Moskva, Moscow, Russian Federation
The article continues the conversation on modern types of lessons, classified according to the Federal State Educational Standards for Primary General Education (FSES PGE) requirements to projected results of education. Developing descriptive language and oral skills through special aspects of creative lessons is reviewed. Various tasks and methods to cultivate verbal creativity are revealed; methodic schemes to promote creative imagination are outlined.
creativity, creative-type lesson, verbal creativity, descriptive story, essay.
Окончание. Начало в № 2, 3 — 2014.
ТВОРЧЕСКИЙ ТИП УРОКА
Принято считать, что в начальной школе нужно развивать творческую индивидуальность ребенка. Более того, многие уверены, что упущенное время догнать нельзя и, если не использовать тягу младшего школьника к фантазии, творчеству, он никогда не сможет стать творческой личностью. Тогда мы потеряем людей, которые способны создать «Евгения Онегина», «Ивана Сусанина», «Чёрный квадрат».
Мнение оппонента
Зачем ставить задачу развития творчества в начальной школе, когда обучение не связано с воображением, а ориентировано на другие психические процессы — восприятие, память, мышление? Школа должна научить мыслить, а не фантазировать! Чем ближе к образцу действует ученик, тем выше результативность решения поставленной перед ним задачи. Чем больше он блуждает по дорогам фантазии, тем более расплывчатым становится результат его деятельности.
Целесообразно считать, что творчество — это человеческая деятельность, порождающая что-то новое, раньше не существовавшее, и в этом смысле творчество — удел немногих избранных людей, талантливых от рождения. Безусловно, есть дети, которых «распирает» от желания сделать по-своему, продемонстрировать свою оригинальность (учителя порой называют это «стремлением выделиться из коллектива»). Однако проявить свою творческую индивидуальность ребенок может в ходе внеучебной деятельности, работы в кружках, секциях и т.п. Да и детей таких — единицы!
Мнение главного редактора
К сожалению, такая позиция является довольно распространенной среди школьных работников, она удобна — с конформистами легче работать, нежели с критически настроенными личностями, которые готовы спорить, отстаивая свои убеждения, все подвергать сомнению. Однако творческий путь любого талантливого человека, будь то писатель, ученый, музыкант или художник, доказывает, что именно критически мыслящие личности определяют движение вперед, развивают науку и искусство, умеют работать нестандартно, новаторски. Очевидно, что решение любой задачи может осуществляться с интересом, когда в результате проявленной инициативы рождаются новые образы, хотя на первых этапах они могут быть новыми только для самого субъекта деятельности. Л.С. Выготский сравнивал такой подход с электричеством, которое возникает при действии карманного фонарика: оно не похоже на разряд величественной молнии, но все равно освещает…
1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovatsionnyy kurs [Pedagogy creative self-development: an innovative course]. Kazan´, Kazan’ University Publ., 2006.
2. Berkhin N.B. Literaturnoe razvitie shkol´nikov [Literary development of students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1989.
3. Bershadskaya N.R., Khalimova V.Z. Literaturnoe tvorchestvo uchashchikhsya v shkole [Literary creativity of students in school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986.
4. Vinogradova N.F. Okruzhayushchiy mir. Metodika obucheniya. 1-2 kl [The world around us. Technique training. 1-2 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2010.
5. Vinogradova N.F., Khomyakova I.S., I.V. Safonova. Uroki literaturnogo chteniya v sovremennoy nachal´noy shkole: kniga dlya uchitelya. 1- 4 kl [Lessons of literary reading in modern primary school: a book for teachers. 1 - 4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2011-2013.
6. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991.
7. Glotser V.I. Deti pishut stikhi: kniga o detskom tvorchestve [Children write poems: a book about children´s creativity]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1964.
8. Kudina G.N., Novlyanskaya Z.N., Melik-Pashaev A.A. Kak razvivat´ khudozhestvennoe vospriyatie u shkol´nikov [How to develop students´ artistic sensibility]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988.
9. Levin V.A. Vospitanie tvorchestvom [Nurturing creativity]. Tomsk, Peleng Publ., 1993.
10. Levin V.A. Kogda malen´kiy shkol´nik stanovitsya bol´shim chitatelem [When little schoolboy becomes big reader]. Moscow, Laida Publ., 1994.
11. Melik-Pashaev A.A. Pedagogika iskusstva i tvorcheskie sposobnosti [Pedagogy of art and creativity]. Moscow, Znanie Publ., 1987.
12. Nechaeva N.V. Organizatsiya literaturnogo tvorchestva [Organization of literary creativity]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1993.
13. Matyushkin A.M. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti shkol´nikov [Development of creative activity of pupils]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991.
14. Ladyzhenskaya T.A. Rech´. Rech´. Rech’ [Speech. Speech. Speech]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990.
15. Rodari D. Grammatika fantazii [Grammar fantasy]. Moscow, Progress Publ., 1990.