The paper examines specific aspects of how higher education students intending to be primary school teachers, master project competences. Special attention is given to the “Electronic model of primary general education content”, the software product, which meets the requirements imposed by the Federal State Educational Standard of Primary General Education in terms of effective forecasting the outcomes of pedagogical activities.
project competence, project skills, electronic model of primary general education content, Federal State Educational Standard of Primary General Education.
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Успешная реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во многом зависит от уровня профессиональной компетентности педагога. Одним из основополагающих компонентов профессиональной компетентности учителя признается
проектировочная компетенция, которая позволяет педагогам спрогнозировать результаты своей деятельности, а также определить последовательность действий при достижении цели. По мнению А.П. Сманцера, проектировочная компетенция обеспечивает готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования, сотрудничество с родителями [3].
Согласно Л.Е. Марычевой проектировочная компетенция включает:
- умение анализировать данные;
- готовность конкретизировать образовательные цели;
- способность отбирать учебный материал в соответствии с поставленными целями и задачами;
- умение представить учебный материал в виде моделей деятельности учащихся;
- способность выделять возможные технологические способы обучения и соотносить их с дидактической целью, методами, средствами и формами организации обучения, методическими особенностями темы, учебными возможностями учащихся;
- готовность осуществлять коррекцию структуры образовательного процесса;
- умение зафиксировать проект [2].
1. Leonova E.A. Elektronnaya model´ soderzhaniya obrazovaniya kak instrument realizatsii trebovaniy standarta [E-content model of education as a tool to implement the requirements of the standard]. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 2011, I. 2, pp. 174-181.
2. Marycheva L.E. Teoreticheskie osnovy proektirovochnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley [Theoretical Foundations of the designing competence of future teachers]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. Ser.: Innovatsii v obrazovanii [Herald Nizhny Novgorod University. Ser.: Innovation in Education], 2008, I. 6, pp. 36-38.
3. Smantser A.P. Podgotovka budushchikh uchiteley k rabote s det´mi v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Preparing future teachers to work with children in the conditions of inclusive education on the basis of the competence approach]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogicheskie nauki [Herald Polotsk State University. Ser.: Jurisprudence]. 2010, I. 11, pp. 8-12.
4. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010) [Federal State Educational Standard primary education. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 06.10.2009 № 373 (as amended on 26.11.2010)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 31 p.