The problems the management and development plans of JSC «Gazprom». Summarizes the financial activities of the company, the types of extraction of natural resources. Cooperation with foreign partners in the construction of transportation projects. Keeping personnel policy of «Gazprom».
natural resources, international projects, rating the company, business income, personnel policy.
Для современной России актуален процесс формирования корпоративного менеджмента компаний. На российском рынке примером является компания ОАО «Газпром», которая имеет преимущества по добыче полезных ископаемых по сравнению с другими предприятиями.
При формировании современной российской модели менеджмента используется изучение и применение лучшего зарубежного управленческого опыта, долголетнее сотрудничество Газпрома с крупнейшими фирмами нефтегазового рынка Европы, а также международные проекты, которые внедрены в таких странах, как Китай, Корея, США.
Концентрация значительной части газового комплекса в Газпроме, сохранение принципов централизованного управления, традиционного для советской экономики, — важный элемент преемственности, который при своей консервативности может стать гарантом формирования истинно российской модели менеджмента.
В Газпроме сложились кадровая политика, корпоративная культура и политика, динамика которых ориентирована на один из основных принципов стратегического управления — оценку человеческих ресурсов как самого важного ресурса организации. С учетом особенностей процесса формирования корпоративного управления ОАО «Газпром» выделим группу макро- и микроэкономических проблем, решение которых определит суть корпоративного менеджмента фирмы [1].
На протяжении последних лет администрация заявляла, что цены на природный газ на внутреннем российском рынке являлись демпинговыми, т.е. цена на газ не окупает затраты на его производство. В практике развитых и развивающихся стран существуют специальные государственные комитеты, рассчитывающие уровень цены, которая является демпинговой для всех секторов национальной экономики. Государство запрещает реализацию продукции ниже этого уровня, поскольку нет более быстрого способа разорения национального бизнеса. Государственные структуры заставляют компанию реализовывать продукцию по демпинговым ценам, а если уровень цены действительно является демпинговым, почему же тогда компания не разоряется? Аналитики фирмы объясняли это тем, что экспорт природного газа позволяет получить прибыль и перебрасывать финансовые ресурсы на проблемные участки предприятий Газпрома.
Другое противоречие, очевидное в этой ситуации, состояло в том, что по законам экономики компания должна уйти с убыточного рынка. Предприятиям Газпрома следовало прекратить реализацию газа на внутреннем российском рынке и ориентироваться только на экспорт. Подобная стратегия была неосуществима. Однако очевиден и факт функционирования компании в условиях, которые нельзя определить как рыночные.
1. Kuz'min B.I., Vorob'eva L.E., Vorob'eva O.V. Korporativnoe upravlenie OAO «Gazprom» v protsesse integratsii i globalizatsii. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2007. - № 6. - S. 115-130.
2. «Gazprom segodnya». Global'naya energeticheskaya kompaniya. Missiya i strategicheskaya tsel'. Zapasy i dobycha gaza. Nadezhnyy postavshchik gaza rossiyskim i zarubezhnym potrebitelyam. Diversifikatsiya marshrutov i ukreplenie energeticheskoy bezopasnosti Evropy. Prioritetnye napravleniya deyatel'nosti. Ofits. sayt. URL: http://www.gazprom.ru
3. Strategicheskoe planirovanie i upravlenie, ekonomika i finansy, marketing i reklama v Rossii. Ofits. sayt. URL: http://www.strategplann.ru
4. Itogi 2012 g. Fakty i tsifry. Ezhegodnaya korporativnaya broshyura. Ofits. sayt. URL: http://www.gazpromexport.com