from 01.01.2011 until now
Rostov on Don, Russian Federation
Russian Federation
The current dynamics of changes in the conditions of state support of cluster initiatives in Russian Federation is analyzed. It is noted that support for the processes of formation and development of clusters in our country is based mainly on political initiatives, but not on the identification of the composition laws of these complex system formations. On the example of international experience the necessity of strengthening the role of science and education institutions in the state-stimulated cluster initiatives, as well as the importance of the formation of advanced training programs for cluster managers and relevant network analytical institutional structures.
cluster initiatives, laws of composition of cluster systems, cluster management, intellectual resources, universities.
Процессы кластеризации экономики получают все более широкое распространение во всем мире. Кластерные образования становятся локомотивами развития региональных экономик в странах Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии. В России эти процессы получили свое развитие лишь с началом текущего десятилетия. Поэтому пока остается вопросов больше, чем ответов о выборе оптимальных управленческих решений по фактическому полноценному прорастанию в российских регионах кластерных инициатив и их профессиональному сопровождению. В 2012 г. Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации приступило к реализации программы поддержки инновационных территориальных кластеров — совокупности размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), характеризующихся наличием объединяющей научно-производственной цепочки, механизма координации деятельности и кооперации участников кластера, а также синергетического эффекта, обусловленного повышением экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации [1]. Значимым фактором поддержки развития кластеров стало предоставление целевых субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых локализованы пилотные инновационные территориальные кластеры (гг. Москва и Санкт-Петербург; Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Удмуртия; Алтайский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Архангельская, Калужская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Томская, Ульяновская области). В 2013–2015 гг. суммарный объем субсидий на поддержку 27 инновационных территориальных кластеров составил более 5 млрд руб. Приоритеты государственной поддержки и задачи развития инновационных территориальных кластеров дифференцировались в зависимости от их типа и были ориентированы преимущественно на:
•• формирование «инновационного пояса», модернизацию технологий и освоение новых рынков — для кластеров, образованных на базе «якорных» высокотехнологичных предприятий;
1. Minekonomrazvitiya Rossii. O gosudarstvennoy podderzhke razvitiya innovacionnyh territorial'nyh klasterov, 2015 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/O_gosudarstvennoy_podderzhke_razvitiya_innovatsionnykh_territorialnykh_klasterov.pdf/ (data obrascheniya: 29.09.2018).
2. Innovacionnye klastery. NIU VShE. Rossiyskaya klasternaya observatoriya [Elektronnyy resurs]. - URL: https://cluster.hse.ru/innovative_clusters (data obrascheniya: 29.09.2018).
3. Federal'nyy zakon ot 31.12.2014 № 488-FZ «O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federacii».
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.01.2016 № 41 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya iz federal'nogo byudzheta subsidiy uchastnikam promyshlennyh klasterov na vozmeschenie chasti zatrat pri realizacii sovmestnyh proektov po proizvodstvu promyshlennoy produkcii klastera v celyah importozamescheniya».
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.07.2015 № 779 «O promyshlennyh klasterah i specializirovannyh organizaciyah promyshlennyh klasterov».
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2018 № 905 «O vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 31 iyulya 2015 g. № 779».
7. Marshall A. Principles of economics. Book IV. The agents of production. Land, Labour, Capital and Organization. London, Macmillan and Co Publ., 1920.
8. Porter M.E. Monitor Group, on the FRONTIER, and Council on Competitiveness, 2001. Clusters of Innovation: Regional Foundations of US Competitiveness, Washington DC: Council on Competitiveness. pp. 35-37.
9. Porter M. Cluster Mapping Project, Institute for Strategy and Competitiveness, Harvard Business School [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.clustermapping.us/ (data obrascheniya: 25.07.2018).
10. Harald B., Malmberg A., Maskell P. 2002. Clusters and Knowledge: Local Buzz, Global Pipelines and the Process of Knowledge Creation. Copenhagen, DRUID Working Paper 02-12.
11. Martin R., Sunley P. Deconstructing Clusters: Chaotic Concept or Policy Panacea? Journal of Economic Geography, 2003, no. 3(1). pp. 5-35.
12. Hendry C., Brown J. Defillippi R. Regional Clustering of High Technology based Firms: Opto-electronics in Three Countrie. Regional Studies, 2000, no. 34(2). pp. 129-144.
13. Innovacionnye resursy regiona: ocenka, mehanizmy kapitalizacii, perspektivy rosta [Tekst] / N.P. Ketova, Yu.S. Kolesnikov, V.N. Ovchinnikov, N.V. Pelihov; pod red. V.N. Ovchinnikova. Rostov-na-Donu: Media-Polis, 2015. 224 s.
14. Petrochemicals-Chemical-Plastics Clusters. Communaute metropolitaine de Montreal, 2014.
15. A View of Ontario: Ontario’s Clusters of Innovation. The Institute for Competitiveness & Prosperity Working Paper, 2002, no. 1 (April).
16. Bramwell A., Nelles J. Knowledge, Innovation and Institutions: Global and Local Dimensions of the ICT Cluster in Waterloo, Canada. DRUID Academy PhD Conference Aalborg. Denmark, 2005.