TEACHING UNIVERSITY STUDENTS BUSINESS COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article shows that teaching business communication to technical university students is an integral part of their professional foreign language training. It is noted that in order to build successful communication one should adhere to cultural norms accepted in society. Special attention is given to the consideration of the manuals that contribute to the development of oral and written business communication against certain sociocultural background.

Keywords:
business communication, foreign language teaching, technical university students.
Text

Введение
Глобализация инженерного образования требует от выпускников технических вузов готовности к межкультурному деловому общению в профессиональной и научной сферах. Высшее образование призвано соответствовать реалиям настоящего времени и отвечать его вызовам. О.Я. Гойхман объясняет многие проблемы коммуникации неприятием другой культуры и языка: «Что же показал опыт этого напряженного, нередко агрессивного, полного эмоций и самовыражений диалога культур? Очевидно, что мир не однополярный. Все в мире построено по принципу гармонии противоположностей» [4, с. 6]. Свободное владение иностранным языком представляет собой одну из важнейших образовательных ценностей, так как многообразие языков, несомненно, является неотъемлемым элементом разнообразия культур [18, с. 121]. Говоря о техническом вузе, важно помнить, что российские инженеры востребованы также и в зарубежных странах, и поскольку языком международного общения, lingua franca, в настоящее время является английский язык, то в вузе необходимо обратить особенное внимание на иноязычную подготовку будущих специалистов [12, с. 176]. Стоит принимать во внимание и охватившие весь мир миграционные процессы, которые привели к необходимости пересмотра приоритетов в обучении [3]. Как отмечает А.Ю. Белогуров, «приоритетами современного высшего профессионального образования является подготовка образованных, социально грамотных, конкурентоспособных, конструктивных, мобильных и предприимчивых специалистов,
которые могли бы самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия» [1, с. 20]. Кроме того, наблюдается тенденция гуманизации образования. Существенное внимание этому вопросу уделяет Л.П. Костикова: «Значительная роль в формировании гуманистических ценностей у современной молодежи отводится педагогам, которые призваны обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, а также сформировать у студентов уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, понимание культуры мира и межличностных отношений…» [7, с. 4]. Формирование ценностей и норм поведения неразрывно связано с учебной деятельностью. Очевидно, что в образовательной среде вуза у студентов «формируются взгляды и убеждения, общечеловеческие ценности, складывается внутренний мир» [6, с. 74]. Неизбежно возникают проблемы анализа ценностно-смысловой сферы личности в условиях межкультурного общения, что требует более глубоких исследований ценностных ориентаций будущих инженеров [10]. Безусловно, занятиям по иностранному языку в вузе «отводится значительная роль в сохранении, распространении и развитии национальной культуры, а также уважительного отношения к другим языкам и культурам» [14, с. 579].

References

1. Belogurov A.Yu. Prioritety vospitaniya v processe podgotovki sovremennogo specialista [Tekst] / A.Yu. Belogurov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2009. - № 5. - S. 20-25.

2. Voevoda E.V. Kommunikacionnye bar'ery obrazovatel'nogo prostranstva BRIKS [Tekst] / E.V. Voevoda // Mezhdunarodnye processy. - 2015. - T. 13. - № 43. - S. 108-121.

3. Voevoda E.V. Mezhkul'turnaya kommunikaciya v polietnicheskom obrazovatel'nom prostranstve [Tekst] / E.V. Voevoda // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. - 2016. - T. 5. - № 3. - S. 24-28.

4. Goyhman O.Ya. Dialog kul'tur [Tekst] / O.Ya. Goyhman // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. - 2017. - T. 6. - № 1. - S. 5-7.

5. Gorkal'ceva E.N. Soderzhanie kursa delovogo angliyskogo yazyka v tehnicheskom vuze v kontekste uspeshnoy integracii buduschego vypusknika v biznes-sredu [Tekst] / E.N. Gorkal'ceva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - № 7. - S. 147-150.

6. Kostikova L.P. Polikul'turnye aspekty professional'noy podgotovki buduschego pedagoga [Tekst] / L.P. Kostikova // Pedagogika. - 2018. - № 3. - S. 74-80.

7. Kostikova L.P. Professional'naya podgotovka pedagoga v svete gumanizacii obrazovaniya [Tekst]: monografiya / L.P. Kostikova. - Ryazan': Book Jet, 2017. - 136 s.

8. Liferov A.P. SShA, Yaponiya: korporativnoe obrazovanie i stanovlenie nacional'nyh delovyh kul'tur [Tekst] / A.P. Liferov // Psihologo-pedagogicheskiy poisk. - 2010. - № 15. - S. 42-56.

9. Mahmutova E.N. Cocial'no-psihologicheskiy trening kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti studentov-menedzherov [Tekst] / E.N. Mahmutova, M.M. Andreeva, T.A. Dmitrenko // Integraciya obrazovaniya. - 2018. - T. 22. - № 1. - S. 91-106. DOI:https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.091-106.

10. Mahmutova E.N. Problemy analiza cennostno-smyslovoy sfery lichnosti na primere issledovaniya cennostnyh orientaciy gossluzhaschih [Tekst] / E.N. Mahmutova, N.A. Biktimirova // Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2004. - № 5. - S. 23-26.

11. Polyakova T.Yu. Problemy tolkovaniya inzhenerno-pedagogicheskoy terminologii v mezhdunarodnom obschenii [Tekst] / T.Yu. Polyakova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2018. - T. 27. - № 5. - S. 104-109.

12. Prishvina V.V. Mezhkul'turnoe izmerenie v sovremennom inzhenernom obrazovanii [Tekst] / V.V. Prishvina // Psihologo-pedagogicheskiy poisk. - 2018. - №1 (45). - S. 175-184.

13. Shitov S.B. Razvitie kul'tury lichnosti specialista-inzhenera [Tekst] / S.B. Shitov // Pedagogika. - 2018. - № 5. - S. 104-108.

14. Ilyushina A., Prishvina V., Shevchenko B., Kostikova L., Belogurov A. (2018). Cultural Values of University Students: Self-Assessment and Peer-Assessment. Proceedings of the 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 232. R. 579-583. DOIhttps://doi.org/10.2991/icadce-18.2018.122.

15. Kostikova L.P., Prishvina V.V., Ilyushina A.V., Fedotova O.S., Belogurov A.Yu. (2018). Culture in Teaching English as a Foreign Language. Proceedings of the 2018 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2018). p. 13-17. DOI:https://doi.org/10.2991/iccese-18.2018.4.

16. Liferov A., Kostikova L. (December 2017) Russian Higher Education Meeting Challenges of 21st Century Labour Market // International Journal for 21st Century Education. Special Issue: Challenges of 21st Century Education in Europe. P. 51-58.

17. Lewis Richard D. When cultures collide: leading across cultures / Richard D. Lewis. 3rd ed. 2006. Nicholas Brealey International. 625 p.

18. Voevoda E.V., Belogurov A.Yu., Kostikova L.P., Romanenko N.M., Silantyeva M.V. (2017). Language Policy in the Russian Empire: Legal and Constitutional Aspect. Journal of Constitutional History, vol. 33, no. 1, pp. 121-130.

Login or Create
* Forgot password?