Konakovo, Tver, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article examines the changes taking place in the organization of the educational process in the school using technology of development of critical thinking by teachers in education process.
technology for development of critical thinking, monitoring; educational process.
Проблема. В настоящее время использование современных образовательных технологий в учебном процессе за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При этом целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой обучения [7]. В связи с этим целью нашей работы является теоретическое обоснование и практическая реализация моделей использования современных педагогических технологий в рамках образовательного процесса для повышения качества образования обучающихся [8]. Методы исследования. В течение 2 лет проводилась апробация технологии развития критического мышления педагогами школы в образовательном процессе. Для оценки изменений образовательного процесса проводился мониторинг по трем основным направлениям:
1) анкетирование участников образовательного процесса;
2) анализ используемых педагогами приемов, методов, технологий и способов обучения (по классификации Г.К. Селевко);
3) мониторинг качества образования и интеллектуального развития обучающихся.
Рассмотрим более подробно результаты мониторинга [1; 2].
Анкетирование обучающихся позволило:
• определить учебные предметы, которые вызывают наибольший интерес у обучающихся;
• определить отношение учащихся к педагогам, к организации образовательного процесса;
• выявить учебные предметы на которых «заставляют думать», «легко даются», «узнаю много нового» и т.д.
Данные анкетирования обобщались по каждому ученику, каждому классу и каждому предмету. Результаты исследования. Результаты мониторинга используемых педагогами приемов, методов, технологий и способов обучения представлены на рис. 1–3). Анализ результатов показал:
1) среди форм организации учебной деятельности обучающихся на уроке лидируют фронтальная и ндивидуальная. Однако в 2018 г. все педагоги школы стали использовать все формы деятельности обучающихся при организации учебного процесса;
2) объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения чаще других используются на уроках педагогами. В 2018 г. значительно расширяется вариация методов, используемых на уроках, и увеличивается доля педагогов, использующих технологию развития критического мышления в образовательном процессе; 3) среди приемов технологии развития критического мышления чаще других используется прием чтения с остановками, кластеры, загадка, двухчастный дневник и дерево предсказаний. На основании вышеперечисленных результатов можно сделать вывод о преобладании в 2017 г. в образовательном процессе школы традиционных методов и приемов обучения и увеличение доли педагогов, использующих приемы технологии развития критического мышления в 2018 г. Мониторинг качества образования и интеллектуального развития обучающихся предполагает изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся и расчет среднего балла обучения для каждого ученика, класса и каждого предмета. При этом проводится анализ и диагностика качества обучения для каждого учащегося при помощи тестирования и отслеживания динамики успеваемости (табл. 1, рис. 4).
1. Alekseeva L.N. Innovatsionnye tekhnologii kak resurs eksperimenta / L.N. Alekseeva // Uchitel'. 2004. № 3.
2. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funktsii otsenki ucheniya shkol'nikov. M.: Prosveshchenie, 1984.
3. Voynilenko N.V. Sovershenstvovanie kontrol'no-otsenochnykh protsessov kak faktor upravleniya kachestvom obshchego obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 4. 2010.
4. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe myshlenie. Tekhnologiya razvitiya. SPb.: Del'ta, 2003.
5. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. M.: Prosveshchenie, 2010.
6. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya. SPb.: KARO, 2008.
7. Sangadzhieva Z.I. O soderzhanii ponyatiya «Innovatsionnaya deyatel'nost'» v obrazovatel'nom protsesse // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2013. № 1. S. 123-127.
8. Psychological and pedagogical technologies of actualizing practical orientation of educational environment in a university / Abdulaeva R.M., Bikbulatova V.P., Rabadanova R.S., Yulina G.N., Gereeva M.Sh. // E-SdPTCONICIT - Espacios (ISSN07981015-Venezuela-Scopus), 2 education (09), 419554 Vol. 38 (№ 40) Ano 2017. Pag. 1. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384001.html (data obrashcheniya 23.09.2018).
9. Professionalization of an individual involved in the educational process in a higher education institution / Bikbulatova V.P., Orlova I.K., Rabadanova R.S., Shishov S.E., Yulina G.N. // (e-ISSN: 1306-3065-Turkey-Scopus) International Journal of Environmental and Science Education - IJESE - Volume 11 Issue 15 (2016). URL: http://www.ijese.net/makale/1107 (data obrashcheniya 20.09.2018).