Rostov-na-Donu, Rostov-on-Don, Russian Federation
Russian Federation
VAC 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
VAC 12.00.09 Уголовный процесс
VAC 09.00.01 Онтология и теория познания
VAC 09.00.11 Социальная философия
VAC 09.00.13 Философская антропология, философия культуры
VAC 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
VAC 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
VAC 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The present paper gives a review of such terms as "value" and "extracurricular activities". Secular values are to be passed from generation to generation. Family is the most traditional means of the transfer. However, educational institutions are of equal importance, though criticized at all times and under all regimes. Therefore, school must build spiritual and moral values in schoolchildren, taking in consideration the current conditions. The authors tried to answer the question how exactly the modern school should do it. The research contains an analysis of numerous foreign and domestic scientific sources, as well as the authors’ own empirical research. The research objective was to identify the psychological and pedagogical conditions for orientation of adolescents to moral values during extracurricular activities. The empirical basis was the data obtained from a survey conducted at a secondary school (Romanovskaya Station) in 2018 (N=43). The research employed methods of analysis and synthesis. The results of theoretical and empirical research can find direct application in the educational process. They may also be useful for humanitarian departments of Russian pedagogical universities that prepare students for spiritual and moral education of students. In addition, the data can be used in the system of training and retraining of teachers.
overtime, morality, upbringing, education, school, Romanovskaya secondary school
Введение
Современное российское общество развивается в русле неминуемой общемировой информационно-глобальной динамики, окружающие нас в повседневной жизни всевозможные гаджеты, информационные IT-технологий и нано-технологии (nano-technologies) бесспорно улучшают сферы (кластеры) нашей жизни, но вместе с тем мы мало задумываемся о том, какие нравственно-ценностные ориентации мы передадим будущим школьникам. Одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития современного общества, индивидов и подрастающего поколения являются нравственно-ценностные ориентации.
Методологический арсенал данного исследования целиком определяется выбранной концептуальной и общей идейной стратегией статьи. Использовались принципы материалистического, логического и исторического исследования изучаемого явления; анализ и синтез. В практической части исследования нашла свое применение методика ценностных ориентаций М. Рокича.
Как известно, в СССР существовал так называемый железный занавес, который ограждал граждан как от выездов в зарубежные страны, так и от въезда зарубежных граждан в СССР. Это явление, безусловно, оказывало свое «жесткое» влияние на многие сферы советского общества, а именно культурную, экономическую, и в то же время не исключением стала и образовательная, педагогическая среда. Можно сказать, что советские ученые (исследователи) не могли полноценным образом осуществлять свое взаимодействие (контакт) и обмен ценным опытом с зарубежными коллегами по тем или иным актуальным исследованиям. Но необходимо сделать ремарку, что все-таки данное взаимодействие было, но по своей сути носило очень редкий характер и осуществлялось, как правило, на крупных международных конференциях, куда отправляли наиболее заслуженных ученых, обычно ими являлись академики АН СССР, где данный педагогический обмен (взаимодействие) для советских ученых имел место, но был очень скромным.
Трудности возобновления классической культуры в духовно-нравственном оздоровлении социума являются до такой степени сложыми, что показатель нужного воздействия, а вместе с этим и рационального (адекватного) вывода может быть гарантирован только лишь масштабными поступками [1–6]. Поскольку основным стержнем развития индивида считается его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного (в том числе и внеурочного) процесса в школе должна стать стимуляция школьников на обнаружение и развитие их духовно-нравственного потенциала [7–11].
Согласно М. Веберу ценности и ценностные ориентации идентичны, более того, ценность идет как мотив живи и давай жить другим [12, с. 67–68]. Т. Парсонс, например, считал, что сама по себе ценность создается (появляется) на основе установленных представлений о том, что желательно. В этой связи стоит упомянуть, что достаточное количество работ Т. Парсонса было посвящено именно культуре, через которую он всячески стремился изучить данный аспект. (И на наш взгляд у него это получилось). Действительно, явным образом общечеловеческие возможности только лишь частично предполагают собой нечто, данное индивиду от рождения, в существенной мере он формируется в действиях (процессах) социализации личности [13–19]. Вместе с тем анализ данной темы свидетельствует об отсутствии и потребности единого, междисциплинарного анализа и создания теоретических основ, соединяющих цивилизационные, психологические и прочие нюансы хода ориентации подростков на нравственные ценности во внеурочной работе[1], которые в действительности взаимосвязаны в разнообразных переплетениях, сочетаниях, переходах.
Один из авторов данной статьи, рассуждая о воспитании и его критериях, а также исторических аспектах подчеркивал, что «воспитание означает механизм обеспечения и сохранения исторической памяти популяции, ...где все эти элементы тесно взаимодействуют друг с другом» [20, с. 9]. Ряд авторов [21–27] придерживаются позиции, что при воспитании личности ребенка должны учитываться его индивидуальные особенности.
Наше внимание пало на интересную статью зарубежного автора, где автором была сделана смелая попытка систематизации и обобщения материла, направленного на изучение (ретроспективный анализ) внеклассной деятельности студентов Черного колледжа, 1868–1940 гг. Автором был отмечен исторический момент того, что студенческие черные колледжи в Америке образовались в начале XIX в. [28, р. 43], и тогда речь об этом особо не шла, т. к. чернокожие для коренных белых американцев считались фактически с детства людьми второго сорта, и нужно признать, что школьная образовательная система того поистине сложного исторического периода была не в силах хоть как-то изменить их нравственное отношение к чернокожим детям.
Нет никакого сомнения, что интерес к всецелому изучению данной тематики у представителей педагогической, социологической и даже философской науки не будет «остывать», и поскольку образовательная сфера играет большую роль для современного общества, то данные исследования будут все более глубинней и в то же время более разноплановыми.
Эмпирическое изучение ценностных ориентаций подростков (на примере МБОУ Романовская СОШ Волгодонского района)
Было проведено эмпирическое исследование на выявление ценностных ориентаций среди подростков МБОУ Романовской СОШ Волгодонского района в станице Романовской. Испытуемыми стали учащиеся 8 класса в количестве 20 человек и 9 класса – 23 человека. Среди них 25 лиц женского и 18 – мужского пола, возраст – 14–15 лет.
Данное исследование проводилось в несколько этапов:
- проведение психологической диагностики ценностных ориентаций;
- анализ результатов исследования;
- оформление выводов исследования.
Нужно сказать, что в качестве метода исследования использовалась Методика ценностных ориентаций М. Рокича. Система ценностей определяет сторону личности и ее направленность и отношение к окружающему миру. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иные цели и способы. Природа человеческих ценностей по М. Рокичу:
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Следует сказать, что предварительно перед самим началом исследования со школьниками был проведен инструктаж. Далее тестируемым была предложена анкета с двумя блоками ценностей, где собственно они должны были отметить наиболее важную ценность, поставив ее на первое место и затем по порядку расставив (проранжировав) ценности до наиболее незначительной.
Для сравнения терминальных ценностей между 8 и 9 классами отобразим результаты в таблице 1. Прослеживается схожесть жизненных целей у тестируемых таких ценностей, как здоровье, наличие верных друзей и активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). Различия обусловлены интеллектуальными ценностями и профессиональной ориентацией. Если для учащихся 8 класса все же главными являются свобода, любовь, развлечения и материальная обеспеченность, то для 9 класса в приоритете – развитие, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь и уверенность в себе. У учащихся 9 класса более четко наблюдаются жизненная позиция, выраженная в ценности самореализации и интеллектуальном развитии.
Таблица 1. Терминальные ценности учащихся 8 и 9 классов
Table 1. Summary table of terminal values of students in grades 8 and 9
Ранг |
8 класс |
9 класс |
||
Ценность |
Среднее значение |
Ценность |
Среднее значение |
|
1 |
здоровье |
1,75 |
здоровье |
1,52 |
2 |
наличие друзей |
5,50 |
наличие друзей |
5,74 |
3 |
любовь |
6,65 |
активная деятельная жизнь |
7,35 |
4 |
материально обеспеченная жизнь |
7,85 |
жизненная мудрость |
7,43 |
5 |
свобода |
7,95 |
развитие |
7,61 |
6 |
активная деятельная жизнь |
8,30 |
любовь |
7,74 |
7 |
развлечения |
8,80 |
свобода |
8,00 |
8 |
жизненная мудрость |
9,20 |
уверенность в себе |
8,48 |
9 |
интересная работа |
9,35 |
познание |
9,17 |
10 |
счастливая семейная жизнь |
9,80 |
материально обеспеченная жизнь |
9,43 |
11 |
развитие |
9,80 |
развлечения |
9,91 |
12 |
познание |
10,10 |
общественное признание |
10,43 |
13 |
уверенность в себе |
10,70 |
счастливая семейная жизнь |
10,74 |
14 |
продуктивная жизнь |
10,90 |
продуктивная жизнь |
11,17 |
15 |
общественное признание |
11,65 |
интересная работа |
11,87 |
16 |
творчество |
13,50 |
творчество |
12,74 |
17 |
красота природы и искусства |
14,15 |
красота природы и искусства |
15,74 |
18 |
счастье других |
14,35 |
счастье других |
15,91 |
Из результатов таблицы 2 (сравнение инструметальных ценностей) видно, что для школьников 8 класса в наибольшей степени характерны смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к недостаткам в себе и других, аккуратность, жизнерадостность и честность. То есть главными являются ценности самоутверждения, что свойственно для подросткового возраста. Ценностные ориентации 9-классников сильно отличаются от показателей 8-классников. Можно отметить, что здесь в приоритете, прежде всего: широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения, ответственность, твердая воля, эффективность и образованность. Данная тенденция, по нашему мнению, связана с профессиональной ориентацией учащихся.
Таблица 2. Инструментальные ценности учащихся 8 и 9 классов
Table 2. Summary table of instrumental values of students in grades 8 and 9
Ранг |
8 класс |
9 класс |
||
Ценность |
Среднее значение |
Ценность |
Среднее значение |
|
1 |
смелость в отстаивании своего мнения |
4,95 |
широта взглядов |
4,48 |
2 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
6,10 |
смелость в отстаивании своего мнения |
6,04 |
3 |
аккуратность |
7,35 |
ответственность |
7,22 |
4 |
жизнерадостность |
7,45 |
твердая воля |
7,22 |
5 |
честность |
7,55 |
эффективность |
7,78 |
6 |
воспитанность |
7,75 |
образованность |
8,22 |
7 |
твердая воля |
7,75 |
честность |
8,78 |
8 |
высокие запросы |
9,35 |
самоконтроль |
8,96 |
9 |
независимость |
9,45 |
воспитанность |
9,00 |
10 |
образованность |
10,35 |
рационализм |
9,26 |
11 |
эффективность |
10,50 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
10,56 |
12 |
широта взглядов |
10,45 |
чуткость |
10,56 |
13 |
ответственность |
11,05 |
жизнерадостность |
10,69 |
14 |
терпимость |
11,10 |
независимость |
11,00 |
15 |
самоконтроль |
11,85 |
высокие запросы |
12,04 |
16 |
чуткость |
12,25 |
аккуратность |
12,52 |
17 |
рационализм |
12,70 |
исполнительность |
12,61 |
18 |
исполнительность |
13,05 |
терпимость |
14,09 |
В результате анализа влияния внеурочной деятельности на ценностные ориентации школьников и проведенного нами исследования ценностных ориентаций можно сделать следующие выводы. В МБОУ Романовская СОШ внеурочная деятельность охватывает достаточно большое количество направлений деятельности, определяющих ценностные ориентации школьников. Из результатов исследования ценностных ориентаций школьников 8 и 9 классов выявлено, что испытуемые подростки отдают предпочтение таким ценностям, как здоровье, активная деятельная жизнь, наличие верных друзей, развитие, широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения, ответственность, твёрдая воля, эффективность и образованность.
Внеурочная деятельность оказывает достаточное влияние на становление ценностных ориентаций подростков – здоровье, познание (расширение кругозора), любовь к природе, к родному краю, трудолюбие, чуткость и взаимопомощь, самостоятельность, рационализм, развитие (работа над собой и физическое совершенствование), развлечения, эмоциональная насыщенность.
Заключение
Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения. Благодаря этому роль семьи считается наиболее значительным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций подростков. Очевидно, что в подростковом возрасте у детей ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Благодаря этому можно выделить еще множество научных педагогических и социологических работ, которые связывают напрямую процесс социализации подростков с их ценностными ориентациями.
По результатам исследования выявлены тенденции сходства в терминальных ценностях учащихся 8 и 9 классов. Наибольшее предпочтение терминальных ценностей испытуемые подростки отдают здоровью, активной деятельной жизни, наличию верных друзей. Наименьшее предпочтение отдают творчеству, красоте природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) и счастью других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
Также следует отметить и различия. Они обусловлены интеллектуальными ценностями и профессиональной ориентацией. Для школьников 8 класса, у которых вопрос о выборе профессии и самореализации не стоит так остро, как для подростков 9 класса, которые уже скоро будут сдавать экзамены и поступать в учебные заведения, ценности образованности, жизненной мудрости и развития не являются актуальными на данный момент. По результатам исследования инструментальных ценностей выявлены различия достижения жизненных целей, однако есть и тенденции схожести ценности смелости в отстаивании своего мнения.
[1] Появление первых организованных форм внеурочной деятельности произошло в 30-е г. XVIII в., когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге был организован воспитанниками литературный кружок.
1. Mustafina A. I. Orientation of adolescents aimed at moral values during extracurricular work. Modern pedagogy: theory, methodology, practice: Proc. II Intern. Sci.-Prac. Conf. (November 16, 2018, Moscow). Moscow: Imperiia, 2018, 106-115. (In Russ.)
2. Kozin S. V. Peculiarities of interaction between families and schools in the process of socialization of primary school pupils: a transdisciplinary approach. Actual problems of humanitarian sciences: theory, method, practice: Proc. IV All-Russian Sci.-Prac. Conf. (April 20, 2017, Moscow). Moscow: Knigodel, 2017, iss. IV, 218-226. (In Russ.)
3. Tisdale T. C. Psychology and Spiritual Formation: The State of the Union. Journal of Spiritual Formation & Soul Care, 2014, 7(2): 220-228. DOI: https://doi.org/10.1177/193979091400700206
4. Lukšík I. Cultures More and Less Successful Schools. Journal of Pedagogy, 2011, 2(1): 73-91. DOI: https://doi.org/10.2478/v10159-011-0005-1
5. Curren R. Motivational aspects of moral learning and progress. Journal of Moral Education, 2014, 43(4): 484-499. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2014.935306
6. Jensen L. A. Handbook of moral development. Journal of Moral Education, 2015, 44(3): 382-387. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2015.1053738
7. Selivanova Z. K. Comparative analysis of the life goals and value orientations among the upper teens of Moscow and the cities of Bashkortostan. Sociodynamics, 2016, (8): 45-54. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.7256/2409-7144.2016.8.18852
8. Rostovtseva M. V., Godowski I. V., Goncharov T. M., Hohrina Z. V. Analysis of the relationship between personal value systems psychological adaptation mechanisms. Psychologist, 2017, (4): 1-9. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8701.2017.4.23415
9. Bondarev Y. V., Molchan E. M. Spiritual and moral values as a vector of the development of social systems. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki, 2019, (1): 43-51. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7227-2019-1-43-51
10. Rybolova E. A., Shevchenko O. V. The spiritual and moral priorities Russian students in early 20th and early 21st centuries: a comparative historical analysis. Society: philosophy, history, culture, 2018, (11): 94-99. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2018.11.18
11. Dildabekova G. A. Spiritually-moral education of adolescents: nature, structure, and function. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia, 2018, (36-3): 18-21. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.18411/lj-31-03-2018-42
12. Evdokimova T. G. Theoretical and methodological foundations for studying of value orientations. RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series, 2018, 1(11): 65-75. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401- 2018-1-65-75
13. Brandenberger J. W. Moral development: Theory and applications. Journal of Moral Education, 2015, 44(3): 387-389. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2015.1053317
14. Frisancho S., Delgado G. E. Moral education as intercultural moral education. Intercultural Education, 2018, 29(1): 18-39. DOI: https://doi.org/10.1080/14675986.2017.1405214
15. McGavin P. A. Conversing on ethics, morality and education. Journal of Moral Education, 2013, 42(4): 494-511. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2013.817330
16. Zakharova A. P., Borisova U. S. Valuable orientations of senior pupils of rural schools of Sakha. Mezhdunarodny`j nauchno-issledovatel`skij zhurnal, 2017, (11-1): 45-48. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.169
17. Piko B. F. Adolescents' Health-Related Behaviors in the Light of Their Value Orientations. Substance Use & Misuse, 2005, 40(6): 735-742. DOI: https://doi.org/10.1081/JA-200030528
18. Murtezani L. The Value Orientations of the Adolescents: Differences and Similarities. European Journal of Social Science Education and Research, 2017, 4(6): 34-38. DOI: http://dx.doi.org/10.26417/ejser.v11i2.p34-38
19. Höllinger F. Value orientations and social attitudes in the holistic milieu. BJS The British journal of sociology, 2017, 68(2): 293-313. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-4446.12255
20. Kozin S. V. Soviet upbringing in 1970s-1980s. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(1): 9-14. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21306/2542-1840-2019-3-1-9-14
21. Kozin S. V., Dyrr A. I. Theoretical justification of process of formation of spiritual and moral values of students in context of dialogue of cultures on the example of Elista. Problems of continuous professional education in Russia: state and prospects: Proc. VII All-Russian Sci.-Prac. Conf. with Intern. participation. (October 14, 2017, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don, 2017, 109-115. (In Russ.)
22. Levitt D. H., Aligo A. A. Moral Orientation as a Component of Ethical Decision Making. Counseling and Values, 2013, 58(2): 195-204. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2161-007X.2013.00033.x
23. James A., Fine M., Lester A. A re-investigating of the religious orientation-moral reasoning relationship: a relational developmental systems perspective. Journal of Beliefs & Values Studies in Religion & Education, 2015, 36(2): 244-251. DOI: https://doi.org/10.1080/13617672.2015.1051362
24. Syed J. From Transgression to Suppression: Implications of Moral Values and Societal Norms on Emotional Labour. Gender, Work & Organization, 2008, 15(2): 182-201. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-0432.2007.00356.x
25. Linkevich O. B. Organization of extracurricular activities in educational institutions. Nauchnyi almanakh, 2015, (10-2): 292-294. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17117/na.2015.10.02.292
26. Parfenova T. A. The study of value-semantic orientations of senior pupils. Nauchnyi almanakh, 2015, 18(10): 1543-1545. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17117/na.2015.08.963
27. Nikolaeva A., Popova L. To the Problem of the Spiritual and Moral Values Formation in Senior Pre-school Children. Procedia - social and behavioral sciences, 2014, (146): 271-274. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.127
28. Little M. H. The Extra-Curricular Activities of Black College Students, 1868-1940. The Journal of African American History, 2002, 87(1): 43-55. DOI: https://doi.org/10.1086/JAAHv87n1p43