DRAWING WITH THREE-DIMENSIONAL COLORS AS A MEANS OF DEVELOPING THE COGNITIVE ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOLERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article focuses on the development of cognitive activity in older preschoolers in the process of visual activity. Methodical features of drawing with "plump" (three-dimensional) paints are revealed. Theoretical provisions are specified in the methodological development of the lesson. The authors emphasize that the inclusion of this non-traditional technique in the educational process contributes to the enrichment of children's knowledge and ideas about objects and their use, materials, their properties, and ways of working with them. The article is recommended for reading by students of pedagogical direction, specialists working in the field of preschool education, and a wide range of readers.

Keywords:
cognitive activity, visual activity, senior preschool age, non-traditional drawing techniques, drawing with "plump" colors
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современная система образования ориентирована на развитие активного творческого человека, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и принимать нестандартные решения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отводит важную роль художественно-эстетическому развитию дошкольников, что подтверждает актуальность развития творческих способностей детей в формировании познавательных процессов [1]. В этой области решаются следующие задачи:

  • развитие самостоятельности и творческой активности;
  • развитие творческого потенциала ребёнка;
  • формирование и развитие образного и ассоциативного мышления.

Каждому педагогу необходимо подбирать методы и формы для реализации данного направления с учётом индивидуальных способностей ребёнка. Изобразительная деятельность влияет на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и связана с развитием математического мышления [9, 10], логико-конструктивного способа познания различного предметного содержания [11, 12].

Художественно-эстетическое развитие через изобразительную деятельность оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности у дошкольников. Проблема развития познавательной активности дошкольников охватывает все аспекты образовательного процесса. В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребёнком противоречий между постоянно растущими потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [2]. Познавательная активность, имея сильные мотивационные и регуляторные способности, способствует эффективному становлению ребенка как предмета познавательной активности и признается одним из основных мотивов, побуждающих детей учиться, и к знаниям в целом [8].

Отечественные исследователи рассматривают познавательную активность с разных точек зрения. Одни характеризуют её как эффективную познавательную деятельность отдельной личности или группы, имеющей определённую уравновешенную стабильность, зависящую от сформированности познавательных способностей (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Е.И. Щербакова и др.), другие – как качество человека, личностное образование (З.Ф. Чехлова, Г.И. Щукина и др.).

Существенный вклад в определение сущности данного понятия вносят работы М.И. Лисиной. Под познавательной активностью она понимает состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает её. При этом познавательная активность выступает одним из компонентов в структуре деятельности и проявляется в процессах взаимодействия личности с окружающей действительностью [5].

Представитель другой группы учёных Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность во взаимосвязи с познавательным интересом. Она делает акцент на причине познавательной активности ничем иным, как познавательным интересом, для которого характерно стремление к его удовлетворению и определенный эмоциональный подъем [7].

В широком понимании познавательная активность это выход за пределы собственной компетенции с целью поиска новых способов действия в измененных ситуациях, в узком – способность самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения. В современных исследованиях определяются пути развития познавательной активности: экспериментально-исследовательская деятельность как средство познания физических и геометрических свойств объектов окружающего мира [13]; организация самостоятельной работы в процессе обучения [14]; развитие самостоятельности логических высказываний у детей [15]; логическое развитие детей [16, 17]; развитие наблюдательности в процессе обучения [18] и др.

Интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка должен получить должное развитие в дошкольном возрасте. Если этого не происходит, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

На занятиях по непрерывной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста создаются условия для:

  • получения детьми знаний, умений и навыков в разных образовательных областях;
  • развития способностей детей;
  • формирования их познавательной активности.

Нетрадиционные техники рисования могут помочь развить познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста. Что же значит термин «нетрадиционные техники рисования»? Нетрадиционные техники рисования подразумевают использование материалов, инструментов и методов рисования, которые не являются общепризнанными и общеизвестными. Ребенок активно развивается в процессе работы с использованием таких техник [6].

Дети, знакомясь с окружающим миром, стараются отразить его в своей деятельности − играх, рисунках, рассказах и т.д. Рисование карандашами и кистями требует высокого уровня владения техникой рисования, навыками и знаниями, приобретенными методами работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвлекает ребенка от рисунка, поскольку в результате его усилий рисунок оказывается «неправильным», не отражающим замысел ребенка. Чтобы не ограничивать способность ребенка выражать свои впечатления об окружающем мире, можно использовать нетрадиционные инструменты и материалы. Рисование в нетрадиционной технике позволяет более устойчиво развивать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру. Нетрадиционные техники рисования, которые сопровождают традиционные методы, «творят чудеса» и превращают обычные действия в игру, сказку. И, рисуя таким образом, дети не боятся совершать ошибки, потому что все можно легко решить, а из ошибки можно легко придумать что-то новое. При таком подходе ребенок сможет обрести уверенность в своих действиях. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно преодолевают «страх перед чистым листом бумаги» и начинают чувствовать себя художниками.

Благодаря ознакомлению с новыми видами деятельности педагог дает детям дошкольного возраста возможность лучше познакомиться с окружающим их миром. Так же с помощью различных видов рисования дети получают представление об основных жизненных ценностях: семье, уважении к обществу, любви к малой и большой Родине. Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством изображения, которое содержит методы для создания оригинальной красочной композиции, обеспечивающей максимальную выразительность изображения в творческой деятельности. Мир вокруг детей постепенно входит в их жизнь. Сначала ребенок узнает, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Значительную роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольникам не свойственно созерцание, они стремятся к активному познанию окружающей среды.  Прямой контакт ребенка с находящимися в его распоряжении предметами позволяет узнать их отличительные особенности. Но это также вызывает и много вопросов у него. В данном случае познавательная активность основана на любопытстве и возникает в условиях необычной для ребенка ситуации. Познавательный интерес побуждает детей старшего дошкольного возраста к активному поиску знаний, поиску различных путей и средств для удовлетворения «жажды знаний» и развития своей творческой активности [8].

В своей статье мы хотим рассказать о такой нетрадиционной технике, как «Рисование пухлыми (объёмными) красками» и ее возможностях для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Рисование как вид деятельности способствует практическому познанию свойств объектов окружающей действительности. Эта деятельность продуктивная, поскольку создается определенный заранее продуманный объект. Рисование «пухлыми» красками – это процесс интересный и увлекательный. Такие краски приятны на ощупь, дарят новые тактильные ощущения. Их легко смыть с одежды, рук и любой другой поверхности. Ещё одним из главных достоинств данной техники является экологичность и доступность всех материалов для деятельности, которые можно приобрести в магазине и легко приготовить самостоятельно. Для изготовления таких красок понадобится: клей ПВА, блинная мука. Импровизированные краски можно окрасить в любой цвет, всего лишь добавив гуашь или пищевой краситель в готовую массу, и это позволит значительно расширить цветовой спектр и увеличить выразительность творческих работ. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

Объёмные краски – это материал, который поможет ребёнку не только раскрыть свои творческие возможности, но и отдохнуть от утомительных занятий. В процессе совместного изготовления «пухлых» красок дети могут выделить такие свойства как эластичность, а в процессе работы с ними – изменение формы. Работа в такой технике не потребует от воспитателя много усилий, но  вызовет восторг у детей, ведь не на каждом занятии рисунки запекают в духовке или в микроволновой печи. «Пухлые» краски, по сути, начинают себя вести, как и обычное тесто, только цветное. Картины, созданные в такой технике, получаются объёмными и «мягкими» на вид, хотя через несколько дней эти необычные краски опускаются, но всё равно изображение остаётся интересным и выглядит очень необычно [4].

Рисование «пухлыми» красками может стать эффективным средством создания и решения проблемных ситуаций детьми дошкольного возраста. Дошкольникам можно предложить рисовать на вертикальных поверхностях. Как и пальчиковыми красками, «пухлыми» красками рисуют с помощью пальчиков и ладошек. Так же можно использовать конвертики, кисточки, ватные палочки. Во время работы в данной технике необходимо особо обращать внимание на то, чтобы дети не пытались попробовать на вкус эту краску и не прикасались руками к глазам. Занятия с использованием этой техники полезны тем, что при рисовании именно на вертикальной поверхности используются (т.е. тренируются) не только мышцы рук, что и при рисовании на горизонтальной поверхности, но и другие мышцы. В работе могут быть использованы шаблоны с контурами, например, животных, цветов или других предметов, а также это может быть чистый лист, на котором ребёнок нарисует то, что сам захочет. Может возникнуть вопрос о том, как передать «колючесть и неровность» предметов объёмными красками, ведь они такие мягкие и воздушные. Для этого мы можем использовать не только наши руки и кисточки, с помощью которых изображение получится «мягким», а также вилки, деревянные палочки, зубочистки. С помощью них мы легко можем придать, например, ёжику, ёлке их «колючесть». Эту технику воспитатель может использовать как в качестве отдельной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, так и как фрагмент непрерывной образовательной деятельности.

Приведём фрагмент непрерывной образовательной деятельности на тему «Загадка Злого волшебника», в которой дети рисуют «пухлыми» красками. Целью данного занятия является создание условий, которые позволят показать детям особенности придания объёма предметам с помощью «пухлых» красок.

В.: Ребята, перед каждым из вас лежит лист. Что на нём изображено?

Р.: Солнце, собака, облако, полянка.

В.: Злой волшебник украл у них цвета, и они стали бесцветными, плоскими. А сам рисунок – грустным. Хотите помочь им и вернуть их яркие и красивые цвета и оживить их?

Р.: Хотим.

В.: Злой волшебник знал, что вы захотите помочь и украл у нас почти все волшебные краски. Краски какого цвета он всё-таки оставил?

Р.: Красного, синего и жёлтого.

В.: Мы сможем оживить эти предметы и вернуть их цвета с помощью этих красок?

Р.: Нет.

В.: А что мы не сможем раскрасить?

Р.: Полянку, собаку.

В.: Почему?

Р.: У нас нет цветов для полянки и собаки.

В: Красок какого цвета у нас нет?

Р.: Зелёного, коричневого.

В.: Вы хотите узнать, как с помощью волшебных красок, которые оставил нам злой волшебник, разукрасить наши картинки? 

Р.: Хотим.

В.: Мы будем смешивать цвета.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно получить необходимые цвета, чтобы разукрасить полянку и собаку. Для этого дети смешивают цвета «пухлых» красок и получают зелёный (жёлтый+синий), коричневый (красный+зелёный).

В.: Вам удалось вернуть цвета солнцу, облаку, собаке, полянке?

Р.: Да.

В.: А у вас получилось оживить рисунок?

Р.: Да.

В.: Что вы придали форме наших предметов?

Р.: Мы придали им объём.

В процессе такой работы у ребят развивается интерес к познанию нового, исследованиям, экспериментированию. Таким образом, можно заметить, что результат работы детей будет зависеть от креативности и творческого воображения воспитателя, а также от его знаний, личного саморазвития [3].

Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, в том числе «Рисование "пухлыми" красками», у ребёнка повышается интерес к передаче своих впечатлений. Применение данной нетрадиционной техники способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только акварельными и гуашевыми красками, карандашами, фломастерами, но и такими необычными красками.

Можно сделать вывод, что рисование «пухлыми» красками влияет на: развитие творческого мышления, воображения, креативности; расширение представлений об окружающем мире;  развитие мелкой моторики руки, тренировка мышц кисти руки, подготовка руки к письму; формирование эстетического вкуса.

 

References

1. Federal'nyy Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii ot 17 oktyabrya 2013g., №1155 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii. − Mokva, 2013.

2. Il'in V.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (celostnyy process). − Moskva, 1984.

3. Kazakova R.G. Zanyatiya po risovaniyu s doshkol'nikami: Netradicionnye tehniki, planirovanie, konspekty zanyatiy. − Moskva, 2009.

4. Koldina D.N. Risovanie s det'mi 4-5 let. − Moskva, 2008.

5. Lisina, M.I. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti detey v hode obscheniya so vzroslymi i sverstnikami // Voprosy psihologii. −1982. − № 4. − S. 18−35.

6. Nikitina A.V. Netradicionnye tehniki risovaniya v detskom sadu: posobie dlya vospitateley i zainteresovannyh roditeley − Sankt-Peterburg, 2008.

7. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'noy deyatel'nosti v uchebnom processe. − Moskva, 1979.

8. Schukina G.I. Problemy poznavatel'nogo interesa v pedagogike / G.I. Schukina. − Moskva, 2001.

9. Baranov S.P., Chirkova N.I. Razvitie logiki myshleniya mladshih shkol'nikov // Nachal'naya shkola. − 2006. − № 12. − S. 22 - 25.

10. Chirkova N.I. Razvitie logicheskoy kul'tury mladshih shkol'nikov na urokah matematiki // Gumanizaciya obrazovaniya. −2017. − №3. − S. 61−67.

11. Chirkova N.I., Barabanova A.V., Konovalenko D.A. Integrirovannyy podhod k formirovaniyu geometricheskih predstavleniy u mladshih shkol'nikov // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. − 2019. − T. 4. − № 2. − S. 33−37.

12. Chirkova N.I., Zinov'eva V.N. Integrirovannyy podhod k formirovaniyu metapredmetnyh rezul'tatov u mladshih shkol'nikov // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. − 2018. − № 1. − S. 118−121.

13. Pavlova O.A., Lyfenko A.V., Chirkova N.I. Empiricheskiy podhod v poznanii geometricheskih svoystv ob'ektov okruzhayuschego mira det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta // Gumanizaciya obrazovaniya. − 2016. − № 1. − S. 10−15.

14. Rubcova E.S., Chirkova N.I. Samostoyatel'naya rabota na uroke matematiki kak vozmozhnost' «malen'kih» otkrytiy mladshimi shkol'nikami // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 4. − № 4. − S. 45−49.

15. Chirkova N.I. Rol' logicheskih vyskazyvaniy v osvoenii znaniy shkol'nikami // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. − 2006. − № 4. − S. 126-132.

16. Chirkova N.I., Pavlova O.A. Razvitie u mladshih shkol'nikov priema sravneniya pri izuchenii matematiki // Nachal'naya shkola. − 2018. − № 6. − S. 49−53.

17. Chirkova N.I., Pavlova, O.A. Razvitie nachal'nyh logicheskih umeniy na urokah matematiki // Nachal'naya shkola. −2017. − №5. − S. 60−64.

18. Chirkova N.I., Pavlova O.A. Razvitie matematicheskoy nablyudatel'nosti.

Login or Create
* Forgot password?