюции представляют собой умное правительство – синтез искусственного интеллекта (нейронная сеть) и человека.
Новая эра информатизации и телекоммуникации требует от государственного служащего владеть знаниями в сфере концептуальных и стратегических документов, нормативно-правовых актов, регулирующих данные технологии. Необходимы знания по эксплуатации информационных систем, а также понимание международных информационных управленческих моделей. Скорость принятия управленческих решений в режиме реального времени возрастает в геометрической прогрессии, а умение работать с большими базами данных становится необходимостью уже сегодня.
Авторы учебного пособия поставили перед собой амбициозные цели – обогатить современных (и будущих) государственных служащих знаниями о новой эпохе информационных технологий, где работа с обширными базами данных и глобальными поисковыми системами будет рядовым процессом в принятии государственных управленческих решений. Авторы пособия демонстрируют лучшие мировые практики в сфере информационных технологий. Освещают основные проблемы, связанные с данной сферой и очерчивают круг типичных «ошибок» в работе служащих в процессе закупок информационных систем и комплексов.
Авторам удалось развить логическую нить эволюции информационных систем в свете эволюции государственного управления. Они подробно описали особенности и свойства «умного» государства, инноваций, киберугроз, защиты данных в свете развития информационных технологий.
Учебное пособие состоит из теоретической и практической части, шести глав с вопросами для семинаров, заключения, списка используемых источников и трех приложений, включающих в себя правила подготовки планов информатизации государственных органов, стратегию развития информационной отрасли Российской Федерации, основные индикаторы развития информационной отрасли и данные о результатах и планах модернизации государственного управления в рамках стратегии 2020.
В первой главе авторы осветили основные вехи развития информационно-телекоммуникационных технологий на примере отечественного и зарубежного опыта. Авторы показали основные направления развития и возможные препятствия в их развитии, а также детально остановились на таком понятии, как «цифровая экономика». В заключение главы авторы сфокусировали внимание читателей на приоритетных задачах по внедрению информационных технологий.
Во второй главе авторы рассматривают нормативно-правовые документы общего и стратегического характера, регулирующие область информационных технологий, применяемых в сфере государственного управления. Авторы детально рассматривают доктринальные, стратегические программы, государственные программы, стандарты, основные законы и подзаконные акты. Подробно останавливаются на определении ключевых понятий и терминов, функций и уровней регулирования каждого вида документа.
В третьей главе, второй части учебного пособия, авторы рассматривают научно-практические вопросы государственного управления через призму информационных технологий. Освещена проблема повышения эффективности управления по средствам высоких технологий по вопросам импортoзамещения, отраслевого и межотраслевого развития, межведомственного взаимодействия, защиты данных и контролю. Авторы приводят опыт международных организаций, а также освещают такое понятие, как «инновационный лифт».
В четвертой главе пособия авторы остановились на практических задачах по созданию и реализации технологии. Произведен статистический обзор внедрения технологий в зарубежных странах. Подробно описаны государственные закупки в сфере информационных технологий, показана их специфика и типология.
В пятой главе показаны IT-компетенции государственных служащих. Авторы осветили роль технологии в развитие сектора бизнеса и государства. Особенно важным представляется описание системы блокчейна и ее использования в секторе государственных услуг.
В шестой главе авторы продемонстрировали эволюцию электронного правительства, ее модели, а также связанные с этим риски.
В заключение учебного пособия, была затронута тема разграничения понятий «управление» как «руководство» и «ведение дел». Понимание и разграничение этих понятий необходимо для целостного восприятия иерархии управления и постановки задач.
Данное учебное пособие, адресованное прежде всего для действующих и будущих государственных служащих, являет собой яркий пример издания, способного показать читателям проблему имплементации информационных технологий с разных сторон и точек зрения. Проведённый детальный анализ проблемы позволил авторам сделать данное пособие актуальным и своевременным. Рецензируемое учебное пособие может использоваться студентами профильных факультетов, а также специалистов в области государственного управления.
1. Akcionernye obschestva kak sub'ekty administrativnogo prava: monografiya / M.V. Kostennikov, A.V. Kurakin, A.V. Pavlyuk. - M.: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2013.
2. Genkin A.S., Miheev A.A. Blokcheyn v internete veschey // Strahovoe delo. -2017. - № 10 (295). - S. 3-11.
3. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sovremennoy Rossii: Monografiya / otv. red. S.G. Kamolov - M.: Fond podderzhki mezhdunarodnyh programm. 2017. - 520 s.
4. Institucional'no-pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: uchebnoe posobie / otv. red. A.A. Miheev. - M.: INFRA-M, 2018.
5. Kamolov S.G., Pavlyuk A.V. Problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya vzaimodeystviya Federal'noy sluzhby sudebnyh pristavov i kreditnyh organizaciy // Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. - 2017. - № 5. - S. 174-177.
6. Kamolov S.G., Artemova P.V. Informacionnye tehnologii dlya gosudarstvennyh sluzhaschih. Moskva, 2017.
7. Kamolov S.G. Nastol'nyy slovar' municipal'nogo finansista. Anglo-russkiy terminologicheskiy slovar'-spravochnik po rynku municipal'nyh obligaciy / S. G. Kamolov. Moskva, 2008.
8. Kamolov S.G. Gosudarstvennoe upravlenie v cifrovuyu epohu // V sbornike: 25 let vneshney politike Rossii Sbornik materialov H Konventa RAMI: V 5 tomah. 2017. S. 449-460.
9. Metkin N.P., Miheev A.A. Industrial'nyy klaster kak instrument strategicheskogo upravleniya otrasl'yu // Pravo i upravlenie. XXI vek. - 2014. - № 1 (30). - S. 34-40.
10. Miheev A.A. Razvitie klasterov v regional'nyh ekonomicheskih sistemah: preimuschestva, problemy, puti podderzhki // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2010. - № 3. - S. 355.
11. Miheev A.A., Shutikova E.A. Social'nye problemy urbanizacii i siti-menedzhment na etape postmoderna // Pravo i upravlenie. XXI vek. - 2015. - № 2 (35). - S. 73-78.
12. Nastol'nyy slovar' po korporativnomu pravu / otv. red. S.V. Krasnova. - Moskva: ID "Mezhdunarodnye otnosheniya", 2018.
13. Pavlyuk A.V., Voynov V.P. Administrativno-pravovoe regulirovanie podhodov k razmescheniyu gosudarstvennyh sredstv v kreditnyh organizaciyah // Zakon i pravo. - 2017. - № 9. - S. 131-135.
14. Pavlyuk A.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie ekonomiki Rossiyskoy Federacii v usloviyah ekonomicheskih sankciy // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. - 2017. - № 5. - S. 178-182.
15. Pavlyuk A.V. K voprosu o ponyatii akcionernogo obschestva v rossiyskom prave // Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2015. - № 1. - S. 8-17.
16. Pavlyuk A.V., Kabakova S.S. Administrativno-pravovoe regulirovanie vneshnih trudovyh migracionnyh potokov v Rossiyskoy Federacii // Social'no-politicheskie nauki. -2017. - № 5. - S. 135-143.
17. Pahomova N.M., Kamolov S.G., Pavlyuk A.V. Osobennosti gorodov federal'nogo znacheniya: probely zakonodatel'stva // Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. -2018. - № 4. - S. 93-96.
18. Faktor A.M., Kamolov S.G., Nikandrova A.A. Chelovecheskie cennosti v cifrovuyu epohu // Modelirovanie, optimizaciya i informacionnye tehnologii. - 2018. - T. 6. - № 2 (21). - S. 86-103.