UPDATING THE CONTENT OF REGULATORY AND SOFTWARE AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF COACHES IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF PREVENTING SPORTS INJURIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article actualizes the problem of injury prevention in sports and the mechanisms for updating the content of the regulatory, software and methodological support governing the process of training specialists for the sphere of physical culture and sports. Improving the competence of future coaches in the prevention of sports injuries during their mastering of the curriculum disciplines and focusing on the moral orientation of the coach’s professional work as the worldview of his activity, whose conceptual position is maintaining and strengthening the health of students, injury prevention, improving organizational and methodological skills skills and related knowledge.

Keywords:
trainer, professional activity, reflection, professional training, athlete's health, content update
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Высокие психофизические тренировочные и соревновательные нагрузки, постоянно возрастающая плотность календаря соревнований практически во всех видах спорта актуализирует проблему оптимизации всех сторон подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации, совершенствования медико-биологического, психолого-педагогического, программно-методического обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, процессов восстановления спортсменов и профилактики травматизма с учетом специфики видов спорта. Общеизвестно, что в спорте высших достижений практически не реализуется принцип оздоровительной направленности, несмотря на то, что именно здоровье человека и его жизнь с позиции другого базового принципа – гуманизма являются главной ценностью любого цивилизованного общества. Как не раз подчеркивалось ранее тезис «кадры решают все» не только не теряет своей актуальности, а в свете обсуждаемой проблематики приобретает все большую значимость. Анализ причин травматизма в спорте позволяет констатировать, что в перечне основных их них выступает недостаточная компетентность тренеров в вопросах укрепления здоровья занимающихся, профилактики нежелательных последствий от чрезмерных неадекватных физическому и психическому состоянию спортсменов тренировочных и соревновательных нагрузок, некорректного использования средств, методов, методик тренировки, форсирования решаемых задач без должных контролирующих мероприятий, как со стороны специалистов (тренеров, врачей, психологов), так самого спортсмена и его родителей (в случае если речь идет о начинающих спортсменах).

Образовательная деятельность физкультурных и педагогических вузов, осуществляющих подготовку профессиональных кадров для отрасли физической культуры и спорта, регламентируется множеством нормативно-правовых актов, определяющих линии совершенствования профессионально значимых умений и сформированность профессиональных компетенций. В системе высшего образования зеркалом результативности деятельности тренера и педагога является мировоззрение современного студента, отражающее состоявшиеся взгляды обучающегося на вопросы оздоровления, физического воспитания, спортивной тренировки, развития личности средствами физического воспитания и спорта как представителя российского общества, определяющего ближайшую перспективу в социально значимом вопросе формирования здоровой нации. Вместе с тем, в вузах страны наблюдается прирост контингента освобожденных от занятий физическими упражнениями, получивших спортивные травмы на тренировках и соревнованиях. Ряд травм на базе двигательных ошибок возникает из-за: «двигательной недостаточности – кондиционной; координационной; навыковой бедности, связанной с особенностями телосложения; дефекта обучения – ошибочной технике; методических погрешностей обучения; переноса неадекватного навыка; неудовлетворительного контроля навыка; психогенных – неудовлетворительного самоконтроля; психологических воздействий внешних условий; неуверенности, опасения, страха; эмоциональной напряженности и психического утомления; необычности условий – внешних физических; партнера или противника; регламентации деятельности; психологической двигательной установки; случайных факторов – спонтанных; вызванных внешними случайными факторами; совпадением внешних и внутренних случайных факторов; неясного происхождения» [2, 3, 5, 6]. При этом педагогическая задача тренера – предвосхитить развитие и закрепление неэффективных действий и неконструктивного поведения спортсмена, влекущих его травматизацию. Спортивная травма – есть во многом «рукотворная» проблема отрицательного результата профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта. Проблематика нашего исследования состоит в научно-методическом обосновании причин возникновения у спортсмена неоправданных травм, сопутствующего разрыва взаимодействий в системе «спортсмен – тренер».

Цель исследования – выявить ресурсы профессиональной подготовки тренеров, минимизирующие вероятность травматизма спортсменов и оптимизирующие процесс посттравматического восстановления и возврата к занятиям спортом и активной жизнедеятельности в целом.

Методы и организация исследования. Анкетирование, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный контент-анализ содержания нормативно-правовых и учебно-методических материалов по профессиональной подготовке тренера, корреляционный анализ. Контингент: студенты РУДН 13 курсов (35 респондентов), освобожденные от практических занятий по физической культуре.

Результаты и их обсуждение. В ходе педагогического анализа причин освобождения студентов от занятий физической культурой выявлено 14,3% спортивных травм. Важно отметить, что процесс реабилитации идет с различной степенью успешности. Среди выявленных проблем опишем один эпизод: студент А – мастер спорта по фристайлу на тренировке получает спортивную травму (отрыв сухожилия надостной мышцы) в результате выполнения двух прыжков, и дважды – приземления падением на одно плечо. Причина травмирующего эффекта упражнения: нарушение спортсменом правил выхода на исполнение нового элемента – без согласия тренера (что говорит о несформированности организационной культуры); склонность к риску, к демонстративности в поведении на фоне мотивации достижения (необоснованно завышенная самооценка операционально-технической готовности); после первого падения и приземления на плечо спортсмен услышал хруст в плечевом суставе и, не придав этому значения, вышел на второй прыжок (несформированность рефлексивной оценки «себя» в тренировочной ситуации; подавление волевой сферой чувственной сферы, блокировка информации биологически обратной связи); быстрый выход после неуспешного исполнения упражнения на вторую попытку (не осмыслена и не проведена самокоррекция программы действий). Спортсмен после получения данной травмы уходит из спорта. Контакты с тренером минимизируются. При этом тренер «видит» процесс восстановления после травмы – как личную ответственность самого спортсмена, исключая себя из поля профессионального интереса. Еще более абсурдная проблема: спортсмен абсолютно уверен, что можно жить с разорванным сухожилием и нет смысла восстанавливать целостность опорно-двигательного аппарата. От нас потребовались значительные усилия, чтобы разъяснить необходимость хирургического вмешательства, процесса реабилитации, полноценного восстановления после данной травмы.

Данная проблематика инициировала содержательный анализ дидактических единиц 18 учебников по базовым и новым видам спорта и 6 учебников психолого-педагогического цикла – образовательного материала на предмет восстановления спортсмена после травм медико-биологическими средствами и средствами физической реабилитации, формирования психологической позиции на полное физическое восстановление. В результате выявлена доминирующая особенность подачи образовательного материала «от процесса – к результату». Материал учебников и учебных пособий не рассматривает педагогическую проблематику «от отрицательного результата – к процессу», тогда как П.К. Анохиным опубликовано описание архитектуры приспособительного поведенческого акта, компонентов теории функциональных систем, в которой предметно рассмотрены позиции «параметров результата, обратной афферентации – оценки достигнутого результата, установки – нового акцептора результатов действия» [1, С. 248]. В разделе «Профилактика травматизма …» (объемом не более 1страницы) не выявляются причины травматизации, ухудшения здоровья и, тем более, последствий, что говорит о размытости представлений о путях восстановления после травм.

Прикладная направленность дисциплин, отражающих теорию и методику избранного вида спорта, требует обновления содержания учебников, обогащения материала с привлечением ситуаций травматизации и психолого-педагогического сопровождения тренером спортсменов в восстановительном периоде. Как пример: допустимо строгое общение Ирины Александровны Винер-Усмановой со своей спортсменкой на предмет сокрытия факта перелома кости пальца ноги и доносящей спортсменке ключевую мысль о единственной возможности конкурентного противоборства сопернику – при абсолютном здоровье организма и целостности опорно-двигательного аппарата (документальный фильм «Ирина», 29.07.2018 г.).

В учебниках по психологии в разделе технической подготовки не рассмотрен вопрос формирования готовности к выполнению сложного технического элемента. При этом требуется выведение самоконтроля и самооценки на более масштабный уровень – деятельности и активности. В разделе «Техническая подготовка в избранном виде спорта» – требования к освоению должны отражаться в: фиксируемых параметрах к основе, ключевому звену, деталям техники; атрибутах чувственных образов, раскрываемых в содержании методических рекомендаций; содержании установок на качество исполнения действий, призванных стать индивидуальным инструментом в самоконтроле показателей освоенности.

В педагогике и психологии недостаточно информативно раскрыта проблема обучения и совершенствования двигательного действия через призму сбережения здоровья, минимизации риска травматизации. Складывается представление, что учитель и тренер в профессиональной активности концентрируются на обучении, тренировке и соревновании и упускают из виду чрезвычайно важные для данных процессов результирующие виды деятельности. Через игровую – происходит познание; в коммуникативной – формируется целостный образ верного выполнения упражнения при высокой степени дифференциации его параметров, эффективного взаимодействия в коллективе; в восстановительно-рекреационной (при спортивных травмах – реабилитационной) – восстановление, подготовка организма и сознания к предстоящей деятельности в «зоне ближайшего развития»; в рефлексивной – осмысление, освоение материала, целеполагание и целедостижение при рефлексии «на себя», «на другого», «на деятельность»; в организационной – освоение основ эффективной самоорганизации учебно-тренировочной деятельности в структуре жизнедеятельности субъекта [4, С. 44–48].

Педагогический анализ содержания профессиональных стандартов «Тренер» [7] и «Спортсмен» [8] позволяет обозначить проблему – ограничения зон профессиональной ответственности. Беспрецедентный «уход» ПрофСтандартов от всего многообразия развивающих и педагогически актуальных видов деятельности (ранее призванных гармонично воспитывать личность спортсмена) – исключительно в тренировочную – еще более усугубляет ситуацию. Фактически, происходит разрыв между тренировкой и «вырванным из профессии» процессом осмысления тренером и спортсменом ее положительных и отрицательных эффектов, рефлексивным анализом результатов деятельности, при его отсутствии, приводящим к травмам (или этот факт в современной педагогике рассматривается как педагогически допустимая погрешность ˃0,05 выборки?). Но эта погрешность – дети, подростки, молодые спортсмены, нуждающиеся в педагогическом сопровождении процессов восстановления, реабилитации, возвращении к активной полноценной жизни в спорте, и в жизнедеятельности в целом.

Выводы:

  1. Нравственная ориентация профессионального труда тренера призвана стать мировоззренческой линией его деятельности, в которой концептуальная позиция – сохранение и восстановление здоровья занимающихся, минимизация травматизации, обусловленной недостаточным уровнем организационных умений спортсменов и тренеров. Педагогическая ответственность перед обучающимся  спортсменом инициирует к расширительному пониманию содержания профессиональной деятельности тренера, в которой помимо процессов обучения, воспитания, тренировки и соревнования особую актуальность должны приобретать рефлексивная, организационная, восстановительно-рекреационная, реабилитационная деятельность по сбережению здоровья, и только «после» – физкультурно-спортивное совершенствование личности.
  2. Тренер имеет дело с ведущей ценностью – здоровьем спортсмена, что обусловливает необходимость совершенствования структуры и содержательного наполнения учебно-методического обеспечения в формате сохранения физического, психического и социального здоровья занимающихся. В педагогике физической культуры и спорта важно раскрыть сущность разрешения проблем при отрицательных результатах профессиональной деятельности учителя и тренера, связанных с нарушением физического и психического здоровья обучающихся. Проблематизация подготовки бакалавров и магистров и проблемное обучение как метод – призваны опираться не на формализацию креативного подхода в решении  профессиональных задач на основе вероятностных проблем, а, прежде всего, – на анализ характера взаимосвязей между целью, процессом и результатами практической деятельности учителя физической культуры и тренера, на выявление проблем нерешенных, нежелательных для публичного освещения, не подвергнутых ранее осмыслению и  критической оценке. При этом чрезвычайно важно показывать проблемы не как единственный достижимый результат, а – в структурной полноте успешных способов организации деятельности.
  3. Современное содержание профессионального стандарта «Тренер» и «Спортсмен» характеризуется минимумом требований к структурно значимым видам деятельности и не связывает их с ожидаемыми параметрами полученных результатов. Совершенствование взаимодействий учителя и тренера с обучающимися спортсменами будет более конгруэнтным, если в существенной степени в учебно-тренировочном процессе субъект обучения, воспитания, тренировки будет вовлечен не только в тренировочную, а, прежде всего, в игровую, коммуникативную, учебную, контролирующе-оценочную, восстановительно-рекреационную, рефлексивную, организационную деятельность, исключающих необоснованный риск и создающих в своей массе предпосылки к полноценной соревновательной деятельности. Важно соотносить содержание методических рекомендаций с атрибутами присвоенных знаний, умений и способностей, отражающихся в: параметрах требований самих обучающихся к основе, ключевому звену, деталям техники; чувственными образами, раскрываемыми в содержании установок на качество исполнения действий и призванных стать индивидуальным инструментом в самоконтроле параметров освоенности движений.
  4. Содержание учебно-методических материалов, реализуемых на стыке технической и психолого-педагогической подготовки спортсменов, требует обновления в части формирования компонентов готовности к выполнению сложных  технических элементов; формирования у занимающихся способности к определению соответствия между степенью сложности упражнения и степенью индивидуальной (командной) готовности к его реализации, к созданию  двигательно-координационного «запаса» для выполнения новых упражнений или комбинаций. Наличие безопорного положения в структуре техники вида спорта предъявляет существенные требования к акцентированному обучению «управлять своим телом и управлять поведением». Рассмотренная проблема внесет вклад в улучшение результатов профессиональной подготовки тренерских кадров, обеспечит более совершенную реализацию социальной функции спорта, когда наблюдается «паритет форм и средств спортивной подготовки и уровня притязаний, интересов, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей занимающихся» [5, С. 46], когда профессиональное внимание все более «сосредотачивается не только на тренировке, но и на внетренировочных сферах подготовки, а также на проблематике закономерных взаимосвязей подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена» [5, С. 246].

 

References

1. Anohin P.K. Biologiya i neyrofiziologiya uslovnogo refleksa. M.: Medicina,1968. - 546 s.

2. Kim T.K., Podlesnyh A.A. Analiz prichin sportivnogo travmatizma v dzyudo / T.K. Kim, A.A. Podlesnyh //V sbornike: Innovacii i tradicii v sovremennom fizkul'turnom obrazovanii. Sbornik trudov Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferencii: v 3-h chastyah (Elektronnoe izdanie). M.: MPGU. - 2016. - S. 134-137.

3. Kim T.K., Podlesnyh A.A. V sbornike: Problemy i perspektivy razvitiya sportivnogo obrazovaniya, nauki i praktiki. Materialy Vtoroy ochno-zaochnoy nauchnoy konferencii molodyh uchenyh. M.: MPGU. - 2018. - S. 163-167.

4. Kuz'menko G.A. Realizaciya intellektual'nyh sposobnostey podrostkov v strukture vidov sportivnoy deyatel'nosti / G. A. Kuz'menko // Sportivnyy psiholog. - 2011. - №1 (22). S. 44-48.

5. Matveev L.P. Obschaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty. 4-e izd., ispr. i dop. - SPb.: Izdatel'stvo «Lan'», 2005. - 384 s.

6. Platonov V.N. Podgotovka kvalificirovannyh sportsmenov / V.N. Platonov. - M.: Fizkul'tura i sport, 1986. - 284 s.

7. Prikaz Ministerstva truda i social'noy zaschity RF ot 7 aprelya 2014 g. N 193n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Trener». - M., 2014. S. 115.

8. Prikaz Ministerstva truda i social'noy zaschity RF ot 7 aprelya 2014 g. N 186n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Sportsmen». - M., 2014. S. 8.

Login or Create
* Forgot password?