Saransk, Russian Federation
V stat'e rassmatrivayutsya osobennosti podgotovki i provedeniya meropriyatiy na temu pravoslavnyh prazdnikov v organizaciyah dopolnitel'nogo obrazovaniya, raskryvaetsya pedagogicheskiy potencial duhovnoy muzyki
duhovnost', nravstvennost', pravoslavnye prazdniki, duhovnaya muzyka, dopolnitel'noe obrazovanie
В настоящее время духовность и нравственность стали вновь рассматриваться в рамках воспитания подрастающего поколения. Духовность возвращается в образование, и это нашло отражение в одном из главных нормативных документов – в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье 2 Федерального Закона (в пунктах 1, 2) сказано, что наряду с интеллектуальным, творческим и физическим развитием также необходимо уделять внимание и духовно-нравственному развитию. В мае 2015 года была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), в которой одним из главных приоритетов государственной политики в области воспитания является такое направление, как формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития. Среди основных направлений развития воспитания выделено духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей [3, с. 4]. Все это свидетельствует о том, что работа по формированию духовно-нравственных качеств является актуальной и значимой, соответствует государственному заказу в сфере образования.
Музыка – прекрасный воспитатель. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти и стать личными для каждого ребенка. Самое непосредственное воздействие оказывает музыка на развитие собственно духовно-нравственной сферы человека. Не только эстетические, но и нравственные чувства – любовь к людям, совесть, – и духовные – благоговение перед святыней, – развиваются с помощью музыкальной культуры. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, музыка способна впечатлить, сделать более явным и глубоким осмысление нравственной стороны литературного произведения. Музыке бывает под силу пробудить в душе ребенка чувство стыда и желание исправиться, стремление совершить доброе дело, пожалеть, приласкать, помочь тому, кто нуждается в помощи. Музыка старается с самого раннего возраста научить быть внимательным к окружающему миру и людям, занимать активную и действенную жизненную позицию, ориентированную на служение, а не на потребление.
Д.И. Шостакович писал о том, что любовь и уважение к великому искусству музыки делает человека духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке человек обретает новые силы, получает возможность увидеть жизнь в новых тонах и красках [6, с. 58]. Поистине, высокая музыка очищает мысли и чувства от всего мелкого и случайного, возвышает, укрепляет достоинство человека.
Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Обращаясь на уроках к духовной музыке, сюжетам из Библии, церковным праздникам, учитель стремится вызвать эмоциональный отклик у учащихся, заинтересованность, открытость, искренний интерес, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, возможность в общении поделиться появившимся духовным опытом – всё это представляет систему духовной поддержки и воспитания. В процессе пения духовной музыки ученик не просто созидает её, а становится её сотворцом [3, с. 24].
В чем же заключаются главные качества духовной музыки? В ее мудром бесстрастии, величественной простоте и спокойствии. В ней отражены глубокие, философские мысли о человеческой жизни и смерти, о жизни земной и вечной, она несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о добре и прощении, чувство красоты и гармонии, внутренний покой и сосредоточенность, дисциплину мыслей и чувств. Православная духовная музыка формирует эстетические чувства, вкусы, идеалы, взгляды, способность воспринимать и оценивать мир в гармонии. Иначе говоря, изучение православной духовной музыки на занятиях в учреждениях дополнительного образования помогает гармонично развивать личность ребенка и воспитывать духовно-нравственные начала в человеке, помогает соприкоснуться с вечными духовно-нравственными истинами, раскрыть для себя высшую гармонию мироздания и просто стать достойными, не просто образованными, но и духовно развитыми людьми [4, с. 14].
Целью православных праздников, организуемых в светском образовательном учреждении, является приобщение учащихся к исконным традициям отечественной и православной культуры, углублению и расширению их знаний о самом празднике, его значении и традициях празднования. Подобный опыт имеют немало педагогов из различных учебных заведений дополнительного образования по всей стране, например, И. Болдышева, современный православный композитор, дирижер и регент детско-юношеского хора «Иоанн Дамаскин» воскресной школы при соборе Владимирской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге; М. Малевич, православный композитор, автор детских православных нотных сборников «Свеча Рождества» и «На Светлой седмице», являющийся также преподавателем одной из музыкальных школ г. Санкт-Петербурга; Ю. Березова, православный композитор, певица, дирижер, преподаватель одной из музыкальных школ г. Екатеринбурга, регент детско-юношеского хора воскресной школы при храме Рождества Христова г. Екатеринбург и другие [2, с. 60].
Такие мероприятия направлены на решение следующих задач:
- формирование духовно-нравственных качеств и патриотизма;
- воспитание у детей любви к родной земле, уважения к духовным традициям своего народа;
- развитие познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.
- развитие и совершенствование исполнительских умений и навыков детей.
При организации праздников, особенно на первых порах, как правило, возникает множество вопросов не только организационных, но и по содержанию, например: что взять за основу сценария, какой репертуар подобрать, как оформить зал, кого пригласить на праздник и еще много-много других [6, с. 25]. Ответы на эти вопросы не всегда можно найти, несмотря на то, что и литературы, и различных источников в сети Интернет немало. Особенно осторожными надо быть при использовании материалов из Интернета: очень часто там Православие переплетается с язычеством.
Принцип и алгоритм разработки сценариев православных праздников принципиально не отличается от сценариев любых праздников: в их содержание включается чтение стихов и исполнение песен, танцевальные номера и игры, разыгрывание сценок. Особенностью содержания православных праздников в светском образовательном учреждении является то, что лишь часть репертуара носит православную тематику, остальной же репертуар отражает календарную тематику: особенности того времени года, когда проходит праздник. При подборе литературного и музыкального репертуара необходимо учитывать возрастные особенности детей, их возможности, поэтому часто музыкальным руководителям приходится транспонировать нотное приложение, приближая их к возможностям своих учеников [7, с. 74]. Но возникает и другая проблема: педагогам хочется заронить в эти юные умы и сердца крохи понимания истинной красоты и эстетичности православной культуры. Говорят, что великие мастера, обучая своих учеников, немалый отрезок времени показывали им только шедевры и великие произведения искусства, рассказывали о них, предлагали размышлять. Спустя какое-то время наставники предлагали их вниманию весьма посредственные работы, на что ученики реагировали однозначно – им не нравилось, что у них подсознательно уже сформировался идеал этого предмета: картины ли, скульптуры ли, музыки [1, с. 48]. Так и нам хочется заложить в сознание детей основы понимания той красоты, что несет в себе подлинная православная культура: миролюбивая, высоко эстетичная, не переполненная эмоциями, а обращенная вглубь душевного мира и ввысь, к горнему.
Хочется поделиться своим небольшим опытом в этом направлении. Занимаясь подготовкой к проведению мероприятия в МБУ ДО «Детская школа искусств» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на тему православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, заручившись согласием родителей, стали опрашивать детей: кто хочет принять участие в православном празднике? Принципиально не навязывали, а именно искали желающих, предупредив, что мероприятие будет не развлекательным, а серьезным по тематике. Желающие нашлись в возрасте от 9 и до 15 лет. В первую очередь нас интересовали стихи. Поступили таким образом: раздав детям стихотворения и дав время на знакомство с текстом, попросили прочитать с таким выражением, как они это понимают. Кто-то прочитал просто, а одна девочка прочла с изумительно осознанным выражением, совсем без советов, что и как выделить. Очень ответственно дети подошли и к просьбе одеться красиво, но скромно: длинные платья, закрытые плечи и руки. Вообще, дети порадовали серьезным, ответственным и достаточно сознательным (особенно дети 12-15 лет) отношением к православной тематике: постарались в характере исполнить православные церковные песнопения («Богородице Дево, радуйся» греческого распева, «Мати Божия» П. Чеснокова), духовную музыку внебогослужебную: «Голубою ризою одета» И. Лепешинского, «Дева-Богородица» И. Болдышевой, инструментальные произведения – «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Молитва дитяти» М. Бернарда и другие.
По итогам мероприятия становится очевидным, что православная духовно-нравственная тематика, выраженная в доступной для детей форме песен и стихов, в дозированном количестве способна находить живой отклик в детских умах и сердцах, а потому педагогам не следует опасаться неприятия со стороны детей и останавливаться, но следует развивать это направление, привлекая периодически детей к живому и сознательному участию в мероприятиях на тему православных праздников.
1. Borodina E. N. Vospitatel'nyy potencial pravoslavnoy pedagogiki / E.N. Borodina. - Chita: Molodoy uchenyy, 2011. - S. 126.
2. Kiseleva O.F. Tradicii pravoslavnogo vospitaniya / O.F. Kiseleva. - M.: Sretenskiy monastyr', 2014. - S. 130.
3. Krivosheev V.F. Upravlenie modernizaciey obrazovaniya v Rossiyskoy Federacii: tendencii, perspektivy / V.F. Krivosheev. - M.: Akademiya, 2016. - S. 82.
4. Nichiporov B. Principy hristianskoy pedagogiki i nravstvennoe vospitanie russkih detey / B. Nichiporov - M.: Agraf, 1999. - S. 85.
5. Pestov N.E. Vospitanie detey po ucheniyu svyatyh otcov Cerkvi / N.E. Pestov. - M.: Sretenskiy monastyr', 1997. - S. 140.
6. Petrakova T.I. Cennostnyy potencial bazovogo obrazovaniya v duhovno-nravstvennom vospitanii uchaschihsya / T.I. Petrakova. - M.: Akademiya, 2000. - S. 180.
7. Surova L.V. Metodika pravoslavnoy pedagogiki, ch. 1: Pedagogika. Shkola. Chelovek / L.V. Surova. - Klin, 2000 - S. 210.