MODERN FOREIGN TRADE POLICY OF DEVELOPED COUNTRIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, the co-authors consider the main features of the foreign trade policy of countries with developed economies on the example of Norway. The analysis focuses on the problems of Norwegian foreign trade relations with the main partners, including the Russian Federation. Methods of quantitative and comparative analysis are applied.

Keywords:
economic development, foreign trade policy, foreign trade, Norway, European Union (EU), Russian Federation, European region
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Современная внешнеторговая политика развитых стран отражает особенности их социально-экономического развития. Норвегия с ее продвинутой экономикой занимает неординарное положение среди европейских стран, включая страны Северной Европы. Так, с одной стороны, она достигла значительных высот по основным макроэкономическим и микроэкономическим показателям. Специализация Норвегии в сферах нефтегазового промысла, рыбодобывающей, химической промышленности объясняется географическим положением страны и ее ресурсным потенциалом [1; 2; 3; 4; 5; 13; 15; 18; 19]. С другой стороны, очевидно, страна поражена «голландской болезнью», как и в ситуации с Россией, в Норвегии наблюдается высокая зависимость ее экономики от вывоза нефти и газа.

На современном этапе Норвегия не входит в состав Европейского союза (ЕС), но она состоит в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), что показывает, что Норвегия находится в Европейской экономической зоне [6; 7; 9; 10; 11; 20]. По отношению к ЕС в Норвегии есть следующие претензии. Евросоюз чрезмерно стимулирует рост объемов производства и централизацию, что приводит к растратам природных ресурсов, инфраструктура развивается вместе с более активным использованием транспорта, а это приводит к ухудшениям условий окружающей среды. Норвежцев не устраивает недостаток демократии внутри Евросоюза, не устраивает навязывание ЕС развивающимся странам заключения договоров о вступлении в зону свободной торговли. Такие соглашения препятствуют развитию локальных производств, но благоприятно сказываются на деятельности ТНК. Наконец, во внешнеторговой политике Евросоюза принятие решений по вопросам международной торговли проводится на основании консенсуса, что мешает самостоятельности Норвегии в решении внешнеторговых споров. Страна стремится сохранять свой суверенитет.

         Внешнеторговая деятельность позволяет Норвегии получать дополнительный доход от продажи национальных товаров (нефть, газ, рыба, изделия из стали и железа, продукты лесопереработки, удобрения) и услуг за рубежом; насыщать внутренний рынок; преодолевать ограниченность национальных ресурсов («голландская болезнь», нефть и газ); повышать производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировые рынки.

         Внешняя торговля Норвегии динамично развивается, даже в условиях всеобщей «турбулентности» в международной торговле. Несмотря на осложнения, страна добивалась постоянного положительного сальдо внешнеторгового баланса (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Внешнеторговые связи Норвегии, 2015 – 2018 гг. (млрд долл. США, %)

 

Показатели       /       Годы

2015

2016

2017

2018

Экспорт товаров Норвегии

104 800,0

89 628,3

101 976,0

122 971,5

Темпы роста, %

-28

-14

14

21

Импорт товаров Норвегии

77 193,2

72 809,8

85 525,8

87 626,0

Темпы роста, %

-14

-6

17

2

Внешнеторговый баланс

27 606,8

16 818,5

16 450,2

35 345,5

 

 

 

 

 

 

Составлено и подсчитано соавторами по: [22].

 

         Так, за период 2015–2018 гг. норвежский товарный вывоз повысился с 104,8 млрд долл. США до 123,0 млрд долл. США, примерно на 17,4%. Наиболее тесные связи Норвегия имеет с Великобританией (с объемом экспорта 26,5 млрд долл. США), Германией (19,6 млрд долл.), Нидерландами (13,1 млрд долл.), Швецией (8,1 млрд долл.), Францией (8,1 млрд долл.), Бельгией (6,3 млрд долл.), Данией (5,7 млрд долл. США). Экспорт Норвегии в Россию составлял в 2018 г. 305,4 млн долл. США.

         Самыми важными партнерами Норвегии в области импорта, который в 2015–2018 гг.  повысился с 77,2 млрд долл. США до 87,6 млрд долл. США, выступали Швеция (10,5 млрд долл. США), Германия (9,5 млрд долл.), Китай (8,7 млрд долл.), США (7,0 млрд долл.), Дания (4,8 млрд долл.), Великобритания (4,7 млрд долл.), Нидерланды (3,2 млрд долл. США). Импорт из России в Норвегию в 2018 г. достиг 2,1 млрд долл. США (составлено соавторами по: [8; 12; 14; 16; 17; 23]).

        Широкое использование морского транспорта, а также контейнерно-морского и наливного-морского транспорта (транспортировка нефти и нефтепродуктов)  в настоящее время – основа, составляющая норвежский экспорт в сфере услуг. На эти виды транспорта приходилось 37,3% от общего объема реализованных работ для иностранных партнеров.

         Экспорт в области нефинансовых услуг компаниями Норвегии в страны – члены ЕС насчитывал 54% от суммарного потока. В страны Азии экспорт нефинансовых услуг составил 19%. Экспорт в страны НАФТА составил 16%.

В норвежском импорте услуг превалируют работы в нефтяной и газовой сферах с общей долей равной 19% от суммарного объема импорта услуг. В целом, доля сферы добычи полезных ископаемых составила  26% от общего импорта. Сфера услуг по хранению и транспортировке составила 28%. В 2018 г. Норвегия ввезла 46% услуг в денежном выражении из стран – членов Европейского союза. На долю стран НАФТА и Азии в импорте пришлось 12 и 13% соответственно за данный период.

Основное внимание норвежской внешнеторговой политики традиционно направлено на многостороннюю торговую систему, воплощенную в ВТО. Другие элементы норвежской торговой политики, будь то на региональном уровне через единое экономическое пространство или ЕАСТ, или на двусторонней основе, основаны на фундаментальных принципах многосторонней торговой системы и должны рассматриваться как дополняющие друг друга элементы [19; 21; 22].

         Норвегия активно работает со странами – членами Всемирной торговой организации, так как осознает важность диалога по существенным вопросам торговой политики в рамках ВТО, как основного регулятора международной торговли на современном этапе ее развития.

Поэтому Норвегия постоянно прилагает усилия, направленные на содействие ВТО как организации и сохранение ее роли как форума для переговоров по выработке торговой политики. Норвегия подчеркивает важность успеха в деятельности Всемирной торговой организации (даже с учетом скромности возможных результатов), поскольку неудача в переговорных процессах будет означать реальный риск глобального кризиса ВТО.

Неслучайно, Норвегия обращает особое внимание на элементы из сферы экспортной конкуренции в сельском хозяйстве; меры в отношении наименее развитых стран; прозрачность мер национального регулирования в части торговли услугами и других сфер (антидемпинговое законодательство, субсидии в рыболовстве).

По вопросам экспортной конкуренции Норвегию интересует вопрос экспортных субсидий (поскольку эта сфера затрагивает страну непосредственно, принимая во внимание довольно высокий уровень защиты сельскохозяйственного производства и его экспортного субсидирования в стране). Некоторые страны – члены ВТО обсуждают сроки введения запрета экспортных субсидий. Норвегия в связи с этим работает над тем, чтобы было достигнуто сбалансированное решение, при котором все его участники (включая США) были бы обязаны устранить так же, в максимальной степени мешающие свободной конкуренции, системы экспортного кредитования. В самой Норвегии правительство объявило об отказе экспортных субсидий с 2019 г.

При этом в вопросе о преференциях услугам и поставщикам услуг из наименее развитых стран Норвегия исходит из своей «лучшей практики соглашений о свободной торговле». Нотификация в ВТО по вопросам преференций наименее развитым странам будет включать все сектора и способы поставки. По части мер в отношении наименее развитых стран Норвегия считает, что существующие предложения слишком объемные и мало реализуемые. Со своей стороны, Норвегия прикладывает максимальные усилия по поиску оптимальных решений по вопросам преференций для наименее развитых стран.

Относительно вопроса о прозрачности мер национального регулирования в части торговли услугами и других сфер, Норвегия высказывает сожаление, что существующие предложения сведены до минимума, и нет уверенности в том, что даже такие ограниченные меры будут приняты в ВТО. Одновременно правительство страны отмечает, что существует согласие сторон в части прозрачности субсидий в рыболовстве и запрета на субсидирование незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.

Таким образом, современная внешнеторговая политика Норвегии характеризуется сбалансированностью подходов к основным, обсуждаемым в ВТО, проблемам дальнейшего развития международной торговли.

 

References

1. Ashinyanc S.A. Norvegiya: ekonomika i energetika//Energohozyaystvo za rubezhom. - 2015. - № 4 (281). - S. 2-15.

2. Baurina M.S. VVP Norvegii i vliyanie ekonomiki na uroven' zhizni v strane // Ekonomika i socium. - 2016. - № 5-1 (24). - S. 252-256.

3. Knobel' A.Yu., Spartak A.N., Baeva M.A. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' kak istochnik ekonomicheskogo rosta. - M.: Delo, 2019. - 58 s.

4. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya na pereput'e: aktual'nye trendy // Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2019. - № 4. - S. 6-14.

5. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya v 2018: peremeny v gruppe liderov (uspehi i neudachi) // Vlast'. - 2019. - T. 27. - № 2. - S. 88-92.

6. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na etape poslednego ego rasshireniya // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2017. - № 4 (12). - S. 6-22.

7. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2017. - № 2 (10). - S. 91-107.

8. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossiyskoy Federacii na sovremennom etape: novye trendy 2015 g. // Vlast'. - 2016. - T. 24. - № 3. - S. 136-145.

9. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovyh svyazey evropeyskogo soyuza v XXI v. // Vlast'. - 2015. - № 9. - S. 53-57.

10. Gladkov I.S. Dinamicheskie i strukturnye harakteristiki sovremennyh vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2015. - № 4 (4). - S. 30-38.

11. Gladkov I.S. Postkrizisnaya evolyuciya mezhdunarodnoy torgovli//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2014. - № 7. - S. 31-38.

12. Gladkov I.S. K novomu etapu vo vzaimnoy torgovle Evropeyskogo Soyuza i Rossiyskoy Federacii // Vlast'. - 2013. - № 5. - S. 014-018.

13. Dikovich A.S., Kolesnikov S.D., Matyas A.A. Rol' vneshney torgovli v ekonomicheskom razvitii malyh stran Zapadnoy Evropy // Vesnіk Magіleўskaga dzyarzhaўnaga ўnіversіteta іmya A.A. Kulyashova. Seryya D. Ekanomіka, sacyyalogіya, prava. - 2013. - № 2 (42). - S. 24-34.

14. Krivorotov A.K. Politika gosudarstva kak faktor konkurentosposobnosti arkticheskih regionov: metodologiya issledovaniya, opyt Norvegii i uroki dlya Rossii / monografiya. Apatity, 2015. - 320 s.

15. Rizvanova E.R. «Zerkal'naya» statistika vneshnetorgovyh dannyh Rossii i Norvegii // Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovaniy. - 2015. - № 2. - S. 189-198.

16. Rizvanova E.R., Shanygin S.I. Sopostavitel'nyy analiz oficial'noy informacii Norvegii ob itogah vneshney torgovli s Rossiey // V sb.: Novaya ekonomicheskaya real'nost', klasternye iniciativy i razvitie promyshlennosti (INPROM-2016) Trudy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2016. - S. 134-138.

17. Roslyakov A.Yu. Vneshnyaya torgovlya Rossii so stranami Severnoy Evropy // V sb.: World science: problems and innovations Sbornik statey XIX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii : v 3 ch.. 2018. S. 197-199.

18. Suslova E.I., Paskar' A. Rol' vneshney torgovli v ekonomicheskom razvitii strany// Prilozhenie Rossiyskiy importer. Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. - 2019. - № 6. - S. 5-10.

19. Hasbulatov R.I. Mezhdunarodnaya torgovlya: vchera, segodnya, zavtra / Posvyaschaetsya 110-letnemu yubileyu Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. - M., 2017. - 234 s.

20. Yaroshevich V.I. Malaya otkrytaya ekonomika v processe globalizacii // Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 2016. - № 4 (77). - S. 37-49.

21. Ministerstvo inostrannyh del Norvegii / Ministry of Foreign Affairs (na angl. yaz.). - 2017-2018. Rezhim dostupa: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/

22. UNCTAD. Oficial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.unctadstat.unctad.org (Data obrascheniya 11.08.2019.)

Login or Create
* Forgot password?