A SYSTEMATIC APPROACH TO THE PHASED IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SPECIALISTS WORKING WITH THE FAMILY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides a theoretical analysis of the possibility of using a systematic approach in the phased implementation of psychological support for professional activities of specialists working with the family. The following components are defined: professional recruitment of family specialists, in accordance with the requirements of the professional standard; adaptation to the profession (professional adaptation), in the long professional path of the specialist; professional certification that confirms professionalism, occupation of the position of a specialist in family work, a certain level of motivation and stress; professional training, which includes training in educational programs of higher education and continuing education throughout the entire period of professional activity; dynamic monitoring-control of professional development of specialists in family work; General comprehensive assessment (feedback). The proposed model of a system of step-by-step psychological support of professional activities of specialists working with the family as a certain subordinate set of hierarchically interconnected structural components, implemented in practice in the dynamics of professionalization, is a developed systematic approach, which allows the use of tools and methods that can provide a certain level of success in performing professional activities

Keywords:
family specialist, psychological support of professional activity, success, professional development, system approach
Text

В настоящее время значимым и актуальным становится решение вопросов, направленных на повышение успешности труда специалистов по работе с семьей, укрепление и сохранение профессионального здоровья личности социальных работников, раскрытие личностного потенциала специалиста в своей профессиональной деятельности. В условиях реализации требований профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» выполнение функциональных обязанностей социальными работниками сопряжено с повышенной психолого-социальной и профессиональной ответственностью за свои действия, а это, в свою очередь, требует дополнительных, различного рода личностных адаптивных ресурсов адаптации к окружающим условиям труда [15].

В целом, организацию психологического сопровождения профессиональной деятельности социальных работников осуществляет психолог социальной службы, основываясь на требованиях уже своего профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» [14]. В различных учреждениях социальной сферы (например: комплексный социальный центр социального обслуживания населения (территориальный), центр социальной помощи семье и детям, центр социальной реабилитации несовершеннолетних и др.) профессиональная деятельность психолога может быть ограничена, в связи со спецификой работы организации и, соответственно, может быть сужен и спектр используемых методов и форм психологической работы.

Если обратиться к профессиональному стандарту «Психолог в социальной сфере», то можно отметить, что в социальной сфере психолог может выполнять следующие виды деятельности: осуществляет профилактику и психологическую коррекцию негативных социальных проявлений, вредных привычек и зависимостей в поведении социальных групп и отдельных лиц; проводит психопрофилактическую работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, подростков и взрослых; оказывает психологическую и психолого-педагогическую помощь, участвует в решении наиболее сложных вопросов психологического благополучия детей, подростков и взрослых из групп социального риска; реализует программы развития и социальной адаптации, осуществляет психологическое и/или психолого-педагогическое сопровождение разных групп населения; проводит психологическую экспертизу комфортности и безопасности среды проживания детей, подростков и взрослых, консультирование семей и подростков по вопросам саморазвития и уверенности в себе; составляет программы и проводит коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками, в том числе по восстановлению и реабилитации; диагностирует и выявляет особенности психологического развития детей и подростков; осуществляет кураторство межведомственных команд оказания помощи, сопровождения семей с детьми [14].

Как видно из приведенного перечня, психологическое сопровождение профессиональной деятельности социальных работников отдельной позицией не выделено, но подразумевается при реализации психологического сопровождения различных групп населения.

Полагая, что повышение эффективности и успешности выполнения профессиональной деятельности работников является одной из главных задач психологии труда, а психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов представляет собой протяженный во времени, динамический процесс сопровождения, развития, повышения профессионализма, то справедливо отметить, что к настоящему времени наблюдается пока недостаточное работ и практических рекомендаций, которые бы достаточно системно и комплексно позволяли рассмотреть данные вопросы в их прямой взаимосвязи [2, 5, 7].

Проведенный анализ научной литературы по вопросам психологического сопровождения позволил нам определить ориентиры для разработки модели системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей (далее – Модель сопровождения) [1, 7, 8]. При разработке данной Модели сопровождения мы опирались на следующие позиции:

1) основная цель вида профессиональной деятельности специалиста по работе семьей представляет собой оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей;

2) важен учет требований к образованию и обучению и требования к опыту практической работы специалистов по работе с семьей – наличие высшего образования по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки, не реже одного раза в пять лет; стаж работы не менее двух лет [15].

Важно подчеркнуть, что различными авторами предлагаются различный компонентный состав Модели сопровождения [2, 7, 16, 18, 20]. Считаем целесообразным остановиться на следующих: профессиональный кадровый подбор специалистов по работе с семьей, в соответствии с требованиями профессионального стандарта [17, 18]; адаптация к профессии (профессиональная адаптация), в длиннике профессионального пути специалиста [9]; профессиональная аттестация, подтверждающая профессионализм, занятие должности специалиста по работе семьей, определенный уровень мотивации и стрессойчивости; в широком смысле – профессиональная подготовка, включающая в себя обучение по образовательным программам высшего образования и непрерывное образование в течение всего периода профессиональной деятельности [10]; динамический мониторинг-контроль профессионального развития специалистов по работе с семьей. Заключительным структурным компонентом нам представляется получение общей комплексной оценки реализации Модели сопровождения.

Определяя Модель сопровождения, отметим, что она представляет собой системно подготовленный поэтапный процесс воздействия на личность специалиста по работе с семьей (психологического и педагогического плана) в динамике его профессиональной деятельности для достижения успешных результатов в труде и повышения качества жизни путем формирования актуальных профессиональному развитию работника профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций, развития профессионального самосознания, стрессоустойчивости и мотивов трудовой деятельности.

Схематично Модель сопровождения специалистов по работе с семьей представлена на схеме 1. Как видно, модель представляет собой определенным образом соподчиненную совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, основными среди которых выступают: наличие квалификационных требования к должности, профессиональная адаптация специалиста, профессиональная аттестация, профессиональное образование, динамический мониторинг-контроль профессионального развития, общая комплексная оценка реализации Модели. Компоненты между собой взаимосвязаны по иерархическому принципу на различных уровнях: на уровне Министерства труда и социальной защиты, региональными Министерствами социальной защиты и на уровнях Центров социальной помощи семье и детям, Комплексных центров социальной защиты населения и др.

 

Схема 1

Модель системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охарактеризуем основные структурные компоненты модели системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.

Первым ключевым компонентом Модели сопровождения является квалификационные требования к должности. Формальные требования к образованию и обучению и опыту практической работы представлены в Профессиональном стандарте «Специалист по работе с семьей». Для определения и уточнения квалификационных требований представляется целесообразным проводить анализ профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей с опорой на профессиографическое анктерование путем привлечения соответствующих экспертов в данной области. Результаты экспертного опроса могут лечь в основу построения комплексной модели профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, которая, в свою очередь, состоит из двух составляющих субмоделей: субмодель самой профессиональной деятельности и субмодель специалиста по работе с семьей (см. схему 2).

Использование профессиографического метода позволяет в достаточно полной мере раскрыть особенности профессии «Специалист по работе с семьей»; выявить и описать различные взаимосвязи субъекта профессиональной деятельности со средствами труда, с социальным окружением; обозначить приоритет познавательных процессов, участвующих в реализации при выполнении профессиональных задач. Все вышеперечисленное дает возможность определить необходимые требования, профессионально важные качества к специалисту по работе с семьей как субъекту трудовой деятельности и на этом основании построить профессиограмму и психограмму [4].

При разработке профессиограммы специалистов по работе с семьей особую значимость приобретают выявление необходимого объема умений и знаний, а также профессионально важных качеств, которые позволяют дифференцировать сотрудников по успешности труда и которые в течение всей профессиональной деятельности остаются относительно устойчивыми, стабильными, мало поддающимися развитию, тренировке (упражнению). Определение степени развития профессионально важных качеств и возможности компенсации недостаточного уровня их сформированности за счет выработки индивидуального стиля деятельности в процессе профессиональной подготовки имеет большое значение для практики управления персоналом: это дает возможность провести взаимосвязанные процедуры проведения психологического отбора и выделения ключевых критериев профессиональной пригодности, с одной стороны и, с другой – разработать направления работы по вопросами адаптации к профессии и самосовершенствования специалиста в интересах повышения успешности профессиональной деятельности.

Организацию и проведение исследований по определению квалификационных требований и профессиональной характеристике специалистов по работе с семьей целесообразно проводить по следующей методике.

1. Анализ руководящих ведомственных документов Министерства труда и социальной защиты РФ, Приказов Минтруда России, Писем Минобрнауки России, федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего образования, Профессионального стандарта, в том числе психологических классификаций современной профессиональной деятельности и методов профессиографического анализа труда.

2. Разработка методики и технологии проведения профессиографического исследования специалистов по работе с семьей.

3. Проведение опроса экспертов.

4. Анализ должностных обязанностей специалистов по работе с семьей, результатов опроса экспертов и существующих к настоящему времени квалификационных требований и профессиональных характеристик.

5. Синтез квалификационных требований и профессиональных характеристик и их обсуждение с уточнением на научно-методологических семинарах структурного подразделения с привлечением профильных представителей социальной защиты, науки и образования.

Разработка и определение квалификационных требований к должности «Специалист по работе с семьей» в рамках Модели сопровождения является не только одним из основных компонентов, о чем было отмечено ранее, но и необходимой научно-методической основой для возможной разработки профессионального обучения, непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, выбору различных методов психодиагностики в системе психологического сопровождения профессиональной деятельности и т.п.

На схеме 2 представлена комплексная модель профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.

 

 

 

Схема 2

 

Важно подчеркнуть, что в основу данной комплексной модели профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей заложены основные методологические принципы, которыми по настоящее время руководствуются в теории и практике отечественной психологии деятельности – принцип детерминизма, заключающийся в том, что наша психическая деятельность определяется образом жизнедеятельности и, соответственно, может трансформироваться с изменением образа жизни; принцип единства сознания и деятельности – один из основополагающих, благодаря которому можно выявить двустороннюю взаимосвязь между сознанием личности и деятельностью: сознание развивается в той деятельности, которой человек занимается и одновременно сознание определяет и направляет содержание самой деятельности, что позволяет говорить о возможности изменения и совершенствования деятельности и труда в целом; принцип развития психики в деятельности, благодаря которому раскрывается механизмы развития психических познавательных процессов и свойств специалиста при выполнении профессиональной деятельности, взаимодействии с другими людьми в процессе взаимодействия и общения. Благодаря данным отношениям происходит преобразование самой деятельности, которое состоит в сложном объединении, взаимосвязи, соподчинении ее различных видов и форм.

Профессиональная деятельность помогает специалисту реализовать себя, в труде происходит становление профессионала, осуществляется поиск и создание новых способов и приёмов работы и достижение успешности ее выполнения. В этом смысле моделирование специалиста по работе с семьей априори рассматривается через призму профессиональной деятельности, с учетом развития и проявления в труде профессиональной направленности, а также развития индивидуальных свойств и качеств, которые, как минимум, необходимы и являются достаточными для реализации трудовых действий, операций, решений на оптимальном уровне выполнения. Комплексная модель профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, в этом смысле, может выступить основой для разработки психологических средств, которые позволят оптимизировать динамику профессионального становления и развития специалистов по работе с семьей.

При выполнении специалистом по работе с семьей профессиональной деятельности, в течение длительного времени, важное значение приобретает процессы протекания профессиональной адаптации. Понимание основ профессиональной адаптации важно с тех позиций, что психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей выстраивается в динамике профессионального пути как для молодых специалистов, только приступивших к работе, так для сотрудников, которые уже имеют опыт профессиональной деятельности в сфере социальной работы [9]. Значимая роль психологов социальной сферы в рамках психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов, которые уже заняты в профессии, может быть связана с подготовкой и проведением различных мероприятий адаптационного характера: консультативными, психокоррекционными и тренинговыми встречами, оценкой успешности выполнения работы, точечными психодиагностическими процедурами и т.п. [11] Данные мероприятия важны в плане прогноза эффективности и результативности работы специалистов по работе с семьей, составлением программ профессионального обучения и повышения квалификации.

Профессиональное образование специалистов социальной сферы, в частности, специалистов по работе с семьей, является одной из опорных и перспективных задач в контексте качества подготовки специалистов и их дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Следует отметить не только подготовку специалистов социальных служб в рамках программ среднего и высшего образования, но и необходимость реализации непрерывного профессионального образования, программ дополнительного профессионального обучения, профессиональной переподготовки. Среди перспективных методов и образовательных технологий можно выделить активные методы обучения: деловые и ролевые игры; методы погружения в реальные профессиональные ситуации при работе с членами семьи; практические тренинги и коучинги по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семьях, психопросветительская работе с детьми и родителями, психологическое сопровождения; мастерские по проектированию и дебаты по социальным вопросам; разборы видео-кейсов, решение ситуационных задач и др. [10, 14].

Еще одним структурным компонентом Модели сопровождения специалистов по работе с семьей является динамический мониторинг-контроль профессионального развития. Проведенный анализ научных работ показал, что современные исследования в области психологии труда, акмеологии говорят о том, что для того, чтобы подготовить специалиста-профессионала в той или иной сфере, необходимо время, которое, как правило, будет зависеть от способностей человека, уровня развития его познавательных процессов, сформированности профессионально важных качеств, мотивации выполнять профессиональную деятельность – с нацеленностью на достижение успеха [5, 8, 12].

Обеспечение психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей в рамках динамического мониторинга-контроля профессионального развития и профессионализма может быть реализовано путем использования различных психодиагностических процедур психологами социальных служб. Необходимо подчеркнуть, что качество реализуемого динамического мониторинга-контроля будет определяться тем, насколько грамотно (в соответствии с целями) и научно обосновано будут подобраны определенные психодиагностические методики.

Важно, что с учетом обработки достаточно большого количества психодиагностического материала приоритетное значение приобретает математико-статистическое обеспечение мероприятий по профессиональному отбору и профессиональной аттестации специалистов по работу с семьей. Для этих целей целесообразно использовать многомерные статистические методы: факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ и др. Обращение к математико-статистическому анализу значимо с точки зрения количественного измерения профессионализма. В.В. Петрусинским предложен такой подход, сущность которого заключается в том, что автором выделено шесть показателей профессионализма, среди которых: умение прогнозировать процессы и явления в профессиональной деятельности; понимание сущности предмета своей профессиональной деятельности; широта кругозора, полнота охвата предмета профессиональной деятельности; степень творчества, новизны, оригинальности; скорость выполнения действий и операций; качество выдаваемой продукции; стабильность процесса профессионального творчества. Данные показатели, по мнению исследователя, могут быть количественно измерены [Цит. по 16].

Профессиональная аттестация специалистов по работе с семьей – еще один структурный компонент в рамках Модели сопровождения. Реализация профессиональной аттестации в динамике профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей предполагает различные направления работы, среди которых: определение профессиональной пригодности молодого специалиста к условиям профессиональной деятельности; в условиях повседневного труда – оценка профессиональной успешности специалиста по работе с семьей; в условиях ротации кадров – возможность повышения по должности, занятие руководящей должности с учетом достигнутого уровня профессионализма.

Реализацию процедуры профессиональной аттестация, с позиций психологического сопровождения, представляется закономерным проводить по двум направлениям: первый, начальный этап – предполагает разработку определенных параметров профессионализма, определенных профессионально важных качеств специалиста по работе с семьей и, второй – собственно этап профессиональной аттестации. Помимо формальной процедуры проведения аттестации, она значима с позиций обратной связи: наличия объективно сформированных профессиональных качеств, понимания направлений профессионального развития, рефлексии своих достижений к настоящему времени и т.п.

С точки зрения управления и координации, полноценная реализация Модели сопровождения предполагает, конечно, обратную связь – общую комплексную оценку, т.е. контрольную функцию. Основное функциональное назначение данного структурного компонента – получение актуальной информации в ходе реализации Модели сопровождения и по итоговым результатам отдельных этапов внесение определенных поправок и изменений. Помимо формальной процедуры оценивания самой Модели, процедура общей комплексной оценки предполагает и обратную связь для специалистов по работе с семьей для дополнительной мотивации в контексте профессионального развития. Как показывает практика, наиболее часто используемыми методами контроля и комплексной оценки могут выступать наблюдение, собеседование, зачет, психодиагностические процедуры, профессиональная аттестация.

Более пристальный анализ психологического воздействия на специалиста по работе с семьей с целью побуждения к росту своей профессиональной компетентности и раскрытия своего потенциала в профессии позволяет нам условно выделить определенные этапы:

1) определение наличного психологического состояния, действующих мотивов и потребностей;

2) формирование установки на профессиональное развитие к желаемой ситуации;

3) оценка уровня выраженности профессионально важных качеств и преобладающих мотивов в профессиональной деятельности;

4) установка на профессиональное развитие, с учетом реальной трудовой ситуации, анализ возможностей и планирование действий;

5) принятие решения по реализации программы действий;

6) выполнение принятого решения в профессиональной деятельности;

7) критическая оценка достигнутого, при необходимости – корректировка программы.

Как справедливо отмечает А.В. Карпов, изменения, которые происходят в настоящее время во многих сферах общественного производства, непосредственным образом затронули и сферу профессиональной деятельности человека [6]. Как известно, в рамках психологии труда можно выделить два принципиально разных, но взаимосвязанных между собой путей решения совершенствования способов и форм трудовой деятельности. В первом случае – это технологический путь, который заключается в совершенствовании и прогрессе самих средств труда. Второй путь – это организационный, который связан уже с познанием и развитием самого субъекта профессиональной деятельности и необходимостью изучения и раскрытия различных свойств человека в труде. В рамках реализации второго аспекта, в ходе выполнения любой профессиональной деятельности важное значение приобретает достижение определенных результатов в труде, повышение эффективности и успешности выполнения трудовой деятельности. Люди в организациях представляют собой значимый и важный ресурс, от их успешной деятельности будет зависеть и успех организации в целом и качество жизни [3]. Таким образом, в этом плане рассмотрение модели системы поэтапного психологического сопровождения профессиональной деятельности как определенным образом соподчиненную совокупность иерархично взаимосвязанных структурных компонентов, реализуемую на практике в динамике профессионализации, может выступить тем необходимым системным подходом, с помощью которого возможно применение инструментов и методов, которые могут обеспечить определенный уровень успешности выполнения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.

References

1. Zhalagina T.A., Novotorceva A.V. Kompetentnostnaya model' professional'nogo razvitiya lichnosti menedzhera [Competency model of professional development of a manager’s personality] / Konkurentnosposobnost' molodyh specialistov: razvitie professionalizma i samosovershenstvovanie. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Tver', 23 maya 2017 g. [Competitiveness of young specialists: development of professionalism and self-improvement. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Tver, May 23, 201] Tver: Tver State University; 2017. pp. 19-23. (in Russian)

2. Zhalagina T.A. Psihologo-social'noe soprovozhdenie upravleniya trudovym processom - zalog uspeshnosti professional'noy deyatel'nosti [Psychological and social support for managing labor process is the key to the success of professional activity] // Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizacionnaya psihologii i psihologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology] . 2017. Tom 2. № 2. pp. 185-200. (in Russian)

3. Zarakovskiy G.M. Kachestvo zhizni naseleniya Rossii: psihologicheskie sostavlyayuschie [The quality of life of the population of Russia: psychological components]. M.: Smysl Publ., 2009. 319 p. (in Russian)

4. Ivanova E.M. Psihologicheskaya sistemnaya professiografiya: monografiya [Psychological Systems Profession: Monograph]. M.: PER SE Publ., 2012. 208 p. (in Russian)

5. Karavanova L.Zh. Razvitie professionalizma social'nogo rabotnika: psihologo-pedagogicheskie osobennosti soprovozhdeniya [The development of professionalism of a social worker: psychological and pedagogical features of support] // Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology]. 2017. Vol. 2. № 1. pp. 191-219. (in Russian)

6. Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mehanizmov deyatel'nosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. M.: Publishing House "Institute of Psychology RAS", 2004. 424 p. (in Russian)

7. Korobkova V.V. Sistema podgotovki specialistov social'no-pedagogicheskoy sfery s sem'ey v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve (na primere Permskogo kraya) [The system of training specialists in the socio-pedagogical sphere with the family in an open educational space (on the example of the Perm Territory) ] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [ World of Science, Culture, Education]. 2019. № 1 (74). pp. 93-95. (in Russian)

8. Len'kov S.L., Rubcova N.E. Determinanty izmeneniy professional'nogo razvitiya i perspektivnye zadachi psihologii truda [Determinants of changes in professional development and promising tasks of the psychology of labor] // Chelovecheskiy faktor: problemy psihologii i ergonomiki [The human factor: problems of psychology and ergonomics]. 2017. № 2 (82). pp. 3-11. (in Russian)

9. L'vov V.M. Professional'naya adaptaciya i ee rol' v formirovanii psihologicheskoy bezopasnosti sub'ekta deyatel'nosti [Professional adaptation and its role in the formation of the psychological security of the subject of activity] // Chelovecheskiy faktor: problemy psihologii i ergonomiki [The human factor: problems of psychology and ergonomic]. 2017. № 2 (82). pp. 17-23. (in Russian)

10. Mal'ceva T.V. Osnovnye tendencii i podhody sovremennogo obrazovaniya [The main trends and approaches of modern education] // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy]. 2016. Volume 1. № 1. P. 8. (in Russian)

11. Mal'ceva T.V., Reuckaya I.E., Petrov V.E. Psihologicheskoe konsul'tirovanie lichnosti v processe professionalizacii: uchebnoe posobie [Psychological counseling of a person in the process of professionalization: a training manual]. M.: RIOR Publishing Center, 2020. 136 p. (in Russian)

12. Moroz M.V. Professional'noe stanovlenie social'nogo rabotnika [Professional formation of a social worker] // Otechestvennyy zhurnal social'noy raboty [Domestic Journal of Social Work]. 2012. № 4. pp. 144-152. (in Russian)

13. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.02.2018 № 76 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 28.02.2018 № 50185) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya 11.03.2020). [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 05.02.2018 No. 76 “On approval of the federal state educational standard of higher education - undergraduate in the direction of preparation 03.03.02 Social work (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 28.02.2018 No. 50185) [Electronic resource]. Access mode URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 11.03.2020).]

14. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.11.2013 № 682n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Psiholog v social'noy sfere» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.12.2013 № 30840) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya 11.03.2020). [Order of the Ministry of Labor of Russia dated November 18, 2013 No. 682n “On approval of the professional standard“ Psychologist in the social sphere ”(Registered in the Ministry of Justice of Russia on December 25, 2013 No. 30840) [Electronic resource]. Access mode URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 11.03.2020).]

15. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.11.2013 № 683n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po rabote s sem'ey» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.12.2013 № 30849) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya 11.03.2020). [Order of the Ministry of Labor of Russia dated November 18, 2013 No. 683n “On approval of the professional standard“ Specialist in work with the family ”(Registered in the Ministry of Justice of Russia December 26, 2013 No. 30849) [Electronic resource]. Access mode URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 11.03.2020).]

16. Psihologiya professionala: lichnost', deyatel'nost', organizaciya: monografiya / pod red. T.A. Zhalaginoy, L.Zh. Karavanovoy, E.D. Korotkinoy. [The psychology of a professional: personality, activity, organization: monograph / ed. T.A. Zhalagina, L.Zh. Karavanova, E.D. Korotkina] ,Tver: Tver State University 2014. 292 p (in Russian)

17. Rubcova N.E. Strategii professional'nogo stanovleniya konkurentnosposobnogo professionala [Strategies for the professional development of a competitive professiona] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [ Bulletin of the Tver State Technical Universit]. 2016. № 2. pp. 56-61. (in Russian)

18. Skabelina L.A. Professional'nyy psihologicheskiy otbor v sisteme psihologicheskogo soprovozhdeniya stanovleniya lichnosti advokata [Professional psychological selection in the system of psychological support for the formation of the personality of a lawyer] // Uchenye trudy Rossiyskoy akademii advokatury [Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy. ]. 2008. № 6 (11). pp. 29-35. (in Russian)

19. Sokolova A.S. Psihologicheskoe soprovozhdenie povysheniya professional'noy uspeshnosti specialistov sluzhby tehnicheskoy podderzhki: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. [Psychological support for increasing the professional success of technical support specialists: author. dis. ... cand. psychol. sciences] Tver', 2013. 27 p. (in Russian)

20. Firsov M.V., Galasyuk I.N., Moroz M.V., Hodarina E.V. Rossiyskaya model' social'noy raboty v kontekste istoricheskih obschestvennyh transformaciy [The Russian model of social work in the context of historical social transformations] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]. 2016. № 2. pp. 186-194. (in Russian)


Login or Create
* Forgot password?