PROBLEMS OF EFFICIENCY OF STRATEGY OF ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS OF MODERN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relationship between the profitability of assets and the growth of production of enterprises and organizations in Russia in short-term periods is estimated. The estimates obtained indicate that, on the eve and during the economic crisis of 2014–2015, the management of most enterprises and organizations lost control over the performance of the organization, which was necessary in a market environment. Estimates of the economic value added provided by Russian enterprises and organizations in 2010–2015 show the inefficiency of their economic activity since 2013. The negative value of economic value added indicates a reduction in investment in enterprises and the organization of capital. The management of the majority of Russian enterprises and organizations has not yet mastered the approaches and methods of forming an effective strategy in changing conditions. Enterprises and organizations need constant monitoring of the environment, internal and external, and analysis of opportunities for improving efficiency. Even more important is the selection of managerial staff on the abilities of a creative approach to making management decisions based on experience and situation analysis.

Keywords:
profitability, growth, economic value added, crisis, environment, management, strategy.
Text

Экономический кризис 2014–2015 гг. позволил выявить проблемы эффективности стратегий российских предприятий и организаций. Но прежде чем обратиться к рассмотрению этих проблем, необходимо определиться с современным пониманием стратегии организации, стратегического менеджмента и подходов к оценке их эффективности. Эволюция научных школ, разрабатывавших проблемы стратегического менеджмента, породила множество определений этой области деятельности. При переходе к формированию постиндустриальных экономических систем сущность задачи стратегического менеджмента стала быстро меняться. Например, Томпсон и Стрикленд в 1987 г. давали следующее определение: «Стратегический менеджмент — это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий» [1]. Но стратегия представляет собой средство, обеспечивающее связь между организацией и ее средой. Эта связь должна дать организации стратегическое соответствие действий ее среде. Чтобы стратегия стала успешной, она должна соответствовать особенностям внешней среды и особенностям внутренней среды организации. Особенности организации – это цели и ценности, ресурсы и способности, организационная структура, используемые системы [2, 3]. Аналитический подход к стратегическому менеджменту требует, чтобы топ-менеджеры объективно оценили предприятие и окружающую среду. Они должны сформулировать стратегию, максимально повышающую шансы на успех, а затем применить ее. В крупных организациях этот последовательный аналитический подход к стратегии, как правило, осуществляется посредством формальной системы стратегического планирования.

Однако доказательств того, что стратегическое планирование обеспечивает успех дела, нет. То, каким образом организации создают стратегию, стало областью ожесточенных споров. Эти споры сделали очевидным то, что главная проблема в том, что понимать под процессом создания стратегии. На практике в создании и реализации стратегии сочетаются планирование и случайность на всех уровнях организации. Важность случайности по сравнению с планированием постоянно растет по мере того, как окружающая среда становится все более изменчивой и непредсказуемой.
Организации, существующие в относительно стабильной окружающей среде, для которой в период индустриального развития были характерны длительные периоды стабильности, могут детально планировать свои стратегии.

References

1. Thmpson T.J., Stricland A.J. Strategic Management: Concept and Cases. 4th ed. Plano Business Publication, 1987.

2. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Boston: Harvard Business School Press, 1994.

3. Grant Robert M. Contemporary Strategy Analysis. Blackwell Publishing, 2014.

4. Hau Donald A., Morris Derek J. Industrial Economics and Organization. 2 nd ed. Oxford University Press, 1991.

Login or Create
* Forgot password?