CONTRACTUAL ASPECT OF DIVISION OF JURISDICTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORY AND PRESENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the meaning and role in the formation of Russian statehood contractual aspects of the delimitation of powers between the Russian Federation and its subjects. Analyzes the historical and political importance of the Federal treaty and agreements on the delimitation of powers between Federal bodies of state power and bodies of state power of the subjects of the Russian Federation, their role in the system of Russian law. The authors come to the conclusion that a twentyyear experience of the delimitation of competence led to the domination of the legislative differentiation of powers, and further perspectives of the contractual process. The article also treaties and agreements became an auxiliary mechanism designed to clarify certain issues of delimitation of competencies from a regional perspective. Their conclusion is justified only in exceptional cases, if it is conditioned by legally significant characteristics of the Russian Federation.

Keywords:
Federalism, the Federal treaty, subject of the Russian Federation, the state and integrity, contractual process.
Text

Развитие договорного процесса между Российской Федерацией и ее субъектами в начале 90-х гг. прошлого века было обусловлено недостаточностью законодательного регулирования федеративных отношений и обеспечивало сохранение единства и целостности Российского государства. 17 июля 1990 г. Президиум ВС РСФСР принял постановление «О Федеративном договоре», определяющее этапы подготовки Федеративного договора, а 31 марта 1992 г. он был подписан.

Договор явился важным юридическим инструментом, положившим начало правового оформления обновления федеративных отношений в России, но его предметом не было учреждение государства с федеративной формой территориального устройства. Исторически Россия возникла не как договорное объединение различных государств в форме федерации, а как единое, централизованное государство, которое с течением времени органически расширялось. В дальнейшем, когда социально-политическая ситуация в стране изменилась, Россия была преобразована в федерацию. Этот шаг был сделан центральной властью России (и в начале, и в конце XX в.), а потому процесс федерализации шел «сверху».

В современной науке оценка значения данного документа для страны неоднозначна. Утверждается, что с подписанием Федеративного договора Россия из унитарного государства превратилась в федеративное. В свою очередь, следует согласиться с позицией, что и до заключения Федеративного договора РСФСР, а тем более СССР, в целом можно рассматривать как федеративное государство. Но с появлением Договора изменилась модель федерализма, произошло преобразование федерации, построенной на принципах национальной автономии, в конституционно-договорную федерацию с охватом федеративными отношениями всех ее субъектов.

Структурно Договор состоял из трех договоров с тремя группами субъектов РФ. При этом максимальными правами обладали республики, которые в Федеративном договоре назывались «суверенными государствами». Текст Федеративного договора был включен в виде приложения в обновленную Конституцию РФ 1978 г. Несмотря на остроту дискуссии о современном российском федерализме, большинство ученых-государствоведов сходятся во мнении о том, что Федеративный договор стал компромиссом, обеспечившим сохранение территориальной целостности и государственного единства России в начале 90-х гг. ХХ в.

 

References

1. Guseynov A. I. Problema tsennostey v prave. Pravo i politika. 2007. № 7.

2. Kistrinova O. V., Chertkov A. N. Samostoyatel´nost´ gosudarstvenno-territorial´nykh edinits Rossii: teoriya i praktika. Voronezh, 2013.

3. Kozlov A. E. Federativnye nachala organizatsii gosudarstvennoy vlasti v Rossii. M., 1996.

4. Razdelit li Rossiya uchast´ SSSR? M., 1993.

5. Federativnyy dogovor: Dokumenty. Kommentariy. M., 1994.

6. Khabrieva T. Ya. Razgranichenie predmetov vedeniya i polnomochiy mezhdu organami gosudarstvennoy vlasti federatsii i ee sub´´ektov. Federalizm. 2003. № 2.

Login or Create
* Forgot password?