Moskva, Moscow, Russian Federation
Issues on how to help first-grader pupils to adjust to school life are discussed, as well as first-graders’ psychological characteristics. Recommendations are provided for teachers on how to nurture sustainable cognitive interest in seven-year-old children, to develop motivation to learning and to form positive emotional attitudes to school.
first-grader, psychological characteristics, adaptation, pedagogical conditions, micro-climate.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует
терпения…» — эти слова великого педагога К.Д. Ушинского могут стать эпиграфом к разговору о том, какие условия нужно создать для первоклассников, чтобы они прожили первый год школьной жизни успешно во всех смыслах этого слова [11, с. 3].
В связи с этим мы, конечно, вспомним и одну из педагогических заповедей К.Д. Ушинского, изложенную в его знаменитой работе «Человек как предмет воспитания», в которой выдающийся педагог обращал внимание учителя на необходимость изучать законы психической жизни воспитанника, опираться на них в любых педагогических обстоятельствах.
Гегель, обсуждая особенности школьной жизни ребенка, подчеркивал, что с приходом в школу начинается «...жизнь, согласно общему порядку, по одному для всех одинаковому правилу; здесь дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего, к усвоению существующего общего образования...» [3, c. 82].
Однако привести дух к отказу от своих причуд шести-семилетнему ребенку очень трудно. Поэтому так важно особенно на первом этапе обучения соблюдение принципа природосообразности. Известный современный педагог А.М. Кушнир обозначил сущность природосообразного обучения следующим образом: «Принцип природосообразности привязывает к общему, к типичному, к наиболее часто встречающемуся, к очевидному в человеке». И соответственно утверждает: «Давайте строить всю педагогику, исходя из устройства человека, из наиболее типичного в человеке» [10, с. 33].
ЧТО ТАКОЕ «КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ»?
В психологической литературе хорошо описан «кризис семи лет». В его основе лежит противоречие между возникающей у ребенка этого возраста внутренней жизнью и внешними ситуациями, которые «не накладываются» на систему собственных переживаний. Очень важный вывод, который делают психологи: все ориентации ребенка с этого момента будут преломляться через личные переживания. Любая деятельность будет осуществляться теперь с оценкой ее смысла для индивида: какое место он займет в ней, удовлетворит или не удовлетворит это место ребенка? Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, у детей в период кризиса возникает ориентация на смысл поступка. Именно это делает возможным переход ребенка в новый психологический возраст.
1. Zhurova L.E. Besedy s uchitelem. Metodika obucheniya [Conversations with the teacher. Methodology]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2001.
2. Bozhovich L.I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste: piskhologicheskoe issledovanie [Identity and its formation in childhood: piskhologicheskoe study]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968.
3. Gegel’ G. Filosofiya dukha [Philosophy of mind]. Entsiklopediya filosofskikh nauk [Encyclopedia of Philosophy]. In 3 V., V. 3. Moscow, Mysl’ Publ., 1977. 471 p.
4. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya [Problems of developmental education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986.
5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Moscow, Moscow Psychological Social Institute Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2010.; EDN: https://elibrary.ru/QYBFQH
6. Komenskiy Ya.A. Velikaya didaktika [Great didactics]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982.
7. Kravtsova E.E. Psikhologicheskie osobennosti detey mladshego shkol’nogo vozrasta [Psychological characteristics of children of primary school age]. Moscow, Pedagogical University “First of September” Publ., 2005.
8. Obukhova L.F. Vozrastnaya psikhologiya [Psychology]. Moscow, Vysshee obrazovanie Publ., MGPPU Publ., 2009.; EDN: https://elibrary.ru/VTSERZ
9. El’konin D.B., Venger A.L. Osobennosti psikhologicheskogo razvitiya detey 6-7 let [Features of psychological development of children 6-7 years old]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988.
10. Kushnir A.M. Uchenik v obnovlyayushcheysya shkole [Trainee in the renewing school]. Moscow, IOSO RAO Publ., 2002.
11. Ushinskiy K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya [Man as a subject of education]. Moscow, APN SSSR Publ., 1950.
12. El’konin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989.