ORGANIZATION AND CONDUCTION OF BINARY CLASS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The advantages of binary classes are considered. The planning stages are described. The analysis of the completed binary class is made. Organizational difficulties of completed binary class are revealed

Keywords:
binary class, non-traditional form of conducting a class, methods of conducting
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология – это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения [1]. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные занятия, основанные на междисциплинарных связях, так как предполагается использование «сплава» из различных педагогических технологий.

Бинарное занятие – особый тип занятия, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.) [2]. Такое занятие проводят два преподавателя. При подготовке занятия педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.

Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике [3], чем способствую формированию у студентов соответствующих компетенций.

Бинарные занятия интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения; кроме того, и у студентов, и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единство требований к студентам в процессе их учебной деятельности.

Часто технология бинарного обучения используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных дисциплин, два преподавателя одной дисциплины, преподаватель и мастер производственного обучения.

Чтение бинарной лекции может проходить и по следующему сценарию: первый преподаватель высказывает свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает и по окончании выступления задает вопросы, дополняет, возражает (вопросы могут задавать и сами студенты). Затем они меняются ролями.

Эту же технологию можно использовать и для проведения практических работ, семинара, беседы и т.п.

Этапами подготовки бинарного занятия являются [4]:

  •  выбор темы занятия, анализ фактического материала, который может служить его темой;
  •  формулирование целей занятия;
  •  отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей занятия, понятий, смыслов;
  •  поиск наиболее рациональной формы занятия;
  •  совместное, тщательное планирование;
  •  написание совместного конспекта занятия;
  •  продумывание рисков и ограничений.

Авторами было проведено бинарное занятие по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Выполнение работ по профессии токарь» для студентов 2 курса специальности «Технология машиностроения» Аэрокосмического колледжа.

В ходе выбора темы занятия было выявлено, что содержание тем «Комплексные системы стандартов» первой дисциплины и «Гигиена труда и производственная санитария» второй дисциплины пересекаются, т.к. вопросы гигиены труда и производственной санитарии отражаются в Системе стандартов безопасности труда. В итоге была сформулирована общая тема «Отражение вопросов гигиены труда и производственной санитарии в системе стандартов».

Целью бинарного занятия стало формирование знаний о способах поиска информации по вопросам гигиены труда и производственной санитарии в нормативных документах.

В качестве формы занятия была выбрана лекция-презентация. Рассказывая о системах стандартов, первый преподаватель подробно остановился на Системе стандартов безопасности труда, пояснив, какие вопросы охраны труда отражены в стандартах ГОСТ и ГОСТ Р. Далее второй преподаватель рассказал о негативных факторах производства в целом и при обработке на токарных станках.

Подготовка и проведение данного бинарного занятия показали, что, несмотря на его явные достоинства, существуют объективные препятствия для его частого использования в педагогической практике.

Во-первых, нетрадиционные формы работы в процессе обучения не должны использоваться часто, чтобы не вызывать у студента ложного, неверного представления об обучении как процессе постоянного удивления и праздника. Процесс обучения – это целенаправленная и трудоёмкая учебная деятельность, выполняющая определенные задачи и функции, при этом контролируемая на выходе [5].

Во-вторых, подготовка бинарного занятия занимает большое количество времени как у преподавателей, так и у студентов. Поэтому надо учитывать занятость преподавателей и возможность проконтролировать самостоятельную работу студентов задолго до проведения занятия.

В-третьих, сложно соотнести программы разных дисциплин и совместить расписание учебных занятий таким образом, чтобы нужная тема в задействованных в занятии группах совпадала по дате.

В-четвертых, существует проблема недостаточной разработанности технологии проведения бинарного занятия.

References

1. Borisova S.N. Binarnyy urok. Chto takoe? [Elektronnyy resurs]. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/binarnyy-urok-chto-takoe.html (data obrascheniya: 26.08.2018)

2. Pedagogicheskiy terminologicheskiy slovar' [Elektronnyy resurs]. - URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/l (data obrascheniya: 22.08.2018)

3. Rudenko S.I. Integrirovannye i binarnye uroki [Elektronnyy resurs]. - URL: https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki.html (data obrascheniya: 22.08.2018)

4. Shagaeva A. Tehnologiya binarnogo uchebnogo zanyatiya [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.myshared.ru/slide/737023/ (data obrascheniya: 26.08.2018)

5. D'yachenko N.V. Integrirovannoe zanyatie kak sposob aktivizacii poznavatel'noy deyatel'nosti v vuze // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». - 2016. - № 2 (fevral'). - S. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16023.htm (data obrascheniya: 26.08.2018).

Login or Create
* Forgot password?