PROPOSED AND IMPLEMENTED MEASURES TO IMPROVE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The budget is the main source of funding for the activities of the subject of power, and the extent of this money Fund, the regularity of its replenishment, functioning within the budget system of the state depends on the degree of implementation of the powers of the authorities. It follows that the ability of the authorities to carry out their functions depends on the current state of the budget and the dynamics of its development in the future. The budget is part of the budget system of the state, which is determined by: the legal status of the subjects of budgetary relations, the basics of the budget process, and inter-budgetary relations. The state of the budget system is characterized by many indicators: the total volume of revenues and expenditures of the budgets included in its composition, the balance of budgets, the size of their deficit, the share of own revenues and their dynamics, the size of accounts receivable and accounts payable of the subject of power. However, the state of the budget system in the dynamics is largely influenced by the ability of the authority to ensure the future solvency of the subject in the face of changes in the external environment. The radical transformations in the Russian Federation, focused on market relations, required the development of a new fiscal and financial policy, which is an important part of the system of measures of state influence on economic processes. Building a Federal state with maximum independence for regional authorities and municipalities in solving social and economic problems in the territory under their jurisdiction requires the creation of an adequate mechanism of inter-budgetary relations that meets both national interests and the interests of the subjects of the Russian Federation, and local governments. This article discusses the General assessment of the situation in the subordinated sphere of public administration, the proposed and implemented measures to improve the investment attractiveness of the district in the subordinated areas, as well as measures aimed at increasing budget revenues, as well as the main achievements in the subordinated sphere over the past period.

Keywords:
budget, budget system, regions of the Arctic zone, Yamal-Nenets Autonomous district, budget revenues, taxes, budget expenditures, budget deficit
Text
Text (PDF): Read Download

Исполнение консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 г. осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом автономного округа «Об окружном бюджете на 2016 год» [3], решениями о бюджетах органов местного самоуправления, основными направлениями налоговой и бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 г.

В 2016 г. в бюджетную систему Ямала мобилизовано 155 млрд руб. или 107% годового плана, что выше поступлений 2015 г. на 13%.

В окружной бюджет поступило 132,5 млрд руб. или 108% плана, что на 15% выше  поступлений 2015 г.

Прирост поступления доходов в истекшем году по сравнению с 2015 г. был обеспечен поступлениями по:

– налогу на прибыль организаций;

– налогу на доходы физических лиц;

– и налогу на имущество организаций.

Наибольшую долю в структуре доходов бюджета занимают поступления налога на имущество организаций, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

В 2016 г. основными налогоплательщиками в бюджетную систему автономного округа являлись предприятия, входящие в группы компаний «Газпром», «НОВАТЭК», «НК Роснефть» и «Газпром нефть».

Правительством автономного округа реализовывался комплекс мер по увеличению доходов бюджета, в том числе:

– в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов, в отношении которых предоставлены налоговые льготы, в экономику региона вовлечены инвестиции в размере 934 082 млн руб., в том числе в 2016 г. – 194 220 млн руб. За 2016 г. создано 648 дополнительных рабочих мест;

– продолжена работа по выявлению налогоплательщиков, не стоящих на налоговом учете в автономном округе. В 2016 г. налоговыми органами автономного округа поставлено на учет 164 обособленных подразделений, а дополнительные поступления превысили 1 млрд руб.;

– сформирована объективная налоговая база по налогу на имущество с физических лиц и земельному налогу. В результате созданы предпосылки к росту поступлений этих налогов в среднесрочной перспективе;

– созданы максимально благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе расширен перечень видов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения;

– повышено качество администрирования неналоговых доходов;

– совместно с предприятиями топливно-энергетического комплекса проведена работа по выявлению завершенных объектов капитального строительства, не прошедших государственную регистрацию права. В результате проведенной работы указанные объекты вошли в состав налогооблагаемой базы;

– разработаны проекты федеральных законов, направленные на стимулирование  налогоплательщиков, своевременно регистрировать право собственности на объекты недвижимости.

Важнейшей задачей бюджетной политики было и остается создание условий для выполнения социальных обязательств государства перед гражданами. Поэтому, как и в предыдущие годы, финансово обеспечено выполнение всех установленных социально значимых обязательств автономного округа.

Расходы консолидированного бюджета автономного округа за 2016 г. исполнены в объеме 155,5 млрд руб. или на 98% от годового плана. Исполнение окружного бюджета по расходам составило 133 млрд руб. или 99% годовых назначений.

В структуре расходов консолидированного бюджета почти 80% – это социально значимые расходы, из них около половины приходится на образование. В связи с проводимой органами власти автономного округа социально ориентированной политикой, за последние 6 лет расходы на социальную сферу выросли почти в 2 раза (в том числе: на образование на 72%, на социальную политику на 61%, на здравоохранение более чем в 1,5 раза).

Важным показателем финансовой стабильности в регионе является безусловное исполнение обязательств перед муниципальными образованиями. Всего за последние шесть лет в бюджеты муниципальных образований направлено межбюджетных трансфертов почти 325 млрд руб., в том числе в 2016 г. – 51 млрд руб.

Финансовая гибкость расходов окружного бюджета и оперативность принятия решений позволила в полном объеме профинансировать мероприятия по борьбе с беспрецедентными по своим масштабам природными стихиями – лесными пожарами и вспышками сибирской язвы.

Несмотря на имеющиеся трудности, благодаря слаженному взаимодействию органов законодательной и исполнительной государственной власти, а также эффективной организации бюджетного процесса, все расходные обязательства, включая обязательства перед населением, выполнены в полном объеме.

Огромное внимание в 2016 г. уделялось работе по сохранению высокой степени долговой устойчивости, умеренной долговой нагрузки и оптимизации структуры государственного долга в целях минимизации расходов на его обслуживание.

По итогам 2016 г. государственный  долг автономного округа сокращён на 6% и составил 34 млрд руб. или 26% от доходов бюджета. При этом проведена диверсификация государственного долга. В декабре 2016 г. автономным округом после длительного перерыва произведено дебютное размещение облигационного займа. Благодаря слаженной профессиональной работе, а также, учитывая сильные финансовые показатели автономного округа, размещение займа прошло в короткие сроки, в полном объеме и по максимально выгодной для округа ставке.

В результате доля кредитов снизилась до 19% и составила 6,5 млрд руб. при одновременном увеличении доли государственных ценных бумаг до 60% в объеме долга или 20 млрд руб.

При этом расходы на обслуживание государственного долга в 2016 г. удалось сократить на 38% (4,4 млн руб.) или почти на 2 млрд руб.

Муниципальный долг сократился на 33% и составил 317 млн руб., что составляет 1% от собственных доходов местных бюджетов, просроченная кредиторская задолженность отсутствует.

В автономном округе создан благоприятный налоговый режим для осуществления инвестиционных проектов. Организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, включенные в соответствующий перечень, вправе применять пониженные ставки по налогам на прибыль и имущество организаций.

Помимо этого, установлены налоговые льготы для организаций, осуществляющих производство сжиженного природного газа, а также деятельность по обработке древесины и производству изделий из дерева и пробки. Также снижены ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов. 

В среднесрочной перспективе перечисленные налоговые льготы, установленные в качестве одной из мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности, будут сохранены.

Кроме того, в целях привлечения инвесторов для строительства газопроводов в труднодоступных населенных пунктах автономного округа и снижения тарифной нагрузки на потребителей газа в таких местностях, начиная с 1 января 2018 г. будет пролонгирована льгота по налогу на имущество организаций в отношении газораспределительных сетей, предназначенных для транспортировки газа в труднодоступные населенные пункты на территории автономного округа [5].

Также для развития транспортной инфраструктуры автономного округа с 1 января 2018 г. установлен льготный режим налогообложения в отношении объектов, создаваемых в рамках проекта развития железнодорожного Северного широтного хода по маршруту: Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.

В результате отмены с 1 января 2018 г. налоговой льготы  по налогу на имущество организаций в отношении расположенных на территории автономного округа железнодорожных путей необщего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов, предназначенных для создания транспортной инфраструктуры в целях освоения месторождений полуострова Ямал, дополнительные поступления налога в 2018 г. оцениваются в 3 млрд руб.

Наиболее объективной и авторитетной оценкой качества управления региональными финансами является ежегодный «рейтинг Минфина России».

Автономный округ на протяжении всех 8 лет существования системы оценки входит в первую (высшую) группу по уровню качества организации бюджетного процесса в Российской Федерации.

По результатам рассмотрения, на организованном Министерством финансов Российской Федерации в 2016 г. «Первом Московском финансовом форуме», примеров лучшей практики и опыта субъектов Российской Федерации в обеспечении эффективной организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений на региональном уровне, лучшим был признан департамент финансов автономного округа.

В условиях недостаточности бюджетного финансирования, особую актуальность приобретает активизация работы органов внутреннего финансового контроля по оценке возможности достижения запланированных показателей.

Для выполнения указанной задачи, правительством автономного округа, на основе риск-ориентированного подхода, применяется метод непрерывного мониторинга в отношении финансовой деятельности объектов контроля. Это позволяет обеспечить интегральную оценку работы каждого отдельного заказчика на предмет эффективности закупок, выявлять риски неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а также предусматривает возможность осуществления оперативного контроля при минимуме финансовых и трудовых затрат.

В целях повышения эффективности и целевого использования бюджетных средств в 2016 г. впервые внедрен механизм «казначейского сопровождения» представления бюджетных инвестиций акционерным обществам и некоммерческим организациям (фондам). Начиная с 2016 г., расходование таких целевых средств осуществлялось исключительно с лицевого счета, открытого в Департаменте финансов, в четком соответствии с целями и направлениями инвестирования. Это позволило обеспечить должный уровень контроля их использования, не допустить скрытого кредитования за счет бюджета.

В результате для получателей исключена возможность размещения целевых средств на депозитные счета либо в иные финансовые инструменты с целью извлечения прибыли, а оплата расходов таких юридических лиц осуществляется только после представления документов, подтверждающих возникновение их денежных обязательств при соблюдении условий и целей, установленных нормативными правовыми актами автономного округа.

Важнейшим приоритетом в сфере управления общественными финансами становится открытость и доступность бюджетных данных. В связи с этим, в автономном округе активно реализуются мероприятия по планомерному раскрытию бюджетных данных, проведены работы по созданию портала «Финансово-экономический анализ Ямало-Ненецкого автономного округа» и «Бюджет для граждан».

Активно функционирует общественный совет при финансовом органе, на котором обсуждаются все важнейшие решения в бюджетном процессе автономного округа. На постоянной основе проводятся опросы общественного мнения по бюджетной тематике, работа финансового органа освещается в социальных сетях, обеспечивается участие автономного округа в тематических мониторингах и конкурсах.

Совершенствуется информационное наполнение порталов «Финансово-экономический анализ Ямало-Ненецкого автономного округа» и «Бюджет для граждан». Раскрытие бюджетных данных, открытость и доступность бюджетной информации – одна из основных наших задач.

Данную работу высоко оценили в Министерстве финансов Российской Федерации – по уровню открытости бюджетных данных, научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов Российской Федерации в 2017 г. автономному округу присвоена первая группа «очень высокий уровень открытости бюджетных данных». Также автономный округ отмечен в числе лидеров, один из шести субъектов Российской Федерации по направлению «Публичные сведения о деятельности государственных учреждений».

18 октября 2017 г. состоялось дебютное размещение облигация Ямало-Ненецкого автономного округа для физических лиц. Объем эмиссии составил 1 млрд руб., срок обращения 5 лет.

Спрос на облигации в 1,5 раза превысил предложение. Планировалось, что размещение продлится 3 мес., а фактически все облигации были приобретены гражданами за 1 день. Основными факторами успешного размещения стали условия  по облигациям: ставка, периодичность купонных выплат, возможность досрочного предъявления облигаций к выкупу без потери доходности.

Благодаря участию в размещении банков-агентов федерального уровня выпуск получил очень широкую географию продаж. Владельцами ямальских облигаций стали жители многих регионов нашей страны от Владивостока до Калининграда,  более 60% облигаций приобрели жители большой Тюменской области [11].

Основной целью внедрения нового инструмента инвестирования средств граждан является повышение финансовой грамотности населения, воспитания культуры, сохранения и инвестирования своих сбережений гражданами, стимулирование к осуществлению среднесрочных сбережений.

Начиная с 2017 г., автономный округ вошёл в число пилотных регионов федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации».

Вовлечение широких слоёв населения в управление общественными финансами находится в первых пунктах и федеральной, и региональной повестки. Развитие данного направления создаст механизм решения насущных проблем граждан с привлечением самих граждан, с учетом их мнения, что, в свою очередь, позволит более эффективно расходовать бюджетные средства.

В какой-то степени – это социальный эксперимент, который  на территории округа проводится впервые, где граждане определяют объект, а бюджет выделяет средства.

Совместно с представителями Всемирного банка и Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации 23 ноября 2017 г. проведён информационный семинар по вопросам внедрения инициативного бюджетирования в Ямало-Ненецком автономном округе. Рассмотрен опыт муниципальных образований,  заслушана информация о подходах и методах внедрения инициативного бюджетирования, о лучшей практике субъектов РФ.

Правительством автономного округа начата работа по подготовке и последующей реализации региональных проектов поддержки местных инициатив. Начиная с 2018 г., предусмотрены гранты муниципальным образованиям, наиболее активно внедряющим элементы инициативного бюджетирования.

Впервые за ряд последних лет окружной бюджет на 2018 г. и среднесрочный период принят без дефицита.

Такого результата удалось достичь благодаря грамотной инвестиционной политике, проводимой Правительством автономного округа в предыдущие годы. При поддержке Правительства автономного округа в конце 2016 г. на территории региона были завершены крупные инвестиционные проекты: построены морской терминал «Ворота Арктики» и нефтепровод «Заполярье – Пурпе», запущены в промышленную эксплуатацию Восточно-Мессояхинской,  Новопортовское месторождение и месторождения группы Большехетская впадина. 9 декабря первый танкер со сжиженным газом, произведенным на заводе Ямал – СПГ, вышел из порта Саббета.

Приоритетами бюджетной политики на среднесрочную перспективу станут:

–   дальнейшее повышение доходов работников в реальном выражении, включая безусловное исполнение «майских» указов Президента Российской Федерации и индексацию оплаты труда работников бюджетной сферы, не подпадающих под действие «майских» указов Президента с 1 января 2018 г. на 4%;

– повышение с 1 сентября 2018 г. на 4% государственной академической стипендии студентам и учащимся учреждений среднего и начального профессионального образования;

– индексация финансового обеспечения мер социальной поддержки населения на 4% с 1 января 2018 г.;

– увеличение минимальной заработной платы с 1 января 2018 г. до уровня прожиточного минимума;

– безусловное выполнение всех принятых расходных обязательств;

– формирование местных бюджетов на 2018–2020 гг. без дефицита;

 – сокращение государственного и муниципального долга, привлечение в целях рефинансирования госдолга рыночных инструментов заимствований.

Консолидированный бюджет автономного округа сбалансирован. Для повышения устойчивости бюджета на 2018 г. сохранен резервный фонд автономного округа.

References

1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii: Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 1998. - № 31. - St. 3823.

2. O byudzhetnom processe v Yamalo-Neneckom avtonomnom okruge: Zakon YaNAO ot 03.03.2008 g. № 2-ZAO// Krasnyy Sever. - 2008. - № 44/1.

3. Ob okruzhnom byudzhete na 2016 god: Zakon YaNAO ot 25.11.2015 g. № 100-ZAO // Krasnyy Sever. -2015. Specvypuski - № 88, 88/1, 88/2, 88/3.

4. Ob okruzhnom byudzhete na 2017 god i na planovyy period 2018 i 2019 gg.: Zakon YaNAO ot 25.11.2016 g.90-ZAO // Krasnyy Sever. - 2016. Specvypuski - № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9,94/10, 94/11, 94/12.

5. Ob okruzhnom byudzhete na 2018 god i na planovyy period 2019 i 2020 godov: Zakon YaNAO ot16.11.2017 g. № 85-ZAO // Krasnyy Sever. - 2017. Specvypuski - № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6,96/7, 96/8, 96/9.

6. O komissii po byudzhetnym proektirovkam na ocherednoy finansovyy god i planovyy period: Postanovlenie Pravitel'stva YaNAO ot 27.06.2011 g. № 423-P // Krasnyy Sever. - 2011. - № 39.

7. Ob utverzhdenii Polozheniya o razrabotke proekta okruzhnogo byudzheta na ocherednoy finansovyy godi planovyy period: Postanovlenie Pravitel'stva YaNAO ot 24.06.2016 g. № 591-P // Krasnyy Sever. - 2016. Specvypusk - № 48/5.

8. O meropriyatiyah po realizacii Zakona Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga «Ob okruzhnom byudzhete na 2018 god i na planovyy period 2019 i 2020 godov»: Postanovlenie Pravitel'stva YaNAO ot26.12.2017 g. № 1436-P // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. - URL: http://www.pravo.gov.ru

9. Ob utverzhdenii Poryadka i metodiki planirovaniya byudzhetnyh assignovaniy okruzhnogo byudzheta na ocherednoy finansovyy god i planovyy period: Prikaz Departamenta finansov YaNAO ot21.04.2017 g. № 2901-07/75 // Krasnyy Sever. - 2017. - Specvypuski - № 29/2, 29/3.

10. Obligacii dlya naseleniya [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt departamenta finansov Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga. - Rezhim dostupa:http://www.yamalfin.ru/index.php option=com_content&view=article&id=2332:2017-07-11-09-01-57&Itemid=112, svobodnyy (data obrascheniya: 25.12.2018).

11. Yamalo-Neneckiy avtonomnyy okrug zanimaet veduschie pozicii po urovnyu kreditnogo reyting sredi regionov Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs] / Investicionnyy portal Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga. - Rezhim dostupa: http://invest.yanao.ru/about/?tab=tabpanel3, svobodnyy (data obrascheniya: 25.12.2018).

Login or Create
* Forgot password?