Krasnoyarsk, Russian Federation
Krasnoyarsk, Russian Federation
The advantages of binary classes are considered. The planning stages are described. The analysis of the completed binary class is made. Organizational difficulties of completed binary class are revealed
binary class, non-traditional form of conducting a class, methods of conducting
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология – это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.
При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения [1]. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные занятия, основанные на междисциплинарных связях, так как предполагается использование «сплава» из различных педагогических технологий.
Бинарное занятие – особый тип занятия, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.) [2]. Такое занятие проводят два преподавателя. При подготовке занятия педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.
Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике [3], чем способствую формированию у студентов соответствующих компетенций.
Бинарные занятия интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения; кроме того, и у студентов, и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единство требований к студентам в процессе их учебной деятельности.
Часто технология бинарного обучения используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных дисциплин, два преподавателя одной дисциплины, преподаватель и мастер производственного обучения.
Чтение бинарной лекции может проходить и по следующему сценарию: первый преподаватель высказывает свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает и по окончании выступления задает вопросы, дополняет, возражает (вопросы могут задавать и сами студенты). Затем они меняются ролями.
Эту же технологию можно использовать и для проведения практических работ, семинара, беседы и т.п.
Этапами подготовки бинарного занятия являются [4]:
- выбор темы занятия, анализ фактического материала, который может служить его темой;
- формулирование целей занятия;
- отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей занятия, понятий, смыслов;
- поиск наиболее рациональной формы занятия;
- совместное, тщательное планирование;
- написание совместного конспекта занятия;
- продумывание рисков и ограничений.
Авторами было проведено бинарное занятие по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Выполнение работ по профессии токарь» для студентов 2 курса специальности «Технология машиностроения» Аэрокосмического колледжа.
В ходе выбора темы занятия было выявлено, что содержание тем «Комплексные системы стандартов» первой дисциплины и «Гигиена труда и производственная санитария» второй дисциплины пересекаются, т.к. вопросы гигиены труда и производственной санитарии отражаются в Системе стандартов безопасности труда. В итоге была сформулирована общая тема «Отражение вопросов гигиены труда и производственной санитарии в системе стандартов».
Целью бинарного занятия стало формирование знаний о способах поиска информации по вопросам гигиены труда и производственной санитарии в нормативных документах.
В качестве формы занятия была выбрана лекция-презентация. Рассказывая о системах стандартов, первый преподаватель подробно остановился на Системе стандартов безопасности труда, пояснив, какие вопросы охраны труда отражены в стандартах ГОСТ и ГОСТ Р. Далее второй преподаватель рассказал о негативных факторах производства в целом и при обработке на токарных станках.
Подготовка и проведение данного бинарного занятия показали, что, несмотря на его явные достоинства, существуют объективные препятствия для его частого использования в педагогической практике.
Во-первых, нетрадиционные формы работы в процессе обучения не должны использоваться часто, чтобы не вызывать у студента ложного, неверного представления об обучении как процессе постоянного удивления и праздника. Процесс обучения – это целенаправленная и трудоёмкая учебная деятельность, выполняющая определенные задачи и функции, при этом контролируемая на выходе [5].
Во-вторых, подготовка бинарного занятия занимает большое количество времени как у преподавателей, так и у студентов. Поэтому надо учитывать занятость преподавателей и возможность проконтролировать самостоятельную работу студентов задолго до проведения занятия.
В-третьих, сложно соотнести программы разных дисциплин и совместить расписание учебных занятий таким образом, чтобы нужная тема в задействованных в занятии группах совпадала по дате.
В-четвертых, существует проблема недостаточной разработанности технологии проведения бинарного занятия.
1. Borisova S.N. Binarnyy urok. Chto takoe? [Elektronnyy resurs]. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/binarnyy-urok-chto-takoe.html (data obrascheniya: 26.08.2018)
2. Pedagogicheskiy terminologicheskiy slovar' [Elektronnyy resurs]. - URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/l (data obrascheniya: 22.08.2018)
3. Rudenko S.I. Integrirovannye i binarnye uroki [Elektronnyy resurs]. - URL: https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki.html (data obrascheniya: 22.08.2018)
4. Shagaeva A. Tehnologiya binarnogo uchebnogo zanyatiya [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.myshared.ru/slide/737023/ (data obrascheniya: 26.08.2018)
5. D'yachenko N.V. Integrirovannoe zanyatie kak sposob aktivizacii poznavatel'noy deyatel'nosti v vuze // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». - 2016. - № 2 (fevral'). - S. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16023.htm (data obrascheniya: 26.08.2018).